Базовый учебник
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровский и других. 5-9 классы: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Авторы: Л.И. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын, М.: Просвещение, 2014.
№ | Содержание урока | Слайд презентации |
1 | Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем не только изучать явления русского языка, но погрузимся и в мир литературы, и в мир информатики, и вновь будем развивать наше творчество – сочинять синквейны. Но начнем мы с проверки того, как вы выполнили домашнее задание. |
Слайд 1 |
2 | Проверка домашнего задания. У вас на парте лежат листочки доя работы в паре. Пожалуйста, решите тесты. (Приложение 1) |
Слайд 1 |
3 | Самопроверка и самооценивание | Слайды 2 – 4 |
4 | Актуализация знаний. О каких явлениях лексики не спрашивалось в тестах? Что такое омонимы? Что такое паронимы? Приведите примеры |
Слайды 2 – 4 |
5 | Проверка знания теоретического
материала. Терминологический диктант. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. Поднимите руку, у кого оценка “5”? “4”? Остальные ребята, я думаю, поняли, что надо еще подучить. (Приложение 2) |
Слайд 5 Слайд 6 |
6 | Подготовка к восприятию нового
материала. Ребята, вам наверняка знакомо то стихотворение Агнии Барто, которое я сейчас прочту. Я его очень люблю, надеюсь, и тем ребятам, которым оно незнакомо, стихотворение понравится. |
Слайд 7 |
7 | Беседа по стихотворению. Как вы думаете, поняла девочка свою маму? Почему? Значение какого слова девочка поняла буквально? А что имела в виду мама? (Приложение 3) |
Слайд 8 |
8 | А к какому словарю нам надо обратиться,
чтобы не попасть впросак при употреблении того
или иного слова? Работа со словарем. Давайте и мы обратимся к нашему помощнику и узнаем, какие значения имеет слово теплота. |
Слайд 9 |
9 | Теплота – нагретое состояние
чего-нибудь: в дом дали тепло Теплота – сердечное, доброе отношение: душевное тепло Так о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема нашего урока? Запишем ее в тетрадях. |
Слайд 10 |
10 | Беседа по изученному материалу. Итак, вы знаете, что слово может быть ... однозначным и многозначным |
Слайд 11 |
Многозначное слово может иметь ... прямое и переносное значение | Слайд 12 | |
Перенос всегда происходит по ... сходству предметов, явлений, качеств, признаков, аналогий, функций и пр. Приведите примеры. | Слайды 13 – 15 | |
Обо всем этом мы говорили с вами и на
уроках литературы. А вот теперь разгадайте
загадку. Это слово знакомо вам всем без
исключения, мало того, оно знакомо и вашим
родителям, и многим бабушкам и дедушкам. Вы
пользуетесь им практически ежедневно, а
современная деловая и личная переписка без этого
символа вообще невозможно. Если вы догадаетесь, о
чем идет речь, запишите название этого символа и
изобразите его в своих тетрадях. Итак, этот символ мы называем собакой. Вы видите первый в мире электронный адрес (слайд 26) и знаете, что этот символ включен даже в азбуку Морзе. |
Слайды 16 – 26 | |
11 | Закрепление материала. Самопроверка | Слайд 27 – 28 |
12 | Скажите, а где еще максимально используются средства выразительности, тропы? Вот сейчас мы и поработаем с чудным поэтическим текстом. Распечатки у вас на столе (Приложение 3) | Слайды 29 – 32 |
13 | Работа по стилистике. Ребята, какие стили речи нам знакомы? А типы речи? Сейчас мы обратимся с вами к следующим текстам и ответим на некоторые вопросы. (Приложение 4). Беседа по вопросам. Стилистический эксперимент. Давайте уберем из текста И.С. Тургенева все средства выразительности. Что изменилось? Так для чего нужны тропы? |
Слайды 33 – 35 |
14 | Работа по развитию аналитического
мышления. Давайте составим синквейны о том, что такое значение слова, метафора, сравнение и пр. (Приложение 5). |
Слайды 36 – 37 |
15 | Комплексная работа с текстом М.М.
Пришвина. Какой основной троп использует писатель? Найдите сравнение в тексте. Попробуйте создать свой текст по аналогии. |
Слайды 38 – 40 |
16 | Работа по развитию речи. Составление связного высказывания по изображенному на слайде. Если кому-то из вас будет трудно, составьте опорные словосочетания. Прослушивание нескольких работ (как слабых, так и сильных учеников) |
Слайд 41 |
17 | Итоги урока. Домашнее задание.(Приложение 6). Подготовиться к контрольному тесту по теме “Лексика” (Приложение 7). Рефлексия. |
Слайды 42 – 44 |
Использованные ресурсы.
- https://urok.1sept.ru/
- http://infourok.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://prezentacii.com/
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7999/
- http://www.malysham.info/mama/stihi/barto/12.php
Использованная литература.
- Зачет на основе текста. Русский язык. 5 класс/В.Н. Афанасьева, А.Н. Майрина. – М.: Издательство “Экзамен”, 2014
- Карточки для экспресс-контроля по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся /Составитель Т.А. Пилипончик. – 4-е издание. – Мозырь: Белый ветер, 2013