Цели:
1) углубить представления уч-ся об описании;
2) продолжить работу над формированием художественного мышления на уроках развития речи, обогащением словарного запаса учащихся; развивать навыки описания;
3) способствовать формированию интереса к творческому труду, профессии скульптора.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация.
Учебник: Баранов, М. Т. Русский язык. Учебник. 8 класс. [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
Ход занятия
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1. | Организация начала занятия | Приветствует уч-ся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность уч-ся к уроку, раскрывает цели урока. (Слайд 1. Презентация) | Приветствуют учителя, фиксируют отсутствующих, настраиваются на урок. |
2. | Подготовка уч-ся к работе на основном этапе | Фронтальный опрос. 1. Какие типы речи Вы знаете? 2. Расскажите о признаках каждого типа речи. 3. Определите типы речи приведенных примеров. (Cлайды 3, 4, 5): 1. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину) 2. Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков) 3. Имена двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной “Истории государства Российского” Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, “расширил пределы государства на западе”. Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя. 4. Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. С какими видами описаний Вы знакомы? 5. Какова композиция описания? |
Отвечают: 1. Повествование, описание, рассуждение. (Слайд 2) 2. Повествование передает действие в развитии во временной последовательности. Описание характеризует статичные картины, передает их детали. Рассуждение передает развитие мысли относительно предмета мысли. 3. 1 – описание, 2 – повествование, 3 – рассуждение. 4. - описание предметов; - описание животных; - описание помещения (интерьера); - описание природы (пейзажа); - описание внешности человека; - описание памятника. (Слайд 6) 5. Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; |
3. | Усвоение новых знаний и способов действий | 1) Беседа. Сочинение будет посвящено описанию памятника Михайле Волкову. (Слайд 8) - Где находится этот памятник? - Что Вы знаете о Михайле Волкове? 2) Рассказ учителя о скульпторе Георгии Николаевиче Баранове. (Слайды 9, 10): Памятник рудознатцу Волкову украшает Кемерово уже более полувека. Создал его и затем безвозмездно подарил городу наш, местный скульптор Георгий Баранов. На создание этого памятника мастер потратил 13 лет. Георгий Николаевич Баранов родился в 1917 году в поселке Березово, в большой крестьянской семье. В 30-ые годы семья перебралась в Кемерово. Образование получил в Казахском университете. И в Кемерове долгое время работал учителем истории и литературы. Художественный талант скульптора проснулся в 43-ем. Ключевой в творчестве Георгия Баранова стала тема угольного Кузбасса. Идея слепить рудознатца – Михайло Волкова появилась в 46-ом. И… начались трудные и занимательные поиски образа. Нынешнему “Волкову” предшествовала грандиозная работа творческой мысли. Георгий Баранов несколько раз менял своему рудознатцу одежду, обувал то в лапти, то в сапоги, по-разному “причесывал”, менял выражение лица… В 50-ых вылепил нескольких “предшественников”, один, даже всесоюзную премию в итоге получил. Но… окончательным итогом, глобального 13-летнего труда кемеровского мастера стал Волков в накидке-казакине с рукавами, закатанными по локоть, тот самый Волков, который большими сильными руками бережно прижимает к груди драгоценную находку – кусок кузбасского угля с горы горелой. Именно этот памятник Георгий Баранов подарил безвозмездно городу. В 1968-ом году изваяние Михайлы Волкова украсило Кемерово. Время шло, памятник обрел статус сначала городского, потом областного, республиканского, а затем “Михайле…” присвоили статус памятника федерального значения. Сегодня Волков Баранова повсюду: на памятных открытках и витринах магазинов, на рекламных баннерах, на сувенирных брелоках. Памятник стал символом города, узнаваемой эмблемой столицы угольного региона. Георгия Николаевича в 1994 г. не стало. Скульптуре он посвятил свою жизнь, и по праву считается первым профессиональным скульптором Кемерова, основателем этого вида искусства в регионе. Посмертно автора увековечили: портрет Георгия Николаевича выгравирован на одной из “угольных” глыб рядом с памятником Михайле. 3) Прочитаем текст “Памятник Михайле Волкову” (распечатка на парте). Приложение 1 Наша задача - описать сам памятник. Как Вы думаете, каким мог бы быть план сочинения? 4) Составление плана сочинения. Демонстрация примерного плана. (Слайды 11, 12). Приложение 2 1. Точное название памятника. 2. Где и когда сооружен. 3. Автор, некоторые сведения о нем. История создания памятника. 4. Общий вид. 5. Детали, их роль в замысле. 6. Мысли и чувства, которые автор хотел вызвать у зрителя. 7. Впечатление, которое вызывает памятник у нас. Чем он нам близок и дорог. |
1) Отвечают: На площади Волкова, напротив КузГТУ и библиотеки им. В. Д. Федорова. Выступление учащегося с сообщением: Годы рождения и смерти Михайлы Волкова неизвестны. Много лет занимался разведками руд в центральных районах страны. В 1719 г. был послан для разведки земных недр в Сибирь. Недалеко от Кузнецка и Томска обнаружил ряд месторождений железной и медной руды. Рудознатец Волков в 1721 году открыл “по Томи в 7 верстах от Верхотомского острогу горелую гору в 20 сажен высотою”. Гора эта находится ныне в черте города Кемерово, на территории музея-заповедника “Красная Горка”. Это и было, как принято считать, открытие первого месторождения кузбасских углей. 2) Слушают рассказ учителя. 4) Читает один учащийся вслух. Предлагают варианты плана. Записывают примерный план. |
4. | Обобщение и систематизация знаний | Заключительная работа. - Для написания сочинения Вы можете воспользоваться вспомогательными материалами (распечатки на партах). Прочитаем их и выпишем необходимые слова и словосочетания. Слайды (13, 14) |
Читают и выписывают слова и словосочетания. |
5. | Информация о домашнем задании | Написать сочинение. | Записывают домашнее задание. |
6. | Подведение итогов занятия | - Что нового вы узнали сегодня на
уроке? - С жизнью и творчеством какого скульптора Вы познакомились? - Какое значение имеет Михайло Волков для Кемерово? |
Отвечают на вопросы. |
7. | Рефлексия | “Я”, “Мы”, “Дело”. Оценить по 5-тибальной шкале. | Анализируют свою деятельность, деятельность одноклассника и класса в целом; ход занятия. |
Источники:
http://bugaga.net.ru/ege/rus/rech.php
http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/5.html
http://www.kemerovo.ru/?page=1881