Открытый урок по картине И. Марц «Снег пошел». 8–10-й класс

Разделы: Иностранные языки


Урок рассчитан на учащихся 8-10 классов в рамках таких тем, как «Город», «Времена года», «Погода», «Изобразительное искусство».

Урок немецкого языка интегрирован с предметам ИЗО, страноведением, москвоведением, МХК, музыкой и литературой.

Основная цель урока – учить описывать картину с зимним городским пейзажем.

Основные задачи урока – тренировать лексику по теме «Зима» и «Город»; учить описывать картины и выражать свое мнение об увиденном; развивать художественный вкус; расширять знания учащихся о творчестве российских немцев; стимулировать творческое мышление.

Для работы на уроке необходимы  карандаши и бумага.

От автора: О творчестве надо говорить творчески!

Снег пошел.
Первый, мокрый, долгожданный.
Лепит в глаза, танцует в свете фонарей, гонит прохожих домой.
Город в снежном  плену.

ХОД УРОКА

I этап – Организационный

GutenTag, liebeSchüler. Ich bin sehr zufrieden, euch zu begrüssen.

Гашу свет. Включаю музыкальный отрывок  вальса  Г.Свиридова (из к/ф «Метель»). Музыка поможет погрузиться в тему. Читаю:

Kommt seht, sie fliegen auf und ab
Die ersten Flocken aus dem Himmel.
Sie tanzen, fallen leis herab
Und leuchten im Gewimmel.

                                 Monika Minder

Включается свет. Задаю вопрос:

Lehrer: Habt ihr schon verstanden, was für ein Thema wir heute haben?
Erwartende Antwort der Schüler: Die Rede ist vom Winter.
Lehrer: Ja,richtig. Winter ist unser Thema.

II этап – Подготовительный

Повторяем лексику по теме «Зима».  Вопросно-ответная деятельность.

  1. Habt ihr Winter gern? Warum?
  2. Wie ist das Wetter im Winter?
  3. Was bedeutet diese Jahreszeit für Natur?
  4. Was können die Kinder im Winter machen?
  5. Welche Bilder mit der Winterlandschaft sind euch bekannt?


Питер Брейгель (Младший)


И.Айвазовский. Зимний пейзаж

А.К.Саврасов. Зима
Зимний пейзаж с ловушкой для птиц


III этап – Основной

1 часть

Разбиваю группу на 5 команд по 2-3 человека в каждой. Капитан выбирает одну из 5 карточек, на каждой из которых изображен фрагмент картины Ирины Марц  «Первый снег. Набережная Яузы».

2 часть

– Даю краткую информацию об Ирине Марц. Показываю некоторые репродукции ее картин.

Родилась в Москве. Однако по происхождению немка. Окончила художественный факультет Московского полиграфического института. Член Союза художников с 1986 года. Лауреат премии им. Виктора Попкова 2005 года. Член-корреспондент Российской академии художеств с 2012 года. С 1979 года начала выставляться на молодежных, а затем на всех значительных выставках в Москве. Ее произведения экспонировались в Италии, Франции, Норвегии, Англии, Германии, Испании, Греции, Египте, Израиле, Турции. Участник выставок художников – российских немцев в 1991, 1992, 1995, 2013 годах в Москве, групповой выставки «Немецкие художники из России» в Дюссельдорфе, Берлине, Мюнхене в 1992 году, в Мюнхене и Москве в 2012 году, выставки «Портреты Москвы» в 1995 году. У Ирины есть своя мастерская в Москве на Старой Басманной улице.

Meine Frage: Was vereinigt all diese Gemälde? (Technik, eigene Handschrift, lebhafte Manier …)
– Итак, пред нами картина «Снег пошел».

Задание 1. Ответьте на следующие вопросы (вопросы перед глазами на слайде):

  1. Was habt ihr in der Hand?
  2. Welche Jahreszeit wird da dargestellt?
  3. BeschreibtdasWetter?
  4. Welche Tageszeit vermutet ihr hier?
  5. Welche Farben dominieren?
  6. Welche Gefühle entstehen bei euch?
  7. Wo spielt die Handlung (Stadt, Dorf,…)?
  8. Was liegt im Mittelpunkt?

 Задание 2. Возьмите лист бумаги. Поместите свой отрывок в нужную часть листа, приклейте его и схематично дорисуйте картину.

1. Habt ihr Interesse, das ganze Bild zu betrachten?
2. Wie sind eure Vermutungen, wie  das ganze Bild aussieht? Maltesschematisch.

Задание 3. Команда выходит к доске. Ребята показывают свою картину. Рассказывают о ней по вопросам.

Задание 4. Капитаны команд выходят к доске со своим фрагментом картины. Они, совещаясь, склеивают части картины, чтобы получилось одно целое. Затем сравниваем с оригиналом.