Цель: формирование умений складывать 10 с любым однозначным числом.
Дидактические задачи:
- ознакомление с алгоритмом сложения числа 10 и однозначных чисел;
- обучение применению алгоритма при решении практических задач.
Развивающие задачи:
- развитие словесно-логического мышления при ознакомлении с алгоритмом сложения числа 10 с однозначными числами;
- развитие умения классифицировать предметы;
- формирование связной математической речи;
- развитие вариативности мышления при решении задач;
- развитие зрительного восприятия;
- формирование познавательной мотивации.
Воспитательные задачи:
- формирование навыков сотрудничества в процессе выполнения учебного задания.
Актуальный уровень умений и навыков:
К моменту изучения темы “Прибавление однозначных чисел к 10” учащиеся овладели следующими умениями и навыками:
- свободно считают в прямом и обратном порядке от 10 до 20;
- умеют на предметно-наглядной основе решать задачи, записывать решения;
- знакомы с конкретным смыслом действия сложения, выполняют это действие с опорой на наглядность.
Планируемые результаты обучения
Освоение предметных знаний (базовые понятия):
- состав числа 10, умения увеличивать или уменьшать числа на несколько единиц, называть компоненты при сложении и вычитании. Приемы вычислений: называние одного, двух, трех чисел, следующих за данным числом. Разряд “десяток”.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
- ознакомление с разрядом “десяток”;
- построение рассуждения в форме связи простых суждений.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве;
- контролировать действия партнера.
Личностные:
- имеют желание учиться;
- осознают необходимость самосовершенствования.
Ход урока
1. Орг. момент
А) Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поздороваемся.
Дети: На урок пришли друзья.
- Здравствуйте! – скажу им я.
Все здоровы? Все на месте?
Мы работать будем вместе.
Математика – страна
И серьезна и важна.
Б) Проверка готовности к уроку.
2. Устный счет
А) Учитель: Выйдите к доске дети, у которых на столах красные фишки.
Им надо составить цепочку из примеров:
4+2 =6, 2+6=8, 4+1=5, 2+7=9, 5+5=10, 5+2=7, 2+8=10
(дети берут со стола учителя карточки с примерами: 4+2, 6+2, 8+2, 10-1, 9-2, 7-2, 5+5).
Б) Пока дети строят цепочку, все остальные решают примеры устно.
Игра “Решаем примеры с мячом”: (дети называют ответы и выставляют магнитные карточки на доске).
- 5 увеличить на 3 (8)
- 7 уменьшить на 2 (5)
- 1 слагаемое – 2, второе такое же. Найти сумму. (4)
- уменьшаемое 6, вычитаемое 3. Найти разность. (3)
- сколько углов у двух треугольников. (6)
- какое наименьшее однозначное число. (1)
- какое наибольшее однозначное число. (9)
(На доске появляется ряд чисел: 8, 5, 4, 3, 6, 1, 9).
Учитель: Надо расставить все числа в порядке возрастания (1, 3, 4, 5, 6, 8, 9).
Учитель: Какие числа пропущены (2, 7).
Учитель: Какие арифметические действия мы можем произвести с ними? (2+7=9, 7-2=5)
Учитель: Можем ли мы от 2 отнять 7?
Дети: Нельзя, потому что от наименьшего мы не можем отнять наибольшее число.
Учитель: Каждое число из ряда доведем до 10.
На доске появляется запись:
8 5 4 3 6 1 9
2 5 6 7 4 9 1
Учитель: Мы с вами вспомнили состав числа 10. Что вы можете сказать об этом числе?
Дети: Это число двузначное, записывается двумя цифрами, стоит после 9, перед числом 11 и т.д.
3. Объявление темы урока.
На доске записаны примеры:
4+10 8-3 0+0
5-1 10+6 7-2
Учитель: На какие две группы можно разделить эти примеры?
Дети: Примеры можно разделить на нахождении суммы и разности.
Ребята расставляют примеры в два столбика и называют ответы.
Учитель объявляет тему урока: Сегодня мы изучаем следующую тему:
“Прибавление однозначного числа к числу 10”. Давайте попробуем поставить перед собой цель урока. Чему мы будем учиться? (Учиться прибавлять число 10, составлять примеры по рисункам, решать задачи, учиться слушать друг друга и учителя и т.д.)
Учитель: Какие из данных примеров на сложение относятся к этой теме?
Дети: 4+10, 10+6.
Учитель: Вспомните переместительный закон сложения. Какие примеры получатся?
Дети: 10+4, 6+10.
4. Работа с “десятком”
Учитель выкладывает 10 палочек под счет детей, связывает их в пучок и говорит, что это “десяток”.
Под руководством учителя дети называют количество десятков и единиц в каждом числе:
11 – 1 десяток и 1 единица
12 – 1 десяток и 2 единицы
13 – 1 десяток и 3 единицы
и т.д.
5. Работа с наглядным материалом.
(На столах у детей разложены математические наборы).
Учитель: Ребята, выложите на стол 1 десяток и 5 единиц. Какое число у вас получилось? (Дети называют ответ).
Учитель: Дети первого варианта возьмите один десяток, а дети второго варианта число меньшее десяти. Какие числа у вас получились? (Учитель спрашивает у каждого ученика получившееся число).
6. Работа с “Рабочей тетрадью” - стр.19 №1.
Учитель: Сколько морковок нарисовано слева, сколько справа, каким действием будем узнавать общее количество морковок (решение по рисунку записывается в тетрадь и на доску).
Аналогичная работа проводится с остальными рисунками.
7. Самостоятельная работа с последующей проверкой
Тетрадь – стр.20 №4 (работа по вариантам).
В этом номере примеры записаны на два варианта. Дети решают примеры своего варианта, а потом происходит взаимопроверка.
8. Работа с задачей. На доске записано условие задачи. (На иллюстративном материале)
На березе – 10 снегирей.
На рябине – 4 синицы.
У детей на партах лежат листочки с аналогичной записью. Дети, работая в парах, должны выбрать вопросы, которые подходят к этой задаче.
Вопросы на листочках.
1. Сколько птиц сидит на сосне?
2. Сколько всего птиц на березе и рябине?
3. На сколько птиц больше на березе, чем на рябине?
4. На сколько птиц меньше на березе, чем на рябине?
5. Сколько всего воробьев на березе и рябине?
После обсуждения в парах учитель задает вопросы:
Можем ли мы ответить на 1 (2, 3, 4, 5) вопрос? Докажи.
Решения записывается на доске и в тетрадях.
9. Подведение итога урока. Самооценка учащихся
Учитель задает вопросы детям (вопросы появляются на доске).
- Чему мы сегодня учились?
- Что понравилось?
- Как ты оцениваешь свою работу?
- Как ты оцениваешь работу других детей на уроке?
В ходе всего урока дети пользовались синими и зелеными фишками для оценивания ответов (при правильном ответе дети поднимали зеленую фишку, при ошибочном – синюю). В середине урока проводилась физкультминутка.