С изменением содержания КИМов единого государственного экзамена по математике учителя математики столкнулись с проблемой: учащиеся 11 классов без ошибок решают логарифмические уравнения, но не могут справиться с задачей практического характера. Знания и умения, которые получили школьники за 11 лет учебы, остаются знаниями и умениями, оторванными от жизни. Эта проблема подтверждается и результатами международных исследований.
Данную проблему помогают решить Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание основного образования и его образовательный результат. Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В значительной степени достижение образовательного результата связано с развитием предметных, метапредметных, межпредметных универсальных учебных действий.
Какими методами достичь образовательный результат? С помощью предметного содержания, технологий, внеурочной деятельности. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности. На учебном занятии не всегда хватает времени для решения задач с практическим содержанием, а внеурочная деятельность предоставляет такую возможность.
Примером внеурочного занятия является занятия по решению жизненных задач.
Жизненная задача - это модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор математических знаний, небольшой жизненный опыт. При этом жизненная задача отличается от привычных всем школьных учебных задач. Это отличие заключается в том, что для её решения ученикам может понадобиться дополнительная информация, которую придется добывать самому ученику, причем, какая нужна информация, он должен решить сам и самостоятельно искать источник информации, проанализировать информацию и отбирать её. В случае затруднения ученик может обратиться к старшим товарищам, учителям-предметникам, родителям, родственникам. Для решения жизненной задачи необходимы знания не только из области математики, но и других изучаемых ребятами областей (как это и происходит в реальной жизни).
Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации, и ее общая избыточность, способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом входит в перечень регулятивных учебных действий.
Небольшое количество жизненных задач имеется в учебниках Образовательной системы “Школа 2100”, но этого не достаточно. Поэтому задачи такого типа может придумать учитель. Пример одной из таких задач:
Ситуация. Изготовление коктейля.
Ваша роль. Калькулятор в кафе.
Описание. Фирменным напитком кафе является клубничный коктейль. Для его приготовления используется молоко, ванильное мороженое и клубничный сироп. Молока в этом коктейле на 60 г больше, чем клубничного сиропа, а мороженого на 40 г меньше, чем молока. Продукты закупаются в торговой сети “Эссен” или “Агат” г. Сарапула УР. Стоимость торговой наценки на готовую продукцию составляет 100%.
Задание.
- Определите массу каждого ингредиента на 1 порцию, если масса порции 200 г.
- На основе закупочных цен и торговых наценок рассчитайте стоимость 1 порции коктейля массой 200 г. Выберите наиболее дешевый вариант.
- Определите массу каждого ингредиента, если нужно изготовить коктейль для вашего класса.
- Сколько заплатит класс за коктейль, если каждый мальчик выпьет по 2 порции, а каждая девочка - по 1 порции?
Жизненные задачи решаются в свободное от уроков время в группах или индивидуально. Задачи, которые я составила, позволяют вести работу по профессиональной ориентации учащихся. В процессе работы над задачей учащиеся проживают различные роли, которые связаны с профессиями. В приведенном примере происходит знакомство с профессией “Калькулятор”. Информацию по данной профессии ребята находят в справочниках или других источниках и заполняют карточку по пяти пунктам:
Чем занимается Калькулятор? На основе
рецептур, закупочных цен и торговых наценок
рассчитывает стоимость продукции, реализуемой в
организациях общественного питания. По заявкам
шеф-повара определяет количество продуктов,
необходимых для приготовления блюд,
полуфабрикатов, кондитерских изделий и напитков.
Затем полученные данные вносятся в специальные
калькуляционные карточки, которые
регистрируются по установленной форме и
обновляются по мере изменения рыночных и
отпускных цен. Кроме того, калькулятор ведет
оперативный учет приготовленной для продажи
продукции, выписывает ярлыки цен, принимает
участие в составлении меню.
Специфика профессии калькулятора: Необходимо
знать правила пользования сборниками рецептов
блюд и кулинарных изделий, нормы раскладки
готовой продукции, правила образования торговых
наценок, особенности выхода готовых продуктов
при холодной и тепловой обработке мяса, рыбы,
овощей, фруктов и напитков разных сортов и видов.
Калькулятор должен выполнять свои служебные
обязанности в строгом соответствии с
положениями, инструкциями, рекомендациями и
другими документами, определяющими порядок
реализации готовой продукции в организациях
общественного питания.
Где работает калькулятор: Рестораны, кафе, бары, столовые, кулинарии.
Личные качества: интерес к кулинарии, склонность к ведению расчетов и учетной документации, аккуратность, пунктуальность.
Как стать калькулятором? Профессиональные курсы: "Технолог-калькулятор", "Бухгалтер-калькулятор".
Общие рекомендации по работе с задачами
Шаги | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | - выдает учащимся задачу; - отвечает на вопросы, возникшие у учащихся в процессе знакомства с условием задачи; - устанавливает срок, к которому учащиеся готовят итоговый продукт и его защиту; - определяет время консультаций. |
- анализ условия задачи (осмысление ситуации, отраженной в задаче, выделение условия и требования, выделение величин и зависимости между ними); - поиск пути решения и составление плана решения: прописывают последовательность действий (см. карту уровня сформированности УУД к задаче в приложении). |
2 | - проводит консультации (не
пускайте работу с задачами на самотек). - заполняет таблицу (см. карту уровня сформированности УУД к задаче в приложении). |
- поиск информации, необходимой
для решения задачи; - осуществление плана решения задачи (выполнение всей последовательности действий); - подготовка итогового продукта (оформление решения задачи с элементами творчества). |
3 | - проводит рефлексию (рефлексия
способствует формированию навыков самооценки
собственной работы). Вопросы для беседы: - установить, правильно ли понята задача; - выяснить, не противоречит ли полученный ответ всем другим условиям задачи; - какие трудности возникли при решении задачи; - какие знания понадобились, из каких областей - что нового узнали при решении задачи; - пригодится ли этот опыт в жизни? |
- проверка решения задачи; - защита итогового продукта; - ответы на вопросы учащихся и учителя. |
4 | - оценивает по уровням (см. карту уровня сформированности УУД в приложении). По результатам решенной задачи учитель может оценить не только метапредметные умения, но и знания и умения по различным предметам (напр., математика, география, экология и т.д.). | - оценка по уровням (см. карту уровня сформированности УУД в приложении). |
Таким образом, систематическое решение жизненных задач дает возможность не только углубиться в математику, увидеть взаимосвязь математики и других предметов, но и совершенствоваться в умении самостоятельно работать с информацией.
Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Литература.
1. ФГОС ООО, утвержден приказом МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г., № 1897.
2. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: о действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя /под. ред. А.Г. Асмослова. – М.: Просвещение, 2010.