Интегрированное занятие по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени.
  • Закрепить названия растений и животных леса.
  • Воспитывать чувство любви к родной природе.
  • Развивать внимание и память.

Материал: осенние веточки, осенние листья, разрезные картинки грибов, презентация к занятию.

Связь с другими образовательными областями: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: рассматривание картин осенней природы И.Левитана «Золотая осень», В Поленова «Золотая осень», прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь», А.Вивальди «Времена года. Осень», выставка рисунков «Осенний лес».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под спокойную музыку дети входят в группу, на экран выводится изображение картины Левитана «Золотая осень». Под стульями детей лежат веточки осенних деревьев. Приложение 1 «Презентация к занятию».

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы детей)
– Правильно, об осени! А как вы догадались? (Ответы детей: деревья окрашены в жёлтый, оранжевый и красный цвета)
– Да, верно! А по каким ещё признакам мы узнаем, что наступила осень? (Ответы)
– Верно, ребята! Небо чаще всего хмурое, больше дождливых дней, дует холодный северный ветер, на улице стало прохладно. Деревья, словно по волшебству сменили свою окраску.
– Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в осенний лес. Согласны? Ну, хорошо! Возьмите  веточки в руки, слушайте внимательно!

Зашумела листьями
Осень золотая,
Вьётся над рябинкой
Тонкой паутинкой.
Приглашаю всех ребят
В лес осенний погулять.

(слайд «Осенний лес»), собрать у детей веточки и поставить в вазу.

– Присаживайтесь ребята, вот мы оказались с вами на опушке осеннего леса. Скажите, а что такое лес? (Ответы детей)
– Правильно, лес – это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. А теперь я хочу проверить какие деревья, растущие в нашем лесу, вы знаете! Внимание на экран: слайды «Дуб+лист дуба», «Берёза+лист берёзы», «Рябина+лист рябины», «Клён+лист клёна».

(Дети отгадывают, отвечают воспитателю)

– Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. (Слайд Ковёр листьев)

– Ой, ребята, что-то мы с вами засиделись, я хочу вам предложить поиграть с нашими листочками. Сейчас я буду вам рассказывать стихотворение, в котором говорится о листьях знакомых вам деревьев. Когда я назову лист дерева, вы все ищете его, между разложенных на полу листьях, и берете в руки! Готовы?

Осень, осень к нам пришла
И в подарок принесла
Листик клёна
Лист берёзы
Лист рябины
Лист дубка.
Чудо-осень! Хороша!

– Молодцы! Посмотрите, какие у вас в руках красивые листья. Давайте соединим их в один большой осенний букет. (Дети встают в круг и поднимают вверх свои листья)
– Очень хорошо! А теперь присаживайтесь на свои стулья! Наше путешествие по осеннему лесу продолжается. Мы с вами оказались в самом центре леса. Что же мы можем встретить в лесу? На этот вопрос нам помогут ответить загадки. Слушайте внимательно:

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шляпка из травы,
Нет под шляпкой головы

 (Ответы детей) Слайд «Гриб»
– Молодцы, отгадали! А вы знаете, как называется этот гриб, съедобный он или нет? Сейчас мы проверим, угадаете вы ещё одну загадку? Слушайте:

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый… (мухомор)

Слайд мухомора.

Верно, ребята! Сейчас я хочу предложить вам следующую игру, которая называется «Собери грибок». Я дам разрезные картинки, на которых изображено по одному грибочку. Вы должны будете сложить их правильно, дождаться, когда все ребята соберут картинки  и только потом  назвать его. Приготовились, начали!

Дети собирают картинки.

– Вы все отлично справились! Присаживаемся на свои стулья. Ребята, но в лесу растут не только деревья, грибы, но и … правильно, ягоды! Давайте вместе вспомним, какие ягоды растут в лесу! (Ответы детей) Слайд малина, черника
А теперь подумайте и скажите, кого можно встретить в лесу? Правильно – животных! Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете название жителей нашего леса. Слушайте загадки:

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

(Ответы детей)

– Правильно, это ёж! Слайд «Ёжик»
– Следующая загадка:

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?

(Ответы детей)

Слайд «Белка»

– Конечно, это белочка! Слушаем дальше:

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Слайд «Медведь»

– Правильно, медведь!

По полю скачет –
Ушки прячет,
Встает столбом –
Ушки торчком! (Ответы детей)

Слайд «Заяц»

– Какие вы догадливые! Конечно, это заяц! Интересно, про кого же будет следующая загадка?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт! (Ответы детей)

Слайд «Лиса»

– Молодцы, кто же не знает лису! И последняя загадка:

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет! (Ответы)

Слайд «Волк»

– Правильно, волк! Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали и правильно отвечали. А теперь я хочу посмотреть, знаете ли вы этих лесных жителей? (Слайды: лось, енот, сова, дятел и др.)

 Слайд осеннего леса.

– Очень хорошо! Мы с вами выяснили, что лес это большой дом, в котором мы можем встретить разных животных и птиц, найти ягоды, грибы, увидеть много красивых деревьев. А скажите, ребята, как нужно себя вести в лесу? (Ответы детей) Правильно – нельзя шуметь, бросать мусор, трогать птичьи гнёзда, ломать муравейники! Очень хорошо, что вы знаете правила поведения в лесу. Нужно уметь наслаждаться тишиной леса, его спокойствием, прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием ручья, лесными запахами. Как вы думаете, какой мы с вами можем сделать вывод? (Ответы детей) Правильно, нужно беречь природу.
–  Хорошо, ребята. А теперь ответьте мне, пожалуйста, что мы делали на сегодняшнем занятии? (Ответы детей) Что вам понравилось? (Ответы детей) Что нового вы узнали сегодня на занятии? (Ответы детей)
На этом наше с вами путешествие в осенний лес заканчивается.