Проблема сохранения жизни и обеспечения безопасности детей является ключевой для всего мирового сообщества. Реалии современной жизни таковы, что количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, год из года возрастает. В качестве одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности, начиная с дошкольного возраста, чтобы подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающем его мире. Ведущая роль в обучении детей правилам безопасного поведения отводится воспитывающим взрослым – родителям и педагогам.
Организация работы по обучению детей правилам безопасного поведения должна осуществляться с учётом возрастных возможностей детей. В среднем дошкольном возрасте воспитатель создаёт условия для активной совместной деятельности, организуя сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, дидактические игры по данному направлению.
Дети среднего дошкольного возраста узнают об основных источниках и видах опасности быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Участвуя в различных проблемно-игровых ситуациях, знакомятся с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях и о том, как позвать на помощь взрослого в соответствующих обстоятельствах.
Наиболее продуктивным в обучении дошкольников навыкам безопасного поведения является метод проектов, основанный на сотрудничестве детей, родителей и педагогов ДОУ. Для осуществления проектной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста можно использовать краткосрочные игровые мини-проекты. Принимая участие в проекте, ребёнок ощущает себя активным субъектом происходящего и приобретает необходимые ему практические навыки.
В ноябре 2014 г. в МБДОУ “ЦРР – детский сад №99” г. Воронежа с воспитанниками средней группы №12 был реализован игровой мини-проект “Азбука безопасности”. В ходе осуществления проекта в игровой форме дети познакомились с опасными ситуациями в быту и в общении с незнакомыми людьми, закрепили навыки безопасного поведения в различных опасных ситуациях.
Завершился проект ярким и необычным мероприятием на тему: “Мой дом – моя безопасность”, в котором приняли участие родители вместе со своими детьми. Дети и взрослые дружно разгадывали загадки об опасных предметах и принимали активное участие в конкурсах. Развеселил присутствующих сказочный персонаж – Незнайка, который сопровождал мальчишек и девчонок в течение всего проекта.
Хочется надеяться, что совместная деятельность взрослых и детей, организованная в ходе реализации проекта, даст положительные результаты и поможет предотвратить опасные ситуации в жизни!
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Тип проекта: игровой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Проблема.
Поведение детей дошкольного возраста зачастую сопряжено с возникновением опасных ситуаций. Это связано с психофизиологическими особенностями детей, неспособностью оценить реальный уровень возникающей опасности и неготовностью предотвратить причины её возникновения, недостаточным контролем со стороны взрослых. Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях.
В ноябре 2014 г. в МБДОУ “ЦРР – детский сад №99” г. Воронежа было проведено анкетирование родителей воспитанников среднего дошкольного возраста (в опросе приняли участие 20 родителей) с целью выяснения заинтересованности родителей проблемой ознакомления детей с правилами безопасного поведения. (Приложение 1)
По результатам анкетирования приоритетными направлениями по обучению детей основам безопасного поведения были определены: правила безопасного поведения в быту и общение с незнакомыми людьми.
Выяснилось, что ведущую роль в подготовке детей к возможной встрече с опасностями в первую очередь должны играть родители, а затем уже педагоги и другие специалисты.
Для ознакомления детей с правилами безопасности родители в основном проводили беседы, игры, читали сказки.
Родители воспитанников единодушно ответили, что им необходима помощь со стороны педагогов ДОУ в ознакомлении ребёнка с правилами безопасного поведения.
Среди предложенных форм ознакомления детей с правилами безопасного поведения родители отдали предпочтение совместному детско-родительскому проекту.
Полученные результаты подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы, направленной на формирование навыков безопасного поведения в быту и в общении с незнакомыми людьми детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, учитывая мнение и пожелания родителей воспитанников, была определена тема проектной деятельности с воспитанниками среднего дошкольного возраста по данному направлению.
Цель: создать условия для формирования представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности в быту и в общении с незнакомыми людьми.
Задачи.
1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми.
2. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях в быту и в общении с незнакомыми людьми.
3. Сформировать навыки безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях в быту, при общении с незнакомыми людьми в условиях специально организованной (игровой) и самостоятельной деятельности детей.
4. Выработать у дошкольников привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасных ситуаций в быту и при общении с незнакомыми людьми.
5. Развивать коммуникативные навыки детей.
6. Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении правил безопасного поведения.
7. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в проектную деятельность ДОУ.
Предполагаемый результат:
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям в быту и в общении с незнакомыми людьми;
- развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми;
- сплочение детского коллектива;
- развитие интереса к коллективной, командной работе с детьми, коллегами и родителями (со всеми участниками воспитательного процесса);
- повышение уровня активности родителей в сотрудничестве с ДОУ.
Роль родителей в организации проекта:
- включённость в проект и заинтересованность в оформлении памяток по безопасности, участие в детско-родительском собрании “Мой дом – моя безопасность”.
Участие специалистов и сотрудников ДОУ:
- помощь инструктора по физической культуре в проведении эстафет и весёлых стартов;
- беседа медицинского работника о правилах оказания первой помощи;
- беседа заместителя заведующей по АХЧ об опасных предметах.
Работа с воспитателем:
- помощь в реализации проекта, совместное проведение итогового мероприятия.
Продукт проектной деятельности: коллективная работа воспитанников – коллаж “Азбука безопасности”.
Форма проведения итогового мероприятия: совместное детско-родительское собрание “Мой дом – моя безопасность”. Презентация деятельности воспитанников, конкурсы для родителей и детей. (Приложение 2).
Организация игровой проектной деятельности
Этапы проектной работы | Задачи этапа | Содержание проектной деятельности | Продукт проектной деятельности |
1 этап Погружение в проект |
1. Обозначить и ввести проблемную
ситуацию. 2. Вызвать интерес детей к обозначенной проблемной ситуации. 3. Принять проблемную ситуацию. |
1. Введение игровой проблемной
ситуации. 2. Изучение осведомлённости воспитанников по проблеме. 3. Проблемно-игровая ситуация “Что мы знаем об опасных предметах?”. 4. Анкетирование родителей. |
Объявление для родителей, обработка анкет |
2 этап Организация деятельности |
1. Определить направления
деятельности по решению проблемы. 2. Разработать план реализации проекта. |
1. Дидактическая игра “Раз, два,
три, что может быть опасно – найди”. 2. Проблемно-игровая ситуация “Электроприборы дома”. 3. Проблемно-игровая ситуация “Помоги Незнайке”. 4. Экскурсия в медицинский кабинет. |
Оформление памяток по безопасному поведению, папка-передвижка “Если ребёнок дома один” |
3 этап Осуществление деятельности |
1. Расширить представления детей
об основных источниках и видах опасности в быту,
в общении с незнакомыми людьми. 2. Привить навыки работы в группе. 3. Способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников. |
1. Разгадывание загадок об
опасных предметах. 2. Рисование “Соедини по точкам” 3. Дидактическая игра “Что спрятано?” 4. Дидактическая игра “Так и не так” 5. Чтение рассказа Е. Казакова “Чик-чик ножницами” 6. Чтение стихотворения М.Тахистовой “На кухне” 7. Дидактическая игра “Высоко-низко” 8. Игра-тренинг “Вам позвонили в дверь” 9. Просмотр мультфильма “Петушок-золотой гребешок” 10. Проблемно-игровая ситуация “Опасный огонь” 11. Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова “Кошкин дом” 12. Просмотр мультфильма “Кошкин дом” 13. Игра-тренинг с телефоном “Звоним 01” 14. Моделирование ситуаций: “Один дома”, “Мама ушла в магазин, мы остались одни…” |
Выполнение рисунков “Соедини по точкам”, коллективная работа – коллаж “Азбука безопасности”, оформление выставки детских работ |
4 этап Презентация результатов |
1. Способствовать сплочению
детского коллектива, оптимизации
детско-родительских отношений. 2. Закрепить навыки выполнения основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми 3. Привлечь родителей воспитанников к участию в проектной деятельности. |
Конкурсы для детей и их родителей. | Проведение детско-родительского собрания на тему: “Мой дом – моя безопасность” |
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “Детство-Пресс”, 2011.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область “Безопасность”. Как работать по программе “Детство”: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, М.: ТЦ “Сфера”, 2012.
4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2011.