Сегодняшняя наша встреча посвящена композитору, которого по программе курса музыкальной литературы и слушания музыки не проходим. То есть его творчество не изучаем, а его музыку мы играем. И сегодня вы убедитесь, что играем много и музыка его очень интересная.
Итак, наш концерт посвящен композитору - Александру Тихоновичу Гречанинову. (Слайд 1)
И назвали мы его “музыкальные картинки”. Подобное название можно встретить у Мусоргского, и здесь много общего – музыка Гречанинова очень изобразительная, и каждое произведение имеет свою программу, а программа, как мы знаем содержится уже в названии пьес. И мы попытались сопроводить пьесы иллюстрациями, вашими рисунками, которые возникли в результате прослушанной и играемой музыки то, есть дополнить услышанное увиденным, и тем самым получить более яркие впечатления и представления.
В этом году А. Т. Гречанинову исполняется 150 лет, со Дня его рождения. (Слайд 2)
Он прожил очень долгую (92 года) и трудную жизнь, сам композитор говорил о том, что его жизнь не была усеяна розами, и каждый шаг его артистической карьеры стоил ему неимоверных усилий.
Родился Александр Тихонович в Калуге (Слайд 3), в купеческой семье, а вскоре семья переехала в Москву. Мама любила петь романсы, а отец предпочитал церковную музыку. Саша тоже пел в церковном хоре.
Известен такой факт из его биографии: на накопленные деньги за пение в хоре он купил гитару и самостоятельно научился подбирать аккомпанементы к романсам. А фортепиано он впервые увидел только в 14 лет. И первой мелодией, подобранной на фортепиано была молитва. И эта молитва оказалась символической. Гречанинову суждено было сыграть заметную роль в создании новой церковной музыки.
Родители хотели, чтобы сын пошел в торговлю, и поэтому его занятия музыкой никто не поддерживал. Доучившись до 5 класса гимназии, он решает оставить обучение. И только спустя пять лет в 1881 году, самостоятельно, тайком от родителей, поступает в Московскую консерваторию.
На тот момент Саше исполнилось семнадцать и обучение его продлилось девять лет. Учителями молодого композитора были: по классу фортепиано —
Николай Кашкин (Слайд 4), по классу контрапункта — сначала Ларош и Гумберт, а затем — Сергей Танеев (Слайд 5), который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна “Колыбельная” на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли “композитором знаменитой Колыбельной”.(Слайд 6) “В те годы Гречанинов был невзрачным молодым человеком с наружностью вроде причётника или дьячка, с козлиной бородкой и залепленным чёрным пластырем глазом (он в раннем отрочестве потерял один глаз, но о причинах никогда не говорил…” - так описывают внешность его современники.
В 1890 году Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора — и для продолжения обучения композиции - переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Н.А. Римского-Корсакова (Слайд 7), тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число “любимых учеников” он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную “холодность и дистанцию” и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Закончив в 1893 году Петербургскую Консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова (экзаменационной работой стала кантата “Самсон”), Гречанинов спустя два года возвращается в Москву и начинает давать частные уроки взрослым и детям. Он писал “я обожаю детей, с ними я чувствую себя равным”. Так же он преподает в музыкальной школе сестер Гнесиных (Слайд 8), а позднее руководит детским хором в частной школе Т.Л. Беркман.
Это послужило огромным стимулом к сочинению детских пьес и произведений для голоса, которые вошли в состав сборников предназначенных для детского исполнения. (Слайд 9) Некоторые из этих пьес мы подготовили к сегодняшнему концерту. И первая пьеса будет, конечно, о весне.
1. “Первоцвет” (слайд 10)
2. “Моя лошадка” (слайд 11)
3. “В разлуке” (слайд 12)
4. “Маленькая сказка” (слайд 13)
5. “Колыбельная” (слайд 14)
6. “Верхом на лошадке” (слайд 15)
7. “Грустная песенка” (слайд 16)
8. “Русская пляска” (слайд 17)
9. “На лужайке” (слайд 18)
10. “Вальс” (слайд 19)
11. “Весельчак” (слайд 20 )
12. “Маленький попрошайка” (слайд 21)
13. “Звездная ночь” (слайд 22)
14. “Вальс” (слайд 23)
15. “Прелюдия” (слайд 24)
16. “Скучный рассказ” (слайд 25)
17. “Жалоба” (слайд 26)
Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой “Могучей кучки”), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника, музыкального издателя и мецената М.П.Беляева (Слайд 27). Первые его опусы
(“Пять романсов” и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки (тоже беляевского). В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя, Римского-Корсакова и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали.Музыкальное творчество Александра Тихоновича Гречанинова очень многогранно и в него вошли: (Слайд 28)
- 6 опер;
- детские балеты;
- 5 симфоний;
- 9 симфонических произведений;
- музыка к семи драматическим спектаклям;
- 4 струнных квартета;
- хоровая музыка;
- романсы.
Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 год — стал заместителем её председателя.
Результатом этих трудов, стала работа с хорами в школе сестёр Гнесиных, ими были исполнены хоровые произведения и обработки народных песен.
Некоторое время, уже после революции 1917 года он даже вел хоровое пение в детских колониях
(Слайд 29). В музыку предназначенную для детей вошли хоровые циклы:
- Ай, ду-ду!
- Петушок;
- Ручеек;
- Ладушки.
А также фортепианные сборники:
- Детский альбом;
- Бусинки;
- Сказочки;
- Бирюльки;
- На зеленом лугу.
(Слайд 30) Композитором были сочинены детские оперы
- Ёлочкин сон;
- Теремок;
- Кот, петух и лиса.
Сейчас в исполнении старшего хора вы услышите три хоровых произведения написанных для детского хора: (Слайд 31)
- “Звоны” сл. народные
- “Колыбельная”
- “Козел Васька” сл. народные
(Слайд 32) Но все - таки самой яркой и значительной областью творчества Гречанинова была церковная музыка. Как церковный композитор он был популярен в дореволюционной России.
Политические события 1917 года очень взволновали композитора, сначала он поддержал революции, но отрезвление наступило быстро, пришел голод, холод и почти полное исчезновение духовной жизни. Церковь отделили от государства, духовная музыка стала преследоваться. Композитор понял свою ненужность и, получив приглашение от своих друзей, он отправляется с гастролями в Париж, а затем в Америку, где проживал до конца своей жизни, но было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с Гречаниновым. В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний “Моя музыкальная жизнь” (Слайд 33), опубликованную в Париже, а спустя 20 лет — в Нью-Йорке (в переводе на английский язык).
До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на Родину, но этому не суждено было осуществиться. Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в 92 года. (Слайд 34) Александр Гречанинов похоронен на Свято- Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.
(Слайд 35) Но музыка его всегда живет с нами потому, что он продолжил традиции отечественной музыкальной культуры и всегда был ее верным служителем.