Пояснительная записка.
Актуальность программы
- ухудшение состояния здоровья детей и подростков;
- востребованность программы для данного контингента детей в учреждении дополнительного образования;
- социальный заказ: кратное увеличение с каждым годом числа желающих заниматься оздоровительной гимнастикой;
- доступность для детей с разным уровнем физического развития и функциональных возможностей.
Aктуaльной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся, как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Программа «Аква-фитнес» - оздоровительная программа. Её отличие от уже имеющихся оздоровительных программ – это комплексное воздействие на физическую подготовку обучающихся в различной среде. Новизна заключается в том, что она включает новые нетрадиционное направления в спорте: шейпинг является эффективным средством для укрепления здоровья; стретчинг, способствует повышению эластичности мышц; аквааэробика, в основе ее лежат физические упражнения выполняемые в воде, систематическое выполнение которых нормализует нервную систему; упражнения йоги основаны на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности. Программа поможет поддержать на определенном уровне работу сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем организма занимающихся, расширить кругозор в области физической культуры, и приобрести те умения и навыки, которые помогут развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
Для занятий в зале предлагаются комплексы физических упражнений, которые развивают двигательную подготовку учащихся и позволяют легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий, оставаться бодрым и энергичным в течении всего дня. В бассейне, наиболее мягкое из всех аэробных упражнений – плавание. Оно не нагружает костную систему, но тренирует сердечно-сосудистую, укрепляет мышцы и развивает гибкость. Раздел аквааэробика предлагает упражнения, которые за счёт гидростатического давления улучшает кровообращение, активизирует работу почек, стимулируют полноценное снабжение печени молочной кислотой, оказывают эффект массажа. Благодаря воздействию на тело в воде двух противодействующих сил (гравитации и выталкивания) снижается нагрузка на суставы. Добавим к этому эмоциональную радость с общения с водой.
Каждый раздел программы завершают тесты или контрольные испытания, которые являются показателем физической работы. Они дают представление о своих возможностях, о самочувствии, результате двигательной и физической подготовленности на временных промежутках. Программа придерживается двух принципов: постоянства занятий и постепенности наращивания нагрузок. По завершении учебного курса и сдачи определенных нормативов, воспитанникам предоставляется возможность по своему желанию продолжить свое обучение по специализированным направлениям: плавание - программа «Дельфин», аква-аэробика – программа «Аква-фитнес» и фитнес – программа «Фитнес-класс». Выполняя все намеченные требования программы, здоровый образ жизни станет для занимающихся не обязанностью, а нормой.
Цель и задачи.
Цель: мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения разнообразных двигательных упражнений и приобретение разносторонней физической подготовки.
Задачи:
- укрепление здоровья;
- развитие и совершенствование двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей.
- формирование знаний и практических умений, необходимых для проведений самостоятельных занятий
- физическое совершенствование личности, создание атмосферы для расширения функциональных возможностей систем организма и положительных эмоций;
- организация активного отдыха и здорового досуга, привитие интереса к систематическим физкультурным занятиям;
- воспитание морально-волевых, эстетических качеств.
Особенности организации учебного процесса.
Программный объем занятий в группах разработан на 3 года обучения, и рассчитан на учащихся от 14 до 18 лет.
1 год обучения - для занимающихся 14-15 лет – 144часа (4 часа в неделю);
2 год обучения - для занимающихся 15-17 лет – на 216 часов (6 часов в неделю);
3 год обучения - для занимающихся 17–18 лет – на 216 часов (6 часов в неделю);
На этапе 1 года обучения обучающиеся овладевают базовыми двигательными действиями изучаемых тем, как в зале, так и в воде, узнают общие понятия об оздоровительной физической культуре, основы физиологического воздействия на организм, обучаются технике выполнения упражнений.
На этапе 2 года обучения совершенствуют базовые двигательные действия, исходя от принципа «от простого к сложному», постепенно увеличивая нагрузку, продолжают изучать отдельные нетрадиционные виды спорта, узнают основы составления комплекса упражнений.
На этапе 3 года обучения обучающиеся продолжают совершенствовать ранее изученные упражнения, повышают уровень физической подготовленности, самостоятельно умеют регулировать нагрузку, усложнять упражнения на координацию; умеют составлять комплексы упражнений для самостоятельных занятий или их проведения в группе.
Методическое обеспечение.
Программа предусматривает практическую деятельность: спортивно-прикладные физические упражнения; аэробные упражнения; плавание; игры.
Для выполнения, которой необходим спортивный зал с гимнастическими ковриками гимнастической стенкой, спортивный инвентарь на каждого обучающегося: гантели от 0,5–2 кг, скакалка, гимнастический обруч, фитбол, нудлы, гимнастическая палка, резиновый эспандер, эластичная лента, степ-платформа, велотренажер, беговая дорожка и другие по возможности тренажеры, учебно-методическая литература; наглядные пособия: коллекции аудиозаписей, плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии, видеоматериалы.
Прогнозируемый результат.
Основной ожидаемый результат реализации программы это:
- знания в области оздоровительной гимнастики, физической культуры и спорта;
- повышение уровня общей физической подготовки;
- улучшение функциональных данных сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- формирование и развитие ценностного отношения к своему психическому и физическому здоровью, получение информации по здоровому образу жизни;
- овладение навыками самостоятельного ведения занятий с соблюдением терминологии.
Двигательные действия и умения:
1 год обучения:
- выполнять правильно все виды основных движений;
- овладеть базовыми двигательными действиями в классической аэробике, стретчинга, плавании, аквааэробики;
- выполнять физические упражнения в разном темпе;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений;
2 год обучения:
- выполнять разнообразные комплексы физических упражнений;
- овладеть упражнениями общего воздействия с повышенными энергозатратами (шейпинг);
- овладеть основными асанами с установкой на выполнение требований к осанке, удержания заданной позы, регуляции дыхания, концентрации внимания (хатха-йога);
- самостоятельно регулировать нагрузку физических упражнений;
- активно участвовать в соревнованиях.
3 год обучения:
- повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть правильной техникой двигательных действий в плавании, аквааэробике, на фитболах, в упражнениях хатха-йоги;
- самостоятельно разрабатывать комплексы физических упражнений;
- самостоятельно проводить занятия с группой.
Способы контроля результата:
Учебно-тематический план
№ | Темы | Всего часов | I | II | III |
1. | Основы знaний. | в процессе зaнятий | в процессе зaнятий | в процессе зaнятий | в процессе зaнятий |
2. | Общая физическая подготовка. | 24 | 24 | - | - |
3. | Оздоровитeльнaя гимнaстикa. | 24 | - | 24 | - |
4. | Клaссическaя (бaзовaя) aэробикa. | 56 | 32 | 24 | - |
5. | Фитбол-aэробикa. | 32 | - | - | 32 |
6. | Шейпинг. | 56 | - | 24 | 32 |
7. | Стретчинг. | 26 | 8 | 18 | - |
8. | Aквa-aэробикa. | 110 | 30 | 38 | 42 |
9. | Плaвaние. | 136 | 30 | 42 | 64 |
10. | Хатха-йога. | 50 | - | 18 | 32 |
11. | Подвижные игры. | 32 | 16 | 16 | - |
12. | Промежуточные контрольные срезы. | 24 | 6 | 8 | 8 |
13. | Соревновaния. | 14 | 2 | 4 | 6 |
Всего | 584 | 144 | 216 | 216 |
Содержание программы.
Основы знаний.
- влияние физических упражнений на состояние здоровья;
- гигиенические правила, знание своего организма;
- понятие о оздоровительной гимнастике, физической культуре и спорте;
- профилактика нарушения осанки;
- доврачебная помощь.
Общая физическая подготовка.
Основная цель этой темы – всесторонне и комплексно воздействовать на организм через физические аэробные упражнения, для подготовки к максимальной работе.
Разработаны комплексы упражнений с предметами (малые и большие мячи, гимнастические палки, гантели, обручи и т.д.) и без предмета.
Оздоровительная гимнастика.
Комплекс физических упражнений предусматривает равномерную работу всех мышечных групп, в зависимости от года обучения может изменяться и режим работы (сокращение и увеличение интервалов отдыха, изменение темпа движений и т.д.) Включены в комплекс:
- упражнения для мышц разгибателей и сгибателей бедра,
- упражнения для мышц спины,
- упражнения для ягодичных мышц,
- упражнения для отводящих мышц бедра,
- упражнения для прямых и косых мышц живота,
- упражнения для мышц стопы и голени,
- упражнения для рук и плечевого пояса.
Классическая аэробика.
Аэробная работа повышает тренированность сердечно-сосудистой системы, общую работоспособность и выносливость.
Шейпинг.
Объединяет в себе упражнения аэробики и атлетической гимнастики. Является эффективным средством для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста.
Фитбол-аэробика.
Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Плавание.
Обучение и совершенствование техники плавания, спортивных стилей плавания. Развитие общей выносливости (аэробные возможности), быстрота движения, гибкость.
Аквааэробика.
Оздоровительная аэробика на воде. Под воздействием на тело гидростатического давления, силы выталкивания и сопротивления увеличивается эффект развития мышечной и сердечно-сосудистой систем.
Стретчинг.
Растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Растяжка улучшает координацию движений и повышает качество выполнения упражнений.
Хатха-йога.
Состоит главным образом в выполнении асан и статических поз. Особое внимание уделяется здоровью, гибкости и тонусу позвоночника, способствует и работе мозга, помогает концентрации внимания.
Подвижные игры.
Применяются в обучении и закреплении учебного материала. Способствуют воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.
Промежуточные контрольные срезы.
Антропометрические измерения, тесты, контрольные нормативы.
Соревнования.
Участие в соревнованиях и спортивных праздниках.
Формы и методы проведения занятий:
Формы работы: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, дифференцированная.
Используемые методы:
- Фронтальный: используется в ходе разучивания простых движений, когда занимающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями.
- Структурный: последовательное разучивание и усвоение движений, соединений, комбинаций.
- Комбинированный: позволяет сочетать несколько видов физической деятельности, чередуя строго дозированную работу и отдых.
- Повторный: выполнение упражнений, движений, заданий определенное число раз, соблюдая правильное исходное положение и стремясь к совершенствованию (добиваясь требуемых амплитуды, ритма и характера упражнений).
- Круговой: работа по кругу над разными видами упражнений, в том числе на снарядами и тренажерах.
- Игровой: задания, выполняемые с тренировочной целью в игровой форме для снятия эмоционального перенапряжения и увеличения интереса к занятиям.
- Соревновательный: задания выполняются в виде состязаний с целью увеличения результатов занятий, мобилизации скрытых резервных возможностей повышение мотивации к совершенствованию своих физических данных.
- Контрольный: самостоятельное контрольное воспроизведение изученных комплексов упражнений с использованием специальной терминологии, показывающее уровень усвоения пройденного материала.
Мониторинг реализации программы
Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 месяцев)
Самый объективный показатель оценки сердечно сосудистой системы (из тех, которые можно оценить самостоятельно) – частота сердечных сокращений или частота пульса. Установлено, что максимальной физической работе а, следовательно, и максимальному потреблению кислорода всегда соответствует определённая ЧСС, которая тоже называется максимальной. У здоровых людей она постоянна и зависит в основном от возраста, пола и общей физической подготовке.
Литература:
- Программа для образовательных учреждений «Физическая культура» - М., Мин. Образования РФ, 2002.
- Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., Полная энциклопедия лечебной гимнастики / под общ. ред. проф. Евдокимовой Т.А. – СПб.: Сова; М.: Эксмо-Пресс, 2001.
- Эллен Карпей, Энциклопедия фитнеса: пер. с англ. М Котельниковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
- Д.В.Семенихин / Фитнес – это легко! – ЗАО «ОАЗИС-Дизайн». – М., 2007.
- Тихомирова И. / Аквафитнес. Тренер вам не нужен! – СПб.: Питер, 2005.
- Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 157 с.
- Кириченко С.Н. Оздоровительная аэробика. 10-11 классы: программа, планирование, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2010. – 95с.
- Энциклопедия здоровья : «Фалькен» Германия, пер. с немецкого, 1991.
- Гимнастика для вашего здоровья: «Фалькен» Германия, пер. с немецкого, 1991.
- Настольная книга учителя физической культуры, под ред профессора Л.Б.Кофмана: М., ФиС, 1998.
- Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.:ФиС,1986.
- Велитченко В.К., Как научиться плавать. – М.: Терра-Спорт, 2000.
- Каунсилмен Д.Е., Спортивное плавание: пер с английского – М.:Фис, 1982.
- Левин Г., Плавание для малышей / пер. с нем Л.Е.Микулина – М.: Фис, 1979.
- Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов.- М.: ФиС, 1974.
- Макаренко Л.П., Техника спортивного прлавания. Пособие для тренеров. – М.: Всероссийская федерация плавания, 2000.
- Плавание: сб./ сост. Л.П.Макаренко.- М.: ФиС, 1988.
- Плавание : учебник для вузов / по общ. Ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.:ФиС, 2001.Файзуллин И.Г., Как научить детей плавать.- М.: ДОСААФ, 1996.
- Фомин Н.А., Филин В.П., На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам).- М., ФиС, 1986.
- Т.И. Осокина. Как научить детей плавать, М.. Просвещение, 1985.
- В.С. Васильева, Обучение детей плаванию. – М., ФиС, 1989.
- Н.Ж. Булгакова, Плавание. – М., ФиС, 1984.
- Физическое воспитание учащихся, подред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона.- М., Просвещение, 1997.