Продолжительность: 40 мин
Класс: 7
Технологии: ЭОР Интернет, собственно разработанные ресурсы: компьютерный тест, компьютерная презентация
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, Flash-плеер, Ms Office (PowerPoint, Excel), видеоплеер
Цель урока: Рассмотреть рычаг как устройство, служащее для преобразования силы; установить правило равновесия рычага.
Задачи урока:
- образовательные: сформировать знания определения понятий: простые механизмы, рычаг, правило равновесия рычага;
- развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений, продолжить развивать умения осуществлять самооценку своей учебной деятельности, определять эффективность своего труда, осуществлять само коррекцию своей учебной деятельности;
- воспитательные: продолжить работу по воспитанию самостоятельности, активности, дисциплинированности, внимательности, самокритичности
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
Слайд 1
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Все счастье земли – за трудом!
Скажите, пожалуйста, о какой физической величине идет речь в стихотворении В.Брюсова (Работе)
Молодцы! Само стихотворение так и называется “Работа”.
Слайд 2
“Лошадиная сила – мерило – сила, вчетверо превышающая силу здоровой, крепкой лошади. В Англии применяется единица “Английская паровая лошадь” В. Даль “Толковый словарь”
Есть, ли в физике физическая величина, которая измеряется в лошадиных силах? (Да. Мощность.)
Слайд 3-8
Хорошо! Все мы помним название физических величин, которые изучали на прошлом уроке. Но давайте вспомним еще определения, формулы и единицы измерения этих физических величин. Для этого напишем небольшой диктант.
Слайд 9
Обменяйтесь листочками соседом, и проверти его работу, поставив за нее отметку.
Каждый ответ – это один балл.
Поднимите руки у кого пятерки. Молодцы!
Слайд 10 - 12
Прежде чем мы перейдем к новой теме. Я предлагаю вам, отгадать загадки.
- Ножницы.
- Тиски.
- Подъемный кран.
Слайд 13
Молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки и скажите, что у них общего. (Все герои используют специальные приспособления, для облегчения своего труда)
Эти рисунки как — то связаны с загадками? (Да. Ножницы, подъемный кран, тиски — это, то же приспособление, которые служат для облегчения работы.)
Верно. Физические возможности человека ограничены, поэтому с давних времен человек часто использовал устройства, которые способны преобразовать силу человека в значительно большую силу. Эти приспособления называются простыми механизмами.
3. Объяснение нового материала
Тема нашего урока “Просты механизмы”
Слайд 14-17
Без этих преобразователей силы не было бы ни чудес света, ни обычной избы, ни кораблей для плавания, ни многого другого. Имена изобретателей скрыты в глубокой древности.
Среди простых механизмов выделяют рычаг и его разновидности – блок, ворот; и наклонную плоскость и ее виды – клин, винт. Остановимся более подробно сегодня на рычаге. Рычаг представляет собой твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной оси. Что можно использовать в качестве рычага? (Лом, доску). Правильно.
Слайд 18 -19
Изобразим рычаг на схеме. Итак, вместе со мной чертим в тетрадях. Точка О – точка опоры рычага (ось вращения, которая расположена между точками приложения сил); точка А и точка В – точки приложения сил; F1 и F2 – силы, действующие на рычаг, направлены в одну сторону. А как можно назвать, кратчайшее расстояние от точки опоры до линии, вдоль которой действует сила? (Плечо).
Сила человека ограничена, поэтому он часто применяет приспособления (механизмы), которые преобразовывают его силу в силу существенно большую, т.е. получают выигрыш в силе.
Для расчета выигрыша в силе, получаемого с помощью рычага, следует знать правило, открытое Архимедом еще в III в. до н. э.
Вы уже знакомы с последовательностью изучения явлений.(Наблюдение — гипотезы — эксперимент — вывод.)
В жизни мы наблюдали, как с помощью простых механизмов можно преобразовать силу. Теперь попробуем выдвинуть гипотезу, при каких условиях рычаг находится в равновесии ( отношение сил равно обратному отношению их плеч). Проверим наше предположение на опыте.
Для установления этой гипотезы проделаем следующий опыт:
К установленному на штативе рычагу по обе стороны повесим грузы. Ученик вешает груз, весом 2 Н, пытается уравновесить рычаг меньшей силой, например в 1 Н.
Рычаг уравновешен.
Итак, для того, чтобы уравновесить меньшей силой большую силу, необходимо чтобы ее плечо превышало плечо большей силы.
Во сколько раз отличаются силы и плечи в нашем опыте?
F1\ F2 =2\1=2, L2\L1=2; F1/F2 = L2/L1
На основе такого опыта мы установили правило рычага:
Слайд 20 -22
Рычаг находится в равновесии, если силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил
Молодцы!
4. Закрепление нового материала
Что бы закрепить новый материал, предлагаю решить задачки из задачника Г.Остера
Слайд 23- 25
Решать задачи можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб он был впрок!
5. Домашнее задание
Слайд 26
Запишем домашнюю работу:
- 1 уровень: параграфы 33, 34,упр 25 №1,2,3,4
- 2 уровень: + упр25 №5,6
- 3 уровень: + творческое задание.
Творческое задание:
1. Изготовить модель простого механизма.
2. Найти пословицы о простых механизмах.
3. Сообщение о применении рычагов в технике