Цель: закрепить навык различать и выделять звук [К].
Задачи:
коррекционно–образовательные: познакомить детей со звуком [К]; закреплять умение определять позицию звука [к] в словах (начало, середина, конец);
коррекционно–развивающие: продолжать работу по развитию фонематического слуха путем определения наличия звука и его позиции в словах, развивать мыслительные операции анализа и синтеза через отгадывание загадок и элементарные навыки звукового анализа слов;
коррекционно-воспитательные: формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, побуждать к активной работе на занятии.
Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1), индивидуальные зеркала; игрушки (из “киндер-сюрпризов”), в названии которых содержатся звук [К] в разных положениях (начало, середина, конец); звуковые символы, волшебный мешочек; схемы слов для определения позиции звука; “портреты” колобка, рабочие тетради, карандаши
Ход занятия
1. Орг.момент - Сегодня ребята я расскажу вам о новых приключениях колобка, которого ждут интересные приключения, но ему понадобится помощь, вы будете ему помогать? (Cлайд 1. Приложение)
2. Артикуляционная гимнастика
- Однажды румяный колобок собрался погулять. Проснулся, потянулся и решил сделать зарядку. (Слайд 2-7)
3. Определение темы занятия. (Слайд 8, 9)
- Спрыгнул с окошка и покатился. Выкатился колобок на прямую дорожку, а на встречу, ему заяц: (Слайд 10)
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня, я тебе песенку спою.
А зайчик ему в ответ:
- Песенку я твою уже давно знаю, этим меня не удивишь, помоги мне лучше подобрать словечки в рифму.
- Поможем колобку? Тогда слушайте внимательно! Игра "Доскажи словечко".
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (Капуста).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно... (Карандаш).
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится... (Кошки).
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит… (Крокодил).
- Ребята, вспомните, какие слова вы называли.
- А какой звук встречается во все этих словах.
- А вы знаете, что это самый любимый звук колобка, догадались почему? (Потому что с этого звука начинается его имя)
4. Знакомство со звуком. (Индивидуальные зеркала)
- Давайте вместе произнесём этот звук (к).
— губки свободны;
— кончик языка опущен вниз, спинка языка прикасается небу;
— горлышко “молчит”.
- Мы можем его пропеть?
- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?”. (Согласный.)
- Какая преграда встаёт на пути воздуха и мешает ему свободно проходить? (Спинка язычка, которая прижимается к нёбу).
- Этот звук звонкий или глухой? Давайте приложим ладонь к горлышку и произнесём звук [к]. Если горлышко не звенит, значит, звук, какой? (Глухой).
- Определите, этот звук мягкий или твердый. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [к] (твёрдый). Как мы его будем обозначать?
- Дайте полную характеристику этого звука (этот звук согласный, глухой, твёрдый)
5. Определение наличия звука в словах
- Отпустил его зайчик и покатился колобок дальше, а навстречу ему волк. (Слайд 11) Увидел колобка и говорит:
- Колобок, колобок я тебя съем.
- Не ешь меня, я тебе пригожусь, посмотри, сколько у меня помощников.
- Хорошо, уговорил, сейчас я с твоими помощниками играть буду, если они будут внимательными, так и быть отпущу тебя, а если нет, проглочу, проглочу, не помилую!
- Ребята будьте очень внимательными, а то волк съест колобка и мы не узнаем конец сказки. (Слайд 12)
- Назовите только тот предмет, в котором есть звук К. (На слайде предметы: ключ, слон, помидор)
- Ну, молодцы твои помощники, справились с заданием, делать нечего, как и обещал, отпущу тебя.
6. Определение позиции звука К в названии игрушек.
- Катится колобок дальше, катился, катился и лес закатился, а навстречу ему медведь. (Слайд 13)
- Стой, колобок, я тебя съем.
- Мишенька, я очень спешу.
- Нет, просто так я тебя не отпущу.
“Волшебный мешочек” (Мелкие игрушки)
- Колобок помоги мне, у меня в мешке множество предметов . Мне нужны только те, в названиях которых есть звук К .
- Определить позицию звука К в названии игрушки и обозначить на схеме.
7. Физминутка (Слайд 13)
- Ну прежде, чем тебя отпустить потанцуй со мной …
8. Подбор слов со звуком [К].
- Катится, катится, а навстречу ему лиса. (Слайд 14)
- Колобок, колобок, ты такой кругленький да пригоженький, помоги мне, задали нам в лесной школе задание, да никак не могу его выполнить может у тебя и твоих славных помощников получится
Пусть твои помощники назовут 5 животных, в названиях которые есть звук [К]. (кот, крокодил, макака, корова, коза, конь)
- Уж очень быстро твои ребята справились с этим заданием, а назовите-ка 5 овощей, в которые есть звук [К]. (картофель, кабачок, морковка, репка, свёкла)
9. Работа в тетрадях
- А теперь сядь ко мне на носок и помоги ещё разок. Пусть твои помощники нарисуют тебя в своих тетрадях!
- И убежал колобок от лисы, только она его и видела.
10. Заключительный момент, подведение итогов занятия. (Слайд 15)
Покатился колобок дальше и наконец, прикатился к своему домику.
Ребятишки, вас благодарю.
И всем “спасибо” говорю.
Теперь я отправляюсь пить с бабушкой и дедушкой чай
До новых в сказке встреч, прощай!!!
- С каким звукам Колобок нас познакомил?
- Охарактеризуйте звук к (согласный, глухой, твердый). Как мы его обозначаем?
- Колобок на память дарит вам свои портреты и просит вас нарисовать ротик на них:
если вам понравилось путешествовать с Колобком, то нарисуйте улыбку,
если что-то не так, то – прямой ротик,
если не понравилось, то ротик вниз.
Использованный материал:
- Серегина М.В. Совместная деятельность учителя – логопеда и детей подготовительной группы с ОНР по звуковому анализу и синтезу “Звук [к]”. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logoped18.ru.
- Томаровская С.А. Физминутка-переменка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proshkolu.ru.