Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных

Разделы: Биология


Цель урока: формирование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности ракообразных в связи со средой их обитания.

Задачи урока:

А) образовательные. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных на примере речного рака, раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека.

б) развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления и творческих способностей через проблемные вопросы, сравнение, развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения;

в) воспитательные, способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению.

г) социальные: способствовать развитию у учащихся умений задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы; умений помогать товарищам и поддерживать их; умений выражать свое мнение о ходе совместной работы; умений четко формулировать свои мысли; связать новую информацию с уже изученным материалом; умений научить товарища тому, что знаешь сам; умений задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть проблемы.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-исследование

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, технология критического мышления.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Активизация знаний:

Учитель: Тип членистоногие – самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Тип членистоногие включает 3 класса: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Сегодня мы с вами познакомимся с первым классом – Ракообразные.

Давайте запишем в тетрадях тему нашего урока. Ребята посмотрите на этих животных – представителей ракообразных. Показ слайдов.

Это хорошо вам знакомые речной рак, крабы, креветки, омары, лангусты, мокрицы.

К ракообразным относят и дафний, длиной всего лишь 3-5 мм, живущих в небольших водоемах - лужах, прудах, озерах. Циклопы, бокоплавы, щитни, морские желуди – это тоже ракообразные.

Ракообразные – водные членистоногие. Они распространены в морях, пресных водоемах, немногие, например мокрица и пальмовый вор перешли к наземному образу жизни.

Учитель: Вопрос классу: Почему таких разных животных ученые - систематики объединяют в одну группу класс Ракообразные? (Они родственны)

В чем заключается их родство? (Учащиеся самостоятельно выдвигают предположения: возможно у них...) – какие ваши предположение. (Дети отвечают)

Все ваши предположения мы записываем в нашу “Корзину идей”, а затем в конце урока проверим, правильны ли они.

Записать на доске проблему и гипотезы.

Мы выдвинули ряд предположений, это - гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? (Нужно провести исследование)

Сегодня у нас урок-исследование.

Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое.

В ходе сегодняшнего урока мы должны решить проблему: Почему столь разные животные объединены в одну группу?

Изучать ракообразных мы будем на примере речного рака.

Учитель задает вопросы классу:

1. Почему речного рака относят к классу Ракообразные?

2. Какие черты приспособленности имеет речной рак к среде обитания?

3. Каково значение подвижности глаз в жизни речного рака?

4. Как дышат речные раки?

5. Какие органы выделения есть у речного рака?

6. Что такое гемолимфа? Какую функцию она выполняет в жизни животного?

Учащиеся пока не могут дать ответы на все эти вопросы.

Учитель: Пока мы еще не можем ответить на все эти вопросы, т.к. нам не хватает информации. Чтобы ответить на вопросы, нам надо обратиться к новому материалу.

3. Изучение новой темы.

Текст параграфа № 24 (учебник В.М. Константинов Биология. Животные 7 класс) разбивается на отрывки для самообучения. Учащиеся садятся в группы по 5-6 человек. Каждая группа работает с определенным текстом.

1 группа – Образ жизни и внешнее строение речного рака.

2 группа – Особенности внутреннего строения речного рака.

3 группа – Многообразие ракообразных.

Алгоритм работы учащихся в группах:

1. Каждый учащийся в группе читает текст.

2. Все вместе учащиеся составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные для них понятия.

3. Этот конспект выполняют на листе ватмана (1 ученик), все остальные у себя в тетрадях.

4. Каждая группа выбирает 1 ученика своего “эксперта” или “ специалиста”, который будет выступать со своей презентацией у доски.

Презентация всех групп у доски.

От каждой группы выходят “специалисты”, вывешивают на доске презентационные листы, идет рассказ новой темы.

Все остальные учащиеся во время презентации делают в своих тетрадях опорные конспекты других групп. По окончании презентаций у всех учащихся в тетрадях должно быть 3 опорных конспекта и 4 таблицы.

После каждой презентации учащихся идет показ слайдов по соответствующей теме.

1 группа – По мере выступления 1 группы учащиеся всего класса заполняют таблицы в тетрадях:

Черты приспособленности речного рака к водному образу жизни

Часть тела, органы Черты приспособленности
Покровы тела Прочность  
Окраска  
Части тела, обеспечивающие передвижение По дну
В толе воды
 
Органы чувств    
Органы дыхания    
     

Функции конечностей речного рака

Конечность Выполняемая функция
   

2 группа – Заполнение учащимися в тетрадях таблицы:

Внутреннее строение ракообразных

Система органов Особенности строения Выполняемая функция
Пищеварительная система    
Кровеносная система    
Дыхательная система    
Выделительная системы    
Нервная система    
Половая система    

3 группа –

Многообразие ракообразных

Название отряда Примеры Особенности строения Значение в природе и жизни человека
Десятиногие      
Листоногие      
Веслоногие      
Равноногие      
Разноногие      
Усоногие      

4. Стадия рефлексии.

Учитель: Итак, вернемся к нашей проблеме: Почему столь разные животные объединены в одну группу?

В чем заключается их родство? Давайте скажем, что общего у этих животных. (Ответы учащихся)

Выводы в тетрадях записать.

1. Ракообразные – первичноводные членистоногие с хитиновым, жестким и прочным панцирем.

2. Членистые конечности, расположенными на грудном и брюшном отделах.

3. Два отдела тела: головогрудь и брюшко.

4. Дышат при помощи жабр.

5. Две пары усиков.

6. Сложные глаза, состоящие из множества мелких глазков – фасеток.

7. 5 пар ходильных ног.

8. Незамкнутая кровеносная система, сердце пятиугольной формы.

Учитель: Ребята, давайте вернемся к нашей “Корзине идей” и проверим, правильны ли те гипотезы, которые мы выдвигали в начале урока. Идет обсуждение.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание: параграф №24 , конспекты, составить кроссворд “Многообразие ракообразных”.