Цель урока: формирование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности ракообразных в связи со средой их обитания.
Задачи урока:
А) образовательные. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных на примере речного рака, раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека.
б) развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления и творческих способностей через проблемные вопросы, сравнение, развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения;
в) воспитательные, способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению.
г) социальные: способствовать развитию у учащихся умений задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы; умений помогать товарищам и поддерживать их; умений выражать свое мнение о ходе совместной работы; умений четко формулировать свои мысли; связать новую информацию с уже изученным материалом; умений научить товарища тому, что знаешь сам; умений задавать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в суть проблемы.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урок-исследование
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, технология критического мышления.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Активизация знаний:
Учитель: Тип членистоногие – самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Тип членистоногие включает 3 класса: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.
Сегодня мы с вами познакомимся с первым классом – Ракообразные.
Давайте запишем в тетрадях тему нашего урока. Ребята посмотрите на этих животных – представителей ракообразных. Показ слайдов.
Это хорошо вам знакомые речной рак, крабы, креветки, омары, лангусты, мокрицы.
К ракообразным относят и дафний, длиной всего лишь 3-5 мм, живущих в небольших водоемах - лужах, прудах, озерах. Циклопы, бокоплавы, щитни, морские желуди – это тоже ракообразные.
Ракообразные – водные членистоногие. Они распространены в морях, пресных водоемах, немногие, например мокрица и пальмовый вор перешли к наземному образу жизни.
Учитель: Вопрос классу: Почему таких разных животных ученые - систематики объединяют в одну группу класс Ракообразные? (Они родственны)
В чем заключается их родство? (Учащиеся самостоятельно выдвигают предположения: возможно у них...) – какие ваши предположение. (Дети отвечают)
Все ваши предположения мы записываем в нашу “Корзину идей”, а затем в конце урока проверим, правильны ли они.
Записать на доске проблему и гипотезы.
Мы выдвинули ряд предположений, это - гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? (Нужно провести исследование)
Сегодня у нас урок-исследование.
Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое.
В ходе сегодняшнего урока мы должны решить проблему: Почему столь разные животные объединены в одну группу?
Изучать ракообразных мы будем на примере речного рака.
Учитель задает вопросы классу:
1. Почему речного рака относят к классу Ракообразные?
2. Какие черты приспособленности имеет речной рак к среде обитания?
3. Каково значение подвижности глаз в жизни речного рака?
4. Как дышат речные раки?
5. Какие органы выделения есть у речного рака?
6. Что такое гемолимфа? Какую функцию она выполняет в жизни животного?
Учащиеся пока не могут дать ответы на все эти вопросы.
Учитель: Пока мы еще не можем ответить на все эти вопросы, т.к. нам не хватает информации. Чтобы ответить на вопросы, нам надо обратиться к новому материалу.
3. Изучение новой темы.
Текст параграфа № 24 (учебник В.М. Константинов Биология. Животные 7 класс) разбивается на отрывки для самообучения. Учащиеся садятся в группы по 5-6 человек. Каждая группа работает с определенным текстом.
1 группа – Образ жизни и внешнее строение речного рака.
2 группа – Особенности внутреннего строения речного рака.
3 группа – Многообразие ракообразных.
Алгоритм работы учащихся в группах:
1. Каждый учащийся в группе читает текст.
2. Все вместе учащиеся составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные для них понятия.
3. Этот конспект выполняют на листе ватмана (1 ученик), все остальные у себя в тетрадях.
4. Каждая группа выбирает 1 ученика своего “эксперта” или “ специалиста”, который будет выступать со своей презентацией у доски.
Презентация всех групп у доски.
От каждой группы выходят “специалисты”, вывешивают на доске презентационные листы, идет рассказ новой темы.
Все остальные учащиеся во время презентации делают в своих тетрадях опорные конспекты других групп. По окончании презентаций у всех учащихся в тетрадях должно быть 3 опорных конспекта и 4 таблицы.
После каждой презентации учащихся идет показ слайдов по соответствующей теме.
1 группа – По мере выступления 1 группы учащиеся всего класса заполняют таблицы в тетрадях:
Черты приспособленности речного рака к водному образу жизни
Часть тела, органы | Черты приспособленности | |
Покровы тела | Прочность | |
Окраска | ||
Части тела, обеспечивающие передвижение | По дну В толе воды |
|
Органы чувств | ||
Органы дыхания | ||
Функции конечностей речного рака
Конечность | Выполняемая функция |
2 группа – Заполнение учащимися в тетрадях таблицы:
Внутреннее строение ракообразных
Система органов | Особенности строения | Выполняемая функция |
Пищеварительная система | ||
Кровеносная система | ||
Дыхательная система | ||
Выделительная системы | ||
Нервная система | ||
Половая система |
3 группа –
Многообразие ракообразных
Название отряда | Примеры | Особенности строения | Значение в природе и жизни человека |
Десятиногие | |||
Листоногие | |||
Веслоногие | |||
Равноногие | |||
Разноногие | |||
Усоногие |
4. Стадия рефлексии.
Учитель: Итак, вернемся к нашей проблеме: Почему столь разные животные объединены в одну группу?
В чем заключается их родство? Давайте скажем, что общего у этих животных. (Ответы учащихся)
Выводы в тетрадях записать.
1. Ракообразные – первичноводные членистоногие с хитиновым, жестким и прочным панцирем.
2. Членистые конечности, расположенными на грудном и брюшном отделах.
3. Два отдела тела: головогрудь и брюшко.
4. Дышат при помощи жабр.
5. Две пары усиков.
6. Сложные глаза, состоящие из множества мелких глазков – фасеток.
7. 5 пар ходильных ног.
8. Незамкнутая кровеносная система, сердце пятиугольной формы.
Учитель: Ребята, давайте вернемся к нашей “Корзине идей” и проверим, правильны ли те гипотезы, которые мы выдвигали в начале урока. Идет обсуждение.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание: параграф №24 , конспекты, составить кроссворд “Многообразие ракообразных”.