Цель: создание условий для формирования ученика, мотивированного к познавательной деятельности и развитие способностей, обеспечивающих творческую самореализацию личности ребенка.
Задачи:
Воспитывающие:
- формирование нравственной отзывчивости на красоту природы родного края;
- реализации эстетических потребностей ребенка;
- формирование поведенческой мотивации к практическому применению здоровьесберегающих технологий;
- активизация мыслительных процессов и интереса к самопознанию и самовоспитанию;
- осмысление взаимодействия общества, культуры и природы;
- организация культурно-образовательной деятельности учащихся;
Обучающие:
- формирование общей культуры учащихся посредством интегрированного подхода в изучении объектов окружающей среды;
- актуализация исследовательской потребности и вовлечение в поисковую деятельность;
- формирование ключевых образовательных и экологических компетенций;
- отработка информационно – учебных навыков в решении познавательных задач и саморазвития;
- освоение методик проведения анализа окружающей среды и собственного здоровья; мероприятий по профилактике заболеваний и их предупреждения;
- поиск и реализация индивидуальной образовательной траектории ученика;
- организация и проведение отчётных выставок творческих работ учащихся, участие в социально значимых акциях, конференциях, семинарах;
- деловое сотрудничество с образовательными учреждениями города, развивающее преемственность всех ступеней дополнительного образования;
Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей, творческого воображения;
- формирование художественно-образного восприятия родного Подмосковья;
- развитие самостоятельности, ответственности, любознательности;
Программа элективного курса “Окружающая среда - фактор здоровья” позволяет осуществить комплексный подход в организации дополнительного обучения учащихся, проявляющих интерес к биологии и дисциплинам естественного цикла, а так же к школьным предметам: психологии, ОБЖ, физкультуре.
Программа относится к образовательной области - “Биология: раздел экология”, предполагает работу с учащимися 8(9) или 10(11) классов. Элективный курс рассчитан на 1 год (68 часов) обучения. В системе дополнительного образования данная программа актуальна в связи с тем, что ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. Данный курс дает возможность учащимся познать свой собственный организм, отработать умения проводить исследования, освоить мероприятия по профилактике заболеваний, обобщить знания и готовит к выбору профессий, относящихся к биологии, медицине, ветеринарии, эколога-лаборанта, технолога.
Программа курса включает три образовательных модуля: Раздела I “Здоровье” мотивирует учащихся к изучению данного курса, знакомит с аспектами функционирования здорового организма (биологическим, физиологическим, психофизиологическим, социальным) по которым, можно судить об индивидуальном здоровье. В этом разделе предусмотрено проведение уроков тренингов, коммуникативных практикумов, которые знакомят учащихся с понятием и последствиями стресса: физиологического, психологического, учебного, а так же с техникой по его нейтрализации как способа сохранения жизненного оптимизма. Структура занятий поможет школьнику в реализации базовых потребностей в процессе обучения, научит обрабатывать информацию быстрее и качественнее, чтобы, став взрослым, он также смог воспользоваться полученными навыками и быть успешным в профессии, личной жизни, своих духовных исканиях. Раздела II “Окружающая среда” предполагает групповую форму работы учащихся.
Форма организации и содержание занятий учитывает возрастные психологические особенности подростков, а ведущая их потребность это самостоятельная деятельность. Ребята на занятиях кружка познают свой организм, отрабатывают умения проводить исследования окружающей среды, осваивают мероприятия по профилактике заболеваний. Широко используемая, технология исследовательской деятельности помогает в достижении новых образовательных результатов: развивать у ребят умения ставить цели, определять задачи, формировать независимые суждения, приобретать навыки самоорганизации, собирать и анализировать информацию. Реализует эти задачи раздела III “Экологический мониторинг”, который работает в рамках общешкольного проекта: “Мир, в котором я живу. Среда обитания и состояние организма”.
Постановка педагогом задач строится с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего звена, ведущей деятельностью которых является не только получение знаний, но и отработка практических навыков и умений. Содержание курса лаконично переплетается с предметами естественного цикла: биология, психология, география, экология, химия, способствуя их углубленному изучению.
Практическая ценность элективного курса: “Окружающий мир – фактор здоровья” в том, что он позволяет:
- сформировать ученика, мотивированного к познавательной деятельности;
- создать условия для развития способностей, обеспечивающих творческую самореализацию личности ребенка.
- сформировать ключевые образовательные и экологические компетенции;
- приобрести навыки анализа взаимодействия общества, культуры и природы;
- добиться устойчивого интереса к предметам, желания пополнять, обновлять, полученные знания,
- формировать общую культуру учащихся;
- осуществлять социализацию обучающихся.
Основной закон усвоения:
воспринять – осмыслить
запомнить – применить
проверить результат
Учебный план
“Окружающая среда фактор здоровья”
№ | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов |
Лекции | Практические занятия |
1. | Раздел I. Здоровье Здоровье в концепции ортобиотики. |
26 5 |
2 | 3 |
2. | Здоровье как состояние организма. | 15 | 3 | 12 |
3. | Здоровьесберегающие технологии в профилактике стресса. | 6 | 2 | 4 |
4. | Раздел II. Окружающая среда. Поселение как среда жизни. |
24 8 |
3 |
5 |
5. | Экология жилища. | 8 | 3 | 5 |
6. | Условия проживания человека и
профилактика заболеваний. |
8 | 3 | 5 |
7. | Раздел III. Экологический мониторинг | 18 | 2 | 12 |
8 | Презентация проекта по выбранной теме: | 4(6) | ||
Итого: | 68 |
Учебная программа
“Окружающая среда фактор здоровья”
Занятие/неделя | Наименование разделов, тем и дисциплин | Всего часов |
Лекции | Практические, лабораторные, семинарские занятия | Круглые столы, деловые игры | Формы контроля |
1. Сентябрь |
Раздел I. “Здоровье” Тема I. Здоровье в концепции ортобиотики. |
26 5 |
|
Зачет | ||
I | 1. Понятие здорового образа жизни. | 2 | 2 | 1 | ||
II | 2-3. Факторы, разрушающие
здоровье. “Изучение социально-психологических факторов” |
|||||
III | 4. Вклад ученых в разработку теории здорового образа жизни. | |||||
IV | 5. Обобщение | Проект “Здоровье как состояние организма” | ||||
2. Октябрь |
Тема II. Здоровье как состояние организма. | 15 | 3 | 11 | 1 | |
I | 6-7. Ресурсное состояние
человека/ Оценка индивидуального здоровья. “Оценка развития утомления и степени внимания”. “Исследование индивидуальный биоритмов” |
Практическая работа № 1-4 |
||||
II | 8-9. Оценка опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистой системы; | Практическая работа № 5-7 |
||||
III | 10-11. Оценка дыхательной
системы; пищеварительной системы “Составление дневного рациона” “Изучение устойчивости витаминов” |
Практическая работа № 8-9 |
||||
IV | 12-13. Пищевые отравления. Влияние никотина, никотина, алкоголя на пищеварительные ферменты. | Практическая работа №10-11 |
Презентация “Карта здоровья” | |||
Ноябрь I |
14-15. Обобщение | Проект “Адаптивные возможности как показатель моей работоспособности” | ||||
неделя | Тема III. Здоровьесберегающие технологии в профилактике стресса | 6 | 3 | 2 | 1 | |
Ноябрь II |
16-17. Природа стресса. Понятие
эмоционального стресса. “Способы работы с эмоциональным стрессом” |
1 | 1 | Проект “Процесс ухода за комнатными растениями и психическое здоровье” | ||
III | 18-19. Учебный стресс. “Работа по стратегии и тактике выхода” |
1 | 1 | |||
IV | 20-21. Понятие экологический
стресс. “Способы нейтрализации учебного стресса |
1 | 1 | |||
Раздел II. “Окружающая среда” | 24 | |||||
Декабрь неделя |
Тема IV. Поселение как среда жизни | 8 | 1 | 3 | 4 | |
I | 22-23. Городской ландшафт и его зоны | 1 | 1 | |||
II | 24-25. Проблемы бытового мусора | 1 | 1 | |||
III | 26-27. Проблема эксплуатации автотранспорта; | 1 | 1 | Проект “Влияние автотранспорта на состояние атмосферы в окрестностях гимназии” | ||
IV | 28-29. Обобщение | 2 | ||||
Январь неделя |
Тема V. Экология жилища. | 8 | 3 | 5 | Проект “Экология классной комнаты” | |
I | 30-31. Строительные материалы | Проект “Растения в интерьере экологически чистой квартиры” | ||||
II | 32-33. Интерьер | |||||
III | 34-35. Микроклимат жилища | |||||
IV | 36-37.Динамика микрофлоры учебного помещения | |||||
Февраль неделя |
Тема VI Условия проживания человека и профилактика заболеваний. |
8 | 3 | 5 | Проект “Эти вещества рядом с нами!” | |
I | 38-39. Препараты бытовой химии и их безопасное использование | |||||
II | 40-41. Состав и качество
питьевой воды. |
Проект “В поисках живой воды” | ||||
III IV |
42-43. Компьютеры и твое
здоровье. 44-45. Обобщение. |
Проект “Оценка качества бутиллированной воды” | ||||
Март неделя |
Раздел III. “Экологический мониторинг окружающей среды” | 14 | 8 | 4 | ||
I | 46-47. Производственная среда и профессиональные заболевания. | 1 | 1 | |||
II | 48-48. Метеорологические условия производства. | 1 | ||||
III | 49-50. Ионизирующее и излучение электромагнитное. | 1 | 1 | |||
IV | 51-52. Воздействие токсичных веществ. | 1 | 1 | |||
Апрель неделя |
||||||
I | 53-54. Плюсы и минусы биотехнологий. | 1 | 1 | |||
II | 55-56. Планирование и проведение природоохранных мероприятий. | 1 | 1 | |||
III | 57-58. Редкие и исчезающие виды красной книги Московской области. | 1 | 1 | Вышивка “Многообразие видов родного Подмосковья” | ||
IV | 59-60. Моделирование и проектирование социоприродных процессов. | 1 | ||||
Май неделя I |
60-61. Защита проекта по выбранной теме. | 4 | ||||
II | 62-63 | 1 | ||||
III | 64-65 | 1 | ||||
IV | 66-67(68) | 2 |