Урок по теме "Состав крови" с технологией французских мастерских

Разделы: Биология


Цели урока:

предметные:

сформировать представление о форменных элементах крови и их функциях;

продолжить формировать умение работать с различными источниками и формами получаемой информации (текст, схемы, таблицы);

личностные:

стимулировать развитие познавательного интереса;

развитие самостоятельности в информационной деятельности;

формировать здоровый образ жизни;

метапредметные:

контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме;

продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

развивать коммуникативные способности через групповую работу;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, исследовательский метод.

Оборудование: таблица “Кровь”, микроскоп, микропрепараты “Кровь человека” и “Кровь лягушки”, мультимедийная презентация урока.

Технология: Французской мастерской.

Ход урока.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Саморегуляция В одной популярной книге по физиологии было образно сказано (учитель зачитывает отрывок из книги Г. Юдина “Главное чудо света”): “В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание[1] Эмоциональный настрой и мотивация для дальнейшей работы
Индукция Вопрос к классу: О каком красном море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что образно морем названа кровь.) О каких кораблях идет речь? Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?

Чтобы ответить на все вопросы учитель предлагает ученикам поработать в мастерских: “Биологическая”, “Статистическая”, “Медицинская”, “Исследовательская”

Осмысление содержания
Само конструкция Учитель оглашает алгоритм деятельности мастерской. Индивидуальная работа учащихся. Обдумав, ребята по интересам расходятся по мастерским, но учащиеся могут поменять свое решение.
Социоконструкция Учитель направляет творческий процесс учащихся. Групповая работа. Ребята занимаются своей деятельностью в зависимости от направления (смотри приложение)
Социализация Учитель – мастер тоже показывает свою работу в виде мультимедийной презентации. Учащиеся демонстрируют свои работу: таблицы, схемы, вывешивая их на доске.
Афиширование Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое. Признав за ней право на особое положение. Люди ввели кровь как составную и главную часть в различные обряды и ритуалы. Ее окропляли землю и семена перед посевом, надеясь, что это придаст им особую жизненную силу и обеспечит хороший урожай. Именно из представлений о таинственной силе возник ритуал жертвоприношения. Например, когда Пифагор нашел изящное доказательство своей знаменитой теоремы, он тут же принес в жертву Богам 100 животных. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной. И немудрено: с тех пор как человек осознал себя человеком, он сотни раз убеждался на собственном опыте, что потеря крови грозит живому существу большими неприятностями и порой и гибелью. И поэтому нетрудно проследить за логическими построениями наших предков: “Есть кровь – есть жизнь. Нет крови – нет жизни”. [3] Демонстрация и защита своей работы. Ребята выслушивают каждую мастерскую.
Рефлексия О каких кораблях идет речь? (Ответы учащихся: под кораблями подразумевались эритроциты, часть которых все время погибает, но их количество восстанавливается за счет новых эритроцитов, поступающих в кровь из кроветворных органов)

Синквейн: кровь - это...

Подведение итогов работы на уроке. Выставление группой оценок учащимся

Используемая литература:

1. Е.Н.Демьянков “Биология мир человека. Задачи. Дополнительные материалы”, Издательский центр “Владос”, 2004 г.

2. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш “Биология. Человек”, Издательский центр ООО“Дрофа”, 2014 г.

3. Г.М.Муртазин “Активные формы и методы обучения биологии” Москва “Просвещение”, 1988.

Мастерская “Исследовательская”

“Микроскопическое строение крови человека и лягушки”

Цель: сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

1. Настройте микроскоп на свет.

2. Рассмотрите микропрепарат крови человека.

3. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки.

4. Сравните, заполнив таблицу:

Эритроциты Размер
(больше или меньше)
Форма Есть или нет ядро Окраска
человека        
лягушки        

5. Сделайте вывод:

Кровь …  способна больше переносить кислорода, чем кровь …., благодаря ... форме и отсутствию  ….

6. Озвучьте классу отличие клеток человека и лягушки и вывод.

Мастерская “Статистическая”

1. Прочитайте текст учебников “Биология. Человек” (авт. Д. В. Колесов) на стр. 109-112 и 114.

2. Изучите клетки крови по плану:

  • количество клеток в 1 мм3,
  • продолжительность жизни,
  • особенности строения
  • функции клеток крови;

3. Заполните таблицу.

Клетки крови Количество
в 1 куб.мм
Строение
(форма, наличие ядра)
Продолжительность
жизни
Функция
эритроциты        
лейкоциты        
тромбоциты        

4. Продемонстрируйте таблицу классу c помощью флешки.

Скороходова Л.Б. 263-715-494

Мастерская “Биологическая”

1. Изучите состав и значение плазмы, используя текст учебника “Биология. Человек” (автор А.С.Батуев) на стр. 5, 1 пункт 1 и 3.

2. Прочитайте текст учебника “Биология. Человек” (автор Д.В. Колесов) на стр.109-112,114. Изучите клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) по плану:

  • количество клеток в 1 мм3,
  • продолжительность жизни,
  • особенности строения
  • функции клеток крови;

3. Заполните таблицу.

Клетки крови Количество
в 1 куб.мм
Строение
(форма, наличие ядра)
Продолжительность
жизни
Функция
эритроциты        
лейкоциты        
тромбоциты        

 4. Устно дайте ответ по алгоритму.

Алгоритм ответа

1. Расскажите о составе и значении плазмы.

2. Рассказать о клетках крови по плану:

  • количество клеток в 1 мм3,
  • продолжительность жизни,
  • особенности строения;
  • функции клеток крови.

Мастерская “Медицинская”

1. Прочитайте текст информационной карточки о заболеваниях крови.

2. Устно дайте ответ по алгоритму.

Алгоритм ответа

1. Расскажите о заболевании-малокровии и гемофилия по плану:

  • с какими клетками связано заболевание;
  • причина заболеваний;
  • лечение, если возможно.

Информационная карточка

1. Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел голландский естествоиспытатель Антони Ван Левенгук. Тельца имели красный цвет, и он назвал их корпускулами, что и означает по латыни тельца. Основная функция эритроцитов: перенос кислорода от органов дыхания к тканям и удаление углекислого газа из тканей. Гемоглобин, присоединивший кислород, превращается в оксигемоглобин. Оксигемоглобин имеет ярко красный цвет, гемоглобин темно красный, этим объясняется различие в окраске венозной и артериальной крови. В тканях оксигемоглобин легко отдает кислород и вновь превращается в гемоглобин. Наиболее прочно гемоглобин соединяется с угарным газом (СО). При содержании в воздухе 0,1% угарного газа ведет к превращению 80% гемоглобина в карбоксигемоглобин, который уже не способен присоединять и переносить кислород, что является опасным для жизни.

При недостатке в крови гемоглобина развивается тяжелое заболевание анемия (малокровие). Анемия может быть связана с сокращением общего числа эритроцитов в крови (например, из-за нарушения процесса их образования или большой кровопотери), а также с уменьшением содержания гемоглобина в эритроцитах (при некоторых заболеваниях). При анемии уменьшается количество кислорода, переносимого кровью к тканям, и органы подвергаются кислородному голоданию. При малокровии назначают настои шиповника, рябины, гранатовый сок или назначают переливание крови.[1]

2. Гемофилия - наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови. Гемофилия появляется из-за изменения одного гена в хромосоме X. Женщины-носительницы передают дефектный ген 50% своего потомства.

Исторический пример передачи гемофилии по женской линии – английская королева Виктория, носительница гемофилии . Она передала через свое потомство болезнь многим царственным домам Европы, в том числе и русскому: Царевич Алексей, сын Николая II , страдал этой болезнью.

Таким образом, мужчины с дефектной Х-хромосомой всегда больны. Они не могут передать болезнь по наследству своим сыновьям, однако их дочери – всегда носительницы гемофилии.

При этом заболевании появляются кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в следствии любой, даже незначительной травмы или хирургического вмешательства. Хотя болезнь на сегодняшний день неизлечима, её течение контролируется при помощи введения в организм человека недостающего фактора свертывания крови непосредственно в вену пациента. Благодаря этому кровотечения или предотвращаются, или снижаются их негативные в последствия.[1]