Вместе весело играя, креативность развиваем

Разделы: Логопедия


В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования.

В практике дошкольных образовательных учреждениях усилено внимания педагогов к творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения - совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. Эта тенденция инициирована Концепцией дошкольного воспитания в 1989 году и заложила новые целевые ориентации в работе педагогов (гуманизация педагогического процесса, возможность изменения организации жизнедеятельности детей в детских садах). Это позволило удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, используя новые формы работы, нерегламентированные виды деятельности, способствующие развитию творческой активности ребенка.

Создание педагогами эмоционально насыщенной атмосферы в процессе обучения (сказочные и игровые сюжеты, импровизации в содержании разнообразных форм обучения, сочетание разных форм работы) позволяет решать задачи развития креативности детей.

В последние годы существует множество программ воспитания и обучения дошкольников нового поколения, среди которых выделяются программы, наиболее целостно и полно выражающие идеи развития креативности детей дошкольного возраста (“Развитие” под ред. Л.А. Венгера, “Радуга” под ред. Т.Н. Дороновой, “Детство” под ред. В.И. Логиновой и Т.И. Бабаевой).

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка - физические, личностные, интеллектуальные. 

Наш мир динамичен. Подрастающему человеку приходится учиться, не только быстро реагировать на происходящие в нем изменения, но и эффективно решать собственные проблемы. Чтобы не потеряться в реалиях, человек должен иметь оптимистическую настроенность, основы которой закладываются в детстве.

Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, оптимистичен и может добиться многого в жизни.

Педагогической наукой проанализирована сущность понятия "творческое мышление" (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.А. Григорович, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Е.Е. Сапогова и др.) и определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе приводит к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения, необходимости использования среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ-технологии в дошкольной дидактике.

Впервые термин ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) возник в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Альтов). Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать ее во многих областях, в том числе и в педагогике. В настоящее время накапливается опыт практического использования теории Г.С. Альтшуллера в различных областях человеческой деятельности, выходящих за рамки инженерных проблем (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

В 70-80-е годы ТРИЗ получил широкое распространение в школах и училищах, благодаря семинарам, которые проводят Г.С. Альтшуллер и его ученики (М. Шустерман и др.).

В детский сад ТРИЗ пришел в 1987 году при случайных обстоятельствах. Участники очередного семинара для инженерно-технических работников попросили показать им занятие с детьми в школе. Но по ошибке их привезли в детский сад, в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам открыть для себя мир дошкольного детства и решило одну из главных проблем – когда, с какого возраста можно начинать приобщение ребенка к решению изобретательских задач.

Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ-педагогики являются такие учёные, как В.Ф. Богат, А.М. Страунинг, М.Н. Шустерман, Гин А.А., Гин С.И., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И., чьи научные статьи, методические разработки и книги легли в основу программ и технологий, применяющихся в детских дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей. Книги М. Шустермана "Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких" и В. Богата "В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет", А.А. Нестеренко "Страна загадок", И.Н. Мурашковская "Сказка, отворись", А.В. Корзун “Весёлая дидактика” рекомендованы к применению, как пособия по развитию творческого мышления в ДОУ Российской Федерации.

По мнению Л.С. Выготского, “пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов в своем познании мира". ТРИЗ в применении к дошкольникам – это полный отказ от стереотипов. ТРИЗ позволяет снять технологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

В основе ТРИЗ-педагогики лежит работа с творческими задачами. поэтому использование ТРИЗ в работе с детьми предполагает значительное изменение содержания обучения, т.к. методы ТРИЗ придают занятиям развивающий характер, помогают поддерживать у детей интерес к познавательной деятельности, активизируют творческий потенциал у детей.

На мой взгляд, именно методы современной педагогической технологии ТРИЗ формируют успешность в ребенке. Важно закрепить и сделать ее более устойчивой к школьному возрасту. Появление целого направления так называемой ТРИЗ-педагогики, позволяет с успехом использовать в детских садах приемы и методы для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗа – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Использование в работе с детьми элементов ТРИЗ, реализовывается главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер). Поэтому основной задачей ставится не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности, привить ребёнку радость творческих открытий.

Придумать сюжет непросто для ребенка, поэтому многие сюжеты нам подсказывают сказки, мультфильмы и пр. Важно, чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире информации.

Таким образом, главные задачи технологии ТРИЗ тесно переплетаются с современной концепцией формирования творческой личности.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику являются основные дидактические принципы <Рисунок 1>:

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для педагогов.

Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не даёт детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает? Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы он сам нашел ответ.

Когда ребенок не задает вопроса, тогда педагог сам задает ему вопрос. Ставит его в ситуацию, когда ребёнок повторяет исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Посильная оценка собственных успехов и неудач, их анализ и поиск новых путей познания себя и окружающего мира – это и есть самооценка, которая имеет для ребенка очень большое значение – это условие успеха для него. При этом взрослый – партнер, который сочувствует и переживает вместе с детьми, помогает справиться с неудачами. На мой взгляд, такой путь развития педагогики самый оптимальный в современном мире и тем более в работе с детьми, имеющими какие-либо проблемы в развитии.

Остановимся на применении методов и приемы педагогической технологии ТРИЗ для развития творческого воображения, активизации речевой и мыслительной деятельности в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Заголовок 2. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.

Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении технологии ТРИЗ, т.к. на мой взгляд, ее применение позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.

Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития (С.В. Лелюх, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук, А.А. Нестеренко, И.Н. Мурашковская). При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Ведь об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.

На мой взгляд, необходимо использовать в коррекционном процессе методики формирования речевых умений и навыков детей дошкольного возраста, опираясь на развитие воображения, потому что резервные возможности таких методик шире, чем те, которые построены на репродуктивных основаниях.

В последнее время вопрос обучения и воспитания детей с недоразвитием речи очень актуален, так как количество таких детей возрастает с каждым годом. Результаты мониторинга состояния устной речи воспитанников “МБДОУ ДСОВ №27” за 2011-2012 гг.. показывают, что из 128 воспитанников ДОУ 41% имеют стойкие речевые нарушения разной этиологии (ОНР, дизартрический компонент, сложная дислалия и др.). Возникает вопрос о возможности сокращения сроков коррекции речи и повышения речевых показателей через использование в коррекционно-логопедическом процессе современной развивающей технологии ТРИЗ, направленной на формирование системного творческого мышления у воспитанников, т.е. умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

  • выбрать объект и определить его функцию;
  • определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;
  • выявить составляющие объекта;
  • определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;
  • осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.

Автоматизация поставленного звука в речи  у детей со сложными речевыми дефектами занимает более длительное время. И сочетание коррекции произношения с помощью творческих игр решает сразу несколько задач, как закрепление звука, так и развития мышления, фантазии. <Приложение 1>

Целью использования данной технологии в коррекционной логопедической работе детского сада является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения.

Для данной категории детей, учитывая их особенности (особенности речи, внимания, памяти, мышления и т.д.), мною используются адаптированные игровые методы и приёмы ТРИЗ, значение которых на практике, несомненно, высоко: это средство воспитания, обучения и развития детей, диагностика и познание ребёнка, средство коррекции воспитанников, и что самое главное: ребёнок не утомляется, длительное время держит интерес, в игре он активен.

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется мною на коррекционных занятиях, что позволяет формировать в сознании ребенка единую модель мира, создавать ситуацию успеха, осуществлять взаимообмен результатами, где решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяя диапазон воображения и, тем самым, стимулируя его речевое развитие.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по развитию и коррекции речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – через поисковую, исследовательскую, изобретательскую деятельность повысить качественные показатели устной речи воспитанников. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в разнообразных играх (“Наоборот”, “Хорошо-плохо”, “Да-нетка”, “Волшебная дорожка”, “Маша-растеряша”, “Теремок”, “Обзывалочки”, “Волшебный ящик” и др), с которыми детей знакомят девочка Любознайка, инопланетянин Тризик из волшебной страны. В играх у воспитанников формируется системно-диалектический способ мышлении, через путешествия по структуре, функциям предметов, времени; составление каталогов ресурсов, выделение общих и различных признаков путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. В ТРИЗ-играх воспитанники учатся придумывать и обирать новые объекты, наделять их функциями, создавать “портреты”, давать новые несуществующие названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира, помогая воспитанникам научиться классифицировать, работать по алгоритму.

На занятиях по автоматизации поставленных звуков в связной речи дети сочиняют сказки, “переделывают” их, используя как приемы фантазирования, учатся формулировать сказочные противоречия с помощью “Волшебного треугольника”. Сочиняют загадки, путешествуя по Стране Чувств и Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. Работая по алгоритму, дети также учатся составлять метафоры, рифмованные тексты. В этом огромную поддержку и помощь оказывают близкие для детей люди – их родители.

На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения обучению грамоте и развитию лексико-грамматической стороны речи дети, путешествуя по 9-ти экранам “Волшебного домика”, придумывают события, предшествующие изображенным и последующие; составляют связные рассказы, знакомятся с новыми словами, тем самым идет формирование системно-диалектического способа мышления. Раскладывают предложение по ступенькам “Волшебной лесенки”, узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумывают Страну Звука, дорисовывают буквы в игре “На что похожа?”, спасают буквы от Буквоежки. Учатся работать с предложением, изменяя его различными способами.

Наиболее эффективны в работе с воспитанниками оптимальные методы и приемы ТРИЗ-технологии, используемые на разных этапах коррекционной работы <Рисунок 2>.

Предлагаемые методы и приемы по использованию ТРИЗ в коррекции речевых нарушений помогают мне совершенствовать речевые навыки по автоматизации звуков в речи, пополнению активного словаря и формированию содержательности, логичности, точности и оригинальности высказываний детей. Одновременно повышают интерес к занятию, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творчеству каждого ребенка, совершенствовать такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение.

Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ позволило мне освоить проектный метод и активно его использовать с детьми в работе с творческими задачами в рамках развития выразительности речи, лексико-грамматической и связной монологической стороны речи воспитанников на логопедических занятиях. <Приложение 2>

В процессе использования методов и приемов ТРИЗ я убедилась, что данные методы работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом логопедические занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогают в планировании и облегчают проведение занятий; способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей. Поэтому адаптивное их использование в группах с воспитанниками, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи, по моему убеждению, дает несомненные преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей;
  • в создании мотивационных установок на проявление творчества;
  • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
  • формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
  • развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
  • дает возможность закрепить звуки в речи различными способами.

Таким образом, использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно адаптироваться в социальной действительности.

Заключение

Творчество самый эффективный способ активного развития личности, а также средство решения проблемы выживания человека и развития человечества в современном быстро изменяющемся мире.

И коль скоро я подолгу службы и велению души работаю с детьми, все мои частные действия направлены к тому, чтобы творчество стало нормой человеческого бытия.

ТРИЗ призван не заменять основную программу ДОУ, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Дошкольное детство – сенситивный период формирования творческой направленности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) и формирования речи. В настоящее время углубляется понимание самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития человека. При этом особую актуальность приобретает кардинальное изменение содержания обучения, в основе которого лежит работа с творческими задачами. В этом поможет современная инновационная педагогическая технология ТРИЗ, т.к. методы ТРИЗ придают занятиям развивающий характер, помогают поддерживать у детей интерес к познавательной деятельности, активизируют творческий и речевой потенциал у детей.

Основная задача учителя-логопеда – формирование полноценной фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка для успешной социализации и подготовки подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Какие задачи детей учит решать современное образовательное учреждение? А какие задачи ставит перед ними жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это совершенно разные типы задач.

Очевидна новая проблема педагогов: как научить детей жить в быстро изменяющемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно “сваливающихся” творческих задач.

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе воспитания и обучения “Детство”, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах. И хочется думать, что целенаправленная, системная работа по осуществлению программы ДОУ поможет мне добиться поставленной цели и подготовить ребенка к развивающему школьному обучению, к решению жизненных творческих задач.

Словарь терминов (в помощь педагогу)

ОТСМ – общая теория сильного мышления.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

РТВ – развитие творческого воображения.

СО – системный оператор.

МТ – морфологическая таблица.

МФО – метод фокальных объектов.

МА – морфологический анализ.

МК – метод каталога.

МШ – мозговой штурм.

ИКР – идеальный конечный результат

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С./Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач”. Новосибирск: Наука, 1986.
  2. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384 с.
  3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
  4. Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. М.: Вита-Пресс, 2002. – 80 с.
  5. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2002. - 112 с.
  6. Гин А. А. Педагогика + ТРИЗ. Выпуск 6. М.: “Вита-пресс”, 2001. – 80 с.
  7. Журналы: “Дошкольное воспитание” 1995- № 6, 10;1996 – № 10;1997 - № 1,3, 4, 12;1998 - № 1, 3, 5, 8, 9, 11.
  8. Концепция Дошкольного воспитания
  9. Клеймихина Т., Крейнина С. От Незнайки до … -СПб, 1996.
  10. Компанцева Л.В., Валюмо Н.П. Картинки без запинки. – СПб, 1995.
  11. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. - Мн., 2000.
  12. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. (Для воспитателей, учителей и родителей) /Система проф. разработ., консультантов и препод. "ТРИЗ-Шанс". — СПб: Изд-во ТОО ТРИЗ-Шанс, 1995. — 39 c.
  13. Нестеренко А.А. СТРАНА ЗАГАДОК, Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского. университета, 1993. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1993. – 32 c.
  14. ПРОГРАММА по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста. Составители: Гуткович И.Я., Костракова И.М., Сидорчук Т.А., Ульяновск, 1994.
  15. Журналы: “ Ребенок в детском саду” 2001 - № 2, 3, 4;
  16. Самойлова А.Э. Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. – Ульяновск, 1996.
  17. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск. 1996.
  18. Синицына Е. И. Умные занятия и игры. – М, 2002.
  19. Современная модель образования.
  20. Страунинг А.М., Страунинг М.А. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари “Грамматика фантазии”. – Ростов-на-Дону, 1993.
  21. Сидорчук Т.А., Лелюх C.B. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. — М.: АРКТИ, 2011. — 40 с: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)): Сидорчук Т.А., Лелюх C.B
  22. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.  Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004. 
  23. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2012. – 14 с.
  24. Чернихович Е.М. Винни-Пух решает вслух: картотека сказочных задач. — Гомель, ИПП "СОЖ", 1995.
  25. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца — СПб.: Речь, 2006. — 144 c.
  26. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. “Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка” (2006 г.) – 2 части - 140/208 стр.
  27. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку. — М.: Просвещение, — Владос, 1995. — 160 c.
  28. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких/ Филиал Таймыр. Ин-та усоверш. учителей. — М., 1995. — 47 c.
  29. http://www.triz.minsk.by
  30. http://www.triz.fis.nsk.su
  31. http://www.altshuller.ru/e-books/