Цели урока: научить различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме, развивать самостоятельность мышления, творческие и исследовательские способности.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы друг друга понимаем?
Хорошо уже читаем?
Буквы все мы тоже знаем?
На уроке засыпаем?
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками со мной, друг с другом, с гостями.
2. Подготовка к активной учебной познавательной деятельности.
Минутка чистописания. Определение темы урока (создание проблемной ситуации)
На доске написаны сочетания букв
мшк зц лсц влк мдвдь
Прочитайте, что написано на доске. Можно ли это назвать словами. Почему? Что нужно сделать, чтобы эти сочетания букв превратились в слова? Восстановите слова.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Открываем учебник на стр.58 и прочитаем о том, как определить гласные звуки.
Работа с электронным пособием к учебнику – артикуляция (упр. 3, стр. 59)
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На минутке чистописания напишем буквы, которые обозначают гласные звуки. Сколько их в русском алфавите? Сначала запишем буквы, которые могут обозначать твёрдость предшествующего согласного звука, а потом – мягкость.
а о у ы э – я ё ю и е
А сколько гласных звуков? А почему звуков меньше, чем букв? Обведите в кружочек “хитрые буквы”
3. Словарная работа
С красной строки и заглавной буквы напишите слово словарь.
Найдите односложные слова, двусложные, трёхсложные.
Как вы думаете, какие из этих слов мы напишем в словарь? (лисица, медведь, заяц) Самостоятельно запишите эти слова, разделите на слоги и обозначьте ударение.
В каком из этих слов звуков меньше, чем букв? (медведь)
Давайте запишем в квадратных скобках транскрипцию этого слова.
Устно составьте предложение, чтобы в нем было обязательно 2 словарных слова, из тех, которые мы сегодня записали (устные ответы учащихся).
Составьте предложение из слов:
выгнала, из, лисица, зайца, избушки
Запись составленного предложения с комментированием
4. Физкультминутка
Слайд 1
Вот стоит весенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева - сосны, справа – ели.
Мы тихонько все присели.
Встал зайчонок на пенек
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
5. Развитие речи
Возьмите карточки (на карточках записано: NСJКQАЗWКVZFА).
Зачеркните буквы, которых нет в русском алфавите. Какое слово получилось?
А в каких сказках мы встретили и волка, и медведя, и лису, и мышку и зайчика.
Кто из вас был в театре, поднимите руку? Какие правила поведения в театре вы знаете?
Слайд 2
А сейчас наш класс превратится в зрительный зал театра, а мы будем зрителями, а кто-то актёрами. А как можно распределить роли, если их всего пять, а вас в классе много (ответы детей). Давайте проведём жеребьёвку.
Слайд 3
Инсценировка русской народной сказки “Теремок”
6. Освоение нового содержания
Переверните страницу учебника и на странице 61 найдите упражнение 9. Кто определил по иллюстрации, что это за сказка. Кто автор этой сказки?
Прочитайте текст упражнения. Сколько предложений в этом тексте? Какое по интонации первое предложение?
Мы спишем второе предложение и подчеркнем буквы, которыми обозначены гласные звуки.
Проверка.
Давайте подведем итог. Назовите три главных признака гласных звуков.
7. Экспресс-диагностика. Работа на MacBook.
Вставьте пропущенные буквы (задание составлено в программе Hot Potatoes)
У Буратино длинный н__с.
Буратино н_с книгу.
На дороге открытый л__к.
В огороде зелёный л__к.
8. Итог урока. Рефлексия
Чему нас учат сказки? Сказки учат добру. В нашем классном теремке 25 ребят. Можно ли нас назвать дружной семьёй. Я хочу, чтобы вы всегда поддерживали друг друга в трудных ситуациях, как это бывает в семье.
У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени”.
Я прошу вас взять его и подойти ко мне.
Слайд 4
Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы.