Задачи:
- Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени.
- Закрепить названия растений и животных леса.
- Воспитывать чувство любви к родной природе.
- Развивать внимание и память.
Материал: осенние веточки, осенние листья, разрезные картинки грибов, презентация к занятию.
Связь с другими образовательными областями: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: рассматривание картин осенней природы И.Левитана «Золотая осень», В Поленова «Золотая осень», прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь», А.Вивальди «Времена года. Осень», выставка рисунков «Осенний лес».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под спокойную музыку дети входят в группу, на экран выводится изображение картины Левитана «Золотая осень». Под стульями детей лежат веточки осенних деревьев. Приложение 1 «Презентация к занятию».
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Как
вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы
детей)
– Правильно, об осени! А как вы догадались? (Ответы
детей: деревья окрашены в жёлтый, оранжевый и
красный цвета)
– Да, верно! А по каким ещё признакам мы узнаем,
что наступила осень? (Ответы)
– Верно, ребята! Небо чаще всего хмурое, больше
дождливых дней, дует холодный северный ветер, на
улице стало прохладно. Деревья, словно по
волшебству сменили свою окраску.
– Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие
в осенний лес. Согласны? Ну, хорошо! Возьмите
веточки в руки, слушайте внимательно!
Зашумела листьями
Осень золотая,
Вьётся над рябинкой
Тонкой паутинкой.
Приглашаю всех ребят
В лес осенний погулять.
(слайд «Осенний лес»), собрать у детей веточки и поставить в вазу.
– Присаживайтесь ребята, вот мы оказались с
вами на опушке осеннего леса. Скажите, а что такое
лес? (Ответы детей)
– Правильно, лес – это большой дом, где живут
разные растения, животные и птицы. А теперь я хочу
проверить какие деревья, растущие в нашем лесу,
вы знаете! Внимание на экран: слайды
«Дуб+лист дуба», «Берёза+лист берёзы», «Рябина+лист
рябины», «Клён+лист клёна».
(Дети отгадывают, отвечают воспитателю)
– Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. (Слайд Ковёр листьев)
– Ой, ребята, что-то мы с вами засиделись, я хочу вам предложить поиграть с нашими листочками. Сейчас я буду вам рассказывать стихотворение, в котором говорится о листьях знакомых вам деревьев. Когда я назову лист дерева, вы все ищете его, между разложенных на полу листьях, и берете в руки! Готовы?
Осень, осень к нам пришла
И в подарок принесла
Листик клёна
Лист берёзы
Лист рябины
Лист дубка.
Чудо-осень! Хороша!
– Молодцы! Посмотрите, какие у вас в руках
красивые листья. Давайте соединим их в один
большой осенний букет. (Дети встают в круг и
поднимают вверх свои листья)
– Очень хорошо! А теперь присаживайтесь на свои
стулья! Наше путешествие по осеннему лесу
продолжается. Мы с вами оказались в самом центре
леса. Что же мы можем встретить в лесу? На этот
вопрос нам помогут ответить загадки. Слушайте
внимательно:
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шляпка из травы,
Нет под шляпкой головы
(Ответы детей) Слайд «Гриб»
– Молодцы, отгадали! А вы знаете, как называется
этот гриб, съедобный он или нет? Сейчас мы
проверим, угадаете вы ещё одну загадку? Слушайте:
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый… (мухомор)
Слайд мухомора.
– Верно, ребята! Сейчас я хочу предложить вам следующую игру, которая называется «Собери грибок». Я дам разрезные картинки, на которых изображено по одному грибочку. Вы должны будете сложить их правильно, дождаться, когда все ребята соберут картинки и только потом назвать его. Приготовились, начали!
Дети собирают картинки.
– Вы все отлично справились! Присаживаемся на
свои стулья. Ребята, но в лесу растут не только
деревья, грибы, но и … правильно, ягоды! Давайте
вместе вспомним, какие ягоды растут в лесу! (Ответы
детей) Слайд малина, черника
А теперь подумайте и скажите, кого можно
встретить в лесу? Правильно – животных! Сейчас мы
проверим, как хорошо вы знаете название жителей
нашего леса. Слушайте загадки:
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Ответы детей)
– Правильно, это ёж! Слайд «Ёжик»
– Следующая загадка:
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Ответы детей)
Слайд «Белка»
– Конечно, это белочка! Слушаем дальше:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Слайд «Медведь»
– Правильно, медведь!
По полю скачет –
Ушки прячет,
Встает столбом –
Ушки торчком! (Ответы детей)
Слайд «Заяц»
– Какие вы догадливые! Конечно, это заяц! Интересно, про кого же будет следующая загадка?
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт! (Ответы детей)
Слайд «Лиса»
– Молодцы, кто же не знает лису! И последняя загадка:
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет! (Ответы)
Слайд «Волк»
– Правильно, волк! Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали и правильно отвечали. А теперь я хочу посмотреть, знаете ли вы этих лесных жителей? (Слайды: лось, енот, сова, дятел и др.)
Слайд осеннего леса.
– Очень хорошо! Мы с вами выяснили, что лес это
большой дом, в котором мы можем встретить разных
животных и птиц, найти ягоды, грибы, увидеть много
красивых деревьев. А скажите, ребята, как нужно
себя вести в лесу? (Ответы детей) Правильно –
нельзя шуметь, бросать мусор, трогать птичьи
гнёзда, ломать муравейники! Очень хорошо, что вы
знаете правила поведения в лесу. Нужно уметь
наслаждаться тишиной леса, его спокойствием,
прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием
ручья, лесными запахами. Как вы думаете, какой мы
с вами можем сделать вывод? (Ответы детей) Правильно,
нужно беречь природу.
– Хорошо, ребята. А теперь ответьте мне,
пожалуйста, что мы делали на сегодняшнем занятии?
(Ответы детей) Что вам понравилось? (Ответы
детей) Что нового вы узнали сегодня на занятии?
(Ответы детей)
На этом наше с вами путешествие в осенний лес
заканчивается.