Отражение света

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Продолжительность: 40 мин

Класс: 7

Технологии: ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы: компьютерный тест, компьютерная презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, Flash-плеер, Ms Office (Power Point, Excel), видеоплеер

Цель урока: сформировать способность применения закона отражения света к решению графических и расчетных задач; повторить, закрепить знание прямолинейного распространения света.

Задачи урока:

  • образовательные: сформировать знания определения понятий: “падающий луч”, “отраженный луч”, “угол падения”, “угол отражения”, “зеркальное отражение”, “диффузное отражение”; знание закона отражения света; развить умения графически изображать процесс отражения света, рассчитывать угол падения, отражения света;
  • развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений, продолжить развивать умения осуществлять самооценку своей учебной деятельности, определять эффективность своего труда, осуществлять само коррекцию своей учебной деятельности;
  • воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

(Слайд 1)

“Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, Солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.”

Скажите, пожалуйста, какие явления упоминает Петр Ильич Чайковский в своем произведение “Иоланта” (Световые)

Как называется раздел, который изучает эти явления? (Оптика)

Прежде, чем продолжить изучать световые явления, давайте вспомним все то, что изучали на прошлом уроке. С какими понятиями вы познакомились на прошлом уроке? (Источники света)

Дайте, пожалуйста, определение источника света. (Тело, способное излучать свет, испускать определенный диапазон электромагнитных волн)

Какие виды источников света вы знаете? (Естественные и искусственные)

Молодцы!

Вспомнив основные определения, попробуйте назвать источник света, а также его вид, изображенного на экране, либо воспетого поэтом.

Слайд 2-11

1. Солнце. Естественный.

2. Солнце. Естественный.

3. Звезда. Естественный.

4. Свеча. Искусственный.

5.Молния. Естественный.

6. Молния. Естественный.

7. Северное сияние. Естественный.

8.Северное сияние. Естественный.

9.Луна не является источником света, она его отражает.

Слайд 12-16

Чтобы раскрыть тему урока, я предлагаю вам стать на время детективами. Для этого вам предоставляется дело №2 “Свет мой ...”, в котором имеются все необходимые улики и доказательства. Вам необходимо ознакомится с делом, и дать по нему заключение (тема урока)

Слайд 17 -18

“Отражение света”

Молодцы! Вы все догадались, что мы сегодня будем говорить о законе отражения света, попытаемся понять, чем диффузное отражение отличается от зеркального.

III Объяснение нового материала

Слайд 19

В продолжение нашего расследования, я предлагаю познакомиться еще с одни произведением, которое так и называется “Отражение”, автор М.М. Пришвин и раскрыть сообщника.

“Мы идём с Ладой – моей охотничьей собакой – вдоль небольшого озерка. Вода сегодня такая тихая, что летящий кулик и его отражение в воде были совершенно одинаковы: казалось, летели нам на встречу два кулика... Лада наметилась. Кого она выберет себе: настоящего, летящего над водой, или его отражение в воде – оба ведь схожи между собой как две капли воды. Вот бедная Лада выбирает себе отражение и, наверно думая, что сейчас поймает живого кулика, с высокого берега делает скачок и бухается в воду. А верхний, настоящий кулик улетает”.

- Имеется ли различие между предметом и его отражением? (нет)

- Какими законами света вы можете объяснить это явление? (отражение)

- Где можно увидеть отражение предмета кроме водяной глади? (зеркало)

Молодцы!

Слайд 20 - 22

Все верно — это зеркало. Обычное плоское зеркало, которое есть в каждом доме, только кажется обычным и привычным. На самом деле оно создаёт замечательную оптическую иллюзию: за плоскостью зеркала, в глубине, мы видим самих себя и окружающую нас обстановку. Мы к этому привыкли и не удивляемся. А маленькие дети, которые первый раз в жизни увидели зеркало, этому очень даже удивляются: они с интересом рассматривают себя, пытаются влезть в зеркало, заглядывают за него.

Из жизненного опыта мы хорошо знаем, что наши зрительные впечатления часто оказываются ошибочными. Иногда, даже трудно бывает отличить кажущееся световое явление от действительного. Примером обманчивого зрительного впечатления служит кажущееся зрительное изображение предметов за плоской зеркальной поверхностью.

Почему же обманчиво зеркало? Что же происходит со светом на границе раздела двух сред? Например: воздух - стекло.

Луч света в однородной среде прямолинеен до тех пор, пока он не дойдёт до границы этой среды с другой средой. На границе двух сред луч меняет своё направление. Попав на границу, разделяющую две среды, свет частично отражается и частично преломляется. Если к точке падения света мы опустим перпендикуляр, то углом падения будет называться угол между падающим лучом и перпендикуляром, восставленным в точке падения. Обозначим его через букву альфа. Оказывается, отражённый луч отражается под углом гамма, равным углу падения, это и есть закон отражённого света. Падающий луч, отражённый луч и перпендикуляр, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости.

Слайд 24

А вы знаете, что отражение бывает:

1. Диффузное - дают матовые и шероховатые поверхности. Отражение происходит во всех направлениях.

2. Зеркальное - отражение дают полированные поверхности. Отражение идет строго в определенном направлении.

Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела? (Диффузному)

Отлично!

Слайд 25 - 26

Отгадайте, пожалуйста, загадку

Смотрю и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды, и алмазы,
И аметисты, и жемчуг,
И перламутр - все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье -
И новое в глазах явленье!
(Калейдоскоп)

Молодцы!!!

А, вы, когда-нибудь в детстве пытались сломать калейдоскоп и посмотреть, как он устроен?

(Да. Из маленьких стеклышек)

Название свое “калейдоскоп” получил от греческого kalos - красивый, eidos - вид и skopeo - смотрю, наблюдаю. А в России калейдоскоп называли трубкой, "показывающей красивые виды". У нас в России калейдоскоп появился в конце 18 века, и изобрел его великий русский ученый М.В. Ломоносов, который восхищался красотой стекла и изучал различные способы его применения.

Калейдоскоп — это оптический прибор, в основе которого лежит принцип отражения света от плоских зеркал, образующих между собой угол. Внутри цилиндрической трубки, параллельно ее оси, расположены как минимум две зеркальные пластины, обращенные отражающими поверхностями друг к другу.

Внутри калейдоскопа может стоять от 2-3-х зеркал до 4-х или более. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений одного предмета. Внутри трубки между зеркалами помещают хотя бы несколько кусочков цветного стекла.

Желательно, чтобы предметы, которыми заполняется калейдоскоп для создания узоров, были бы разными по величине и по весу. Кроме стеклышек в качестве дополнительных компонентов используют металл, пластик, бисер, камни, перламутр, перышки и др. Один конец трубки закрыт матовым стеклом, а с другого конца отверстие малого диаметра закрыто прозрачным стеклом. Повернув прибор матовым стеклом к свету, можно видеть через прозрачное стекло симметрично расположенные красивые цветные узоры, форма которых меняется при вращении калейдоскопа.

Узоры в калейдоскопе практически никогда не повторяются. Как сказано в известной книге Я.И. Перельмана, если у вас есть калейдоскоп с 20 стеклышками, и вы будете поворачивать его 10 раз в минуту, то вам понадобится 500 000 миллионов лет, чтобы просмотреть все узоры.

Слайд 27

А где еще используется отражение света: в автотранспорте, в медицине, зеркальный телескоп, микроскоп, эндоскопия), в военной технике (в подводных лодках – перископы).

В заключение урока я предлагаю решить задачу

IV Закрепление нового материала

Слайд 28-29

Вражеский дот не давал возможности нашим бойцам взять высоту. Тогда один солдат предложил использовать плоское зеркало.

“Изготовились мы к новой атаке, ждём. Только солнце начало к немцу воротить, парень и достал из мешка свою хитрость. А стекло во какое, с газету! Давай, наводи, говорит ему командир. Ну и уцелил он что ни есть в самую амбразуру. Немцу, конечно, это не понравилось, а что он может сделать? Кинулись мы все как есть, немец давай пулять, да стрельба уже не та, а куда попало... Так потом и возили с собой зеркало, пуще глаза берегли. Как секретное оружие”. (Е.Носов “Шопен, соната номер два”)

1. Для чего бойцы ждали момента, когда “солнце начало к немцу воротить”?

2. Угол падения увеличили на 10 . Угол отражения (увеличился на 10).

3. Свет падает на поверхность под углом 60. Каким будет угол падения? (30).

4.Угол между падающим и отраженным лучом равен 40. Чему равен угол падения? (20).

Молодцы !

V Домашнее задание: параграф 53, задание 42

Список литературы.

1. Физика 7 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений / Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская. – М.: Дрофа, 2010.

2. Перельман Я. И. Занимательная физика. М., 1986, с. 142-143.