Цели урока:
предметные:
сформировать представление о форменных элементах крови и их функциях;
продолжить формировать умение работать с различными источниками и формами получаемой информации (текст, схемы, таблицы);
личностные:
стимулировать развитие познавательного интереса;
развитие самостоятельности в информационной деятельности;
формировать здоровый образ жизни;
метапредметные:
контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;
продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
развивать коммуникативные способности через групповую работу;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, исследовательский метод.
Оборудование: таблица “Кровь”, микроскоп, микропрепараты “Кровь человека” и “Кровь лягушки”, мультимедийная презентация урока.
Технология: Французской мастерской.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Саморегуляция | В одной популярной книге по физиологии было образно сказано (учитель зачитывает отрывок из книги Г. Юдина “Главное чудо света”): “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание[1] | Эмоциональный настрой и мотивация для дальнейшей работы |
Индукция | Вопрос к классу: О каком красном
море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что
образно морем названа кровь.) О каких кораблях
идет речь? Из каких каменных гаваней выходят
новые корабли? Чтобы ответить на все вопросы учитель предлагает ученикам поработать в мастерских: “Биологическая”, “Статистическая”, “Медицинская”, “Исследовательская” |
Осмысление содержания |
Само конструкция | Учитель оглашает алгоритм деятельности мастерской. | Индивидуальная работа учащихся. Обдумав, ребята по интересам расходятся по мастерским, но учащиеся могут поменять свое решение. |
Социоконструкция | Учитель направляет творческий процесс учащихся. | Групповая работа. Ребята занимаются своей деятельностью в зависимости от направления (смотри приложение) |
Социализация | Учитель – мастер тоже показывает свою работу в виде мультимедийной презентации. | Учащиеся демонстрируют свои работу: таблицы, схемы, вывешивая их на доске. |
Афиширование | Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое. Признав за ней право на особое положение. Люди ввели кровь как составную и главную часть в различные обряды и ритуалы. Ее окропляли землю и семена перед посевом, надеясь, что это придаст им особую жизненную силу и обеспечит хороший урожай. Именно из представлений о таинственной силе возник ритуал жертвоприношения. Например, когда Пифагор нашел изящное доказательство своей знаменитой теоремы, он тут же принес в жертву Богам 100 животных. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной. И немудрено: с тех пор как человек осознал себя человеком, он сотни раз убеждался на собственном опыте, что потеря крови грозит живому существу большими неприятностями и порой и гибелью. И поэтому нетрудно проследить за логическими построениями наших предков: “Есть кровь – есть жизнь. Нет крови – нет жизни”. [3] | Демонстрация и защита своей работы. Ребята выслушивают каждую мастерскую. |
Рефлексия | О каких кораблях идет речь?
(Ответы учащихся: под кораблями подразумевались
эритроциты, часть которых все время погибает, но
их количество восстанавливается за счет новых
эритроцитов, поступающих в кровь из кроветворных
органов) Синквейн: кровь - это... |
Подведение итогов работы на уроке. Выставление группой оценок учащимся |
Используемая литература:
1. Е.Н.Демьянков “Биология мир человека. Задачи. Дополнительные материалы”, Издательский центр “Владос”, 2004 г.
2. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш “Биология. Человек”, Издательский центр ООО“Дрофа”, 2014 г.
3. Г.М.Муртазин “Активные формы и методы обучения биологии” Москва “Просвещение”, 1988.
Мастерская “Исследовательская”
“Микроскопическое строение крови человека и лягушки”
Цель: сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
1. Настройте микроскоп на свет.
2. Рассмотрите микропрепарат крови человека.
3. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки.
4. Сравните, заполнив таблицу:
Эритроциты | Размер (больше или меньше) |
Форма | Есть или нет ядро | Окраска |
человека | ||||
лягушки |
5. Сделайте вывод:
Кровь … способна больше переносить кислорода, чем кровь …., благодаря ... форме и отсутствию ….
6. Озвучьте классу отличие клеток человека и лягушки и вывод.
Мастерская “Статистическая”
1. Прочитайте текст учебников “Биология. Человек” (авт. Д. В. Колесов) на стр. 109-112 и 114.
2. Изучите клетки крови по плану:
- количество клеток в 1 мм3,
- продолжительность жизни,
- особенности строения
- функции клеток крови;
3. Заполните таблицу.
Клетки крови | Количество в 1 куб.мм |
Строение (форма, наличие ядра) |
Продолжительность жизни |
Функция |
эритроциты | ||||
лейкоциты | ||||
тромбоциты |
4. Продемонстрируйте таблицу классу c помощью флешки.
Скороходова Л.Б. 263-715-494
Мастерская “Биологическая”
1. Изучите состав и значение плазмы, используя текст учебника “Биология. Человек” (автор А.С.Батуев) на стр. 5, 1 пункт 1 и 3.
2. Прочитайте текст учебника “Биология. Человек” (автор Д.В. Колесов) на стр.109-112,114. Изучите клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) по плану:
- количество клеток в 1 мм3,
- продолжительность жизни,
- особенности строения
- функции клеток крови;
3. Заполните таблицу.
Клетки крови | Количество в 1 куб.мм |
Строение (форма, наличие ядра) |
Продолжительность жизни |
Функция |
эритроциты | ||||
лейкоциты | ||||
тромбоциты |
4. Устно дайте ответ по алгоритму.
Алгоритм ответа
1. Расскажите о составе и значении плазмы.
2. Рассказать о клетках крови по плану:
- количество клеток в 1 мм3,
- продолжительность жизни,
- особенности строения;
- функции клеток крови.
Мастерская “Медицинская”
1. Прочитайте текст информационной карточки о заболеваниях крови.
2. Устно дайте ответ по алгоритму.
Алгоритм ответа
1. Расскажите о заболевании-малокровии и гемофилия по плану:
- с какими клетками связано заболевание;
- причина заболеваний;
- лечение, если возможно.
Информационная карточка
1. Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел голландский естествоиспытатель Антони Ван Левенгук. Тельца имели красный цвет, и он назвал их корпускулами, что и означает по латыни тельца. Основная функция эритроцитов: перенос кислорода от органов дыхания к тканям и удаление углекислого газа из тканей. Гемоглобин, присоединивший кислород, превращается в оксигемоглобин. Оксигемоглобин имеет ярко красный цвет, гемоглобин темно красный, этим объясняется различие в окраске венозной и артериальной крови. В тканях оксигемоглобин легко отдает кислород и вновь превращается в гемоглобин. Наиболее прочно гемоглобин соединяется с угарным газом (СО). При содержании в воздухе 0,1% угарного газа ведет к превращению 80% гемоглобина в карбоксигемоглобин, который уже не способен присоединять и переносить кислород, что является опасным для жизни.
При недостатке в крови гемоглобина развивается тяжелое заболевание анемия (малокровие). Анемия может быть связана с сокращением общего числа эритроцитов в крови (например, из-за нарушения процесса их образования или большой кровопотери), а также с уменьшением содержания гемоглобина в эритроцитах (при некоторых заболеваниях). При анемии уменьшается количество кислорода, переносимого кровью к тканям, и органы подвергаются кислородному голоданию. При малокровии назначают настои шиповника, рябины, гранатовый сок или назначают переливание крови.[1]
2. Гемофилия - наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови. Гемофилия появляется из-за изменения одного гена в хромосоме X. Женщины-носительницы передают дефектный ген 50% своего потомства.
Исторический пример передачи гемофилии по женской линии – английская королева Виктория, носительница гемофилии . Она передала через свое потомство болезнь многим царственным домам Европы, в том числе и русскому: Царевич Алексей, сын Николая II , страдал этой болезнью.
Таким образом, мужчины с дефектной Х-хромосомой всегда больны. Они не могут передать болезнь по наследству своим сыновьям, однако их дочери – всегда носительницы гемофилии.
При этом заболевании появляются кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в следствии любой, даже незначительной травмы или хирургического вмешательства. Хотя болезнь на сегодняшний день неизлечима, её течение контролируется при помощи введения в организм человека недостающего фактора свертывания крови непосредственно в вену пациента. Благодаря этому кровотечения или предотвращаются, или снижаются их негативные в последствия.[1]