Авторская образовательная программа «Аква-фитнес»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка. 

Актуальность программы

  • ухудшение состояния здоровья детей и подростков;
  • востребованность программы для данного контингента детей в учреждении дополнительного образования;
  • социальный заказ: кратное увеличение с каждым годом числа желающих заниматься оздоровительной гимнастикой;
  • доступность для детей с разным уровнем физического развития и функциональных возможностей.

Aктуaльной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся, как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Программа «Аква-фитнес» - оздоровительная программа. Её отличие от уже имеющихся оздоровительных программ – это комплексное воздействие на физическую подготовку обучающихся в различной среде. Новизна заключается в том, что она включает новые нетрадиционное направления в спорте: шейпинг является эффективным средством для укрепления здоровья; стретчинг, способствует повышению эластичности мышц; аквааэробика, в основе ее лежат физические упражнения выполняемые в воде, систематическое выполнение которых нормализует нервную систему; упражнения йоги основаны на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности. Программа поможет поддержать на определенном уровне работу сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем организма занимающихся, расширить кругозор в области физической культуры, и приобрести те умения и навыки, которые помогут развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Для занятий в зале предлагаются комплексы физических упражнений, которые развивают двигательную подготовку учащихся и позволяют легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий, оставаться бодрым и энергичным в течении всего дня. В бассейне, наиболее мягкое из всех аэробных упражнений – плавание. Оно не нагружает костную систему, но тренирует сердечно-сосудистую, укрепляет мышцы и развивает гибкость. Раздел аквааэробика предлагает упражнения, которые за счёт гидростатического давления улучшает кровообращение, активизирует работу почек, стимулируют полноценное снабжение печени молочной кислотой, оказывают эффект массажа. Благодаря воздействию на тело в воде двух противодействующих сил (гравитации и выталкивания) снижается нагрузка на суставы. Добавим к этому эмоциональную радость с общения с водой.

Каждый раздел программы завершают тесты или контрольные испытания, которые являются показателем физической работы. Они дают представление о своих возможностях, о самочувствии, результате двигательной и физической подготовленности на временных промежутках. Программа придерживается двух принципов: постоянства занятий и постепенности наращивания нагрузок. По завершении учебного курса и сдачи определенных нормативов, воспитанникам предоставляется возможность по своему желанию продолжить свое обучение по специализированным направлениям: плавание - программа «Дельфин», аква-аэробика – программа «Аква-фитнес» и фитнес – программа «Фитнес-класс». Выполняя все намеченные требования программы, здоровый образ жизни станет для занимающихся не обязанностью, а нормой.

Цель и задачи. 

Цель: мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения разнообразных двигательных упражнений и приобретение разносторонней физической подготовки.

Задачи:

  • укрепление здоровья;
  • развитие и совершенствование двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей.
  • формирование знаний и практических умений, необходимых для проведений самостоятельных занятий
  • физическое совершенствование личности, создание атмосферы для расширения функциональных возможностей систем организма и положительных эмоций;
  • организация активного отдыха и здорового досуга, привитие интереса к систематическим физкультурным занятиям;
  • воспитание морально-волевых, эстетических качеств.

Особенности организации учебного процесса. 

Программный объем занятий в группах разработан на 3 года обучения, и рассчитан на учащихся от 14 до 18 лет.

1 год обучения - для занимающихся 14-15 лет – 144часа (4 часа в неделю);

2 год обучения - для занимающихся 15-17 лет – на 216 часов (6 часов в неделю);

3 год обучения - для занимающихся 17–18 лет – на 216 часов (6 часов в неделю);

На этапе 1 года обучения обучающиеся овладевают базовыми двигательными действиями изучаемых тем, как в зале, так и в воде, узнают общие понятия об оздоровительной физической культуре, основы физиологического воздействия на организм, обучаются технике выполнения упражнений.

На этапе 2 года обучения совершенствуют базовые двигательные действия, исходя от принципа «от простого к сложному», постепенно увеличивая нагрузку, продолжают изучать отдельные нетрадиционные виды спорта, узнают основы составления комплекса упражнений.

На этапе 3 года обучения обучающиеся продолжают совершенствовать ранее изученные упражнения, повышают уровень физической подготовленности, самостоятельно умеют регулировать нагрузку, усложнять упражнения на координацию; умеют составлять комплексы упражнений для самостоятельных занятий или их проведения в группе.

Методическое обеспечение.

Программа предусматривает практическую деятельность: спортивно-прикладные физические упражнения; аэробные упражнения; плавание; игры.

Для выполнения, которой необходим спортивный зал с гимнастическими ковриками гимнастической стенкой, спортивный инвентарь на каждого обучающегося: гантели от 0,5–2 кг, скакалка, гимнастический обруч, фитбол, нудлы, гимнастическая палка, резиновый эспандер, эластичная лента, степ-платформа, велотренажер, беговая дорожка и другие по возможности тренажеры, учебно-методическая литература; наглядные пособия: коллекции аудиозаписей, плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии, видеоматериалы.

Прогнозируемый результат. 

Основной ожидаемый результат реализации программы это:

  • знания в области оздоровительной гимнастики, физической культуры и спорта;
  • повышение уровня общей физической подготовки;
  • улучшение функциональных данных сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • формирование и развитие ценностного отношения к своему психическому и физическому здоровью, получение информации по здоровому образу жизни;
  • овладение навыками самостоятельного ведения занятий с соблюдением терминологии.

Двигательные действия и умения: 

1 год обучения:

  • выполнять правильно все виды основных движений;
  • овладеть базовыми двигательными действиями в классической аэробике, стретчинга, плавании, аквааэробики;
  • выполнять физические упражнения в разном темпе;
  • подсчитывать частоту сердечных сокращений;

2 год обучения:

  • выполнять разнообразные комплексы физических упражнений;
  • овладеть упражнениями общего воздействия с повышенными энергозатратами (шейпинг);
  • овладеть основными асанами с установкой на выполнение требований к осанке, удержания заданной позы, регуляции дыхания, концентрации внимания (хатха-йога);
  • самостоятельно регулировать нагрузку физических упражнений;
  • активно участвовать в соревнованиях.

3 год обучения:

  • повысить уровень физической подготовленности;
  • овладеть правильной техникой двигательных действий в плавании, аквааэробике, на фитболах, в упражнениях хатха-йоги;
  • самостоятельно разрабатывать комплексы физических упражнений;
  • самостоятельно проводить занятия с группой.

Способы контроля результата: 

Приложение 1

Учебно-тематический план 

Темы Всего часов I II III
1. Основы знaний. в процессе зaнятий в процессе зaнятий в процессе зaнятий в процессе зaнятий
2. Общая физическая подготовка. 24 24 - -
3. Оздоровитeльнaя гимнaстикa. 24 - 24 -
4. Клaссическaя (бaзовaя) aэробикa. 56 32 24 -
5. Фитбол-aэробикa. 32 - - 32
6. Шейпинг. 56 - 24 32
7. Стретчинг. 26 8 18 -
8. Aквa-aэробикa. 110 30 38 42
9. Плaвaние. 136 30 42 64
10. Хатха-йога. 50 - 18 32
11. Подвижные игры. 32 16 16 -
12. Промежуточные контрольные срезы. 24 6 8 8
13. Соревновaния. 14 2 4 6
  Всего 584 144 216 216

Содержание программы.

Основы знаний.

  • влияние физических упражнений на состояние здоровья;
  • гигиенические правила, знание своего организма;
  • понятие о оздоровительной гимнастике, физической культуре и спорте;
  • профилактика нарушения осанки;
  • доврачебная помощь.

Общая физическая подготовка.

Основная цель этой темы – всесторонне и комплексно воздействовать на организм через физические аэробные упражнения, для подготовки к максимальной работе.

Разработаны комплексы упражнений с предметами (малые и большие мячи, гимнастические палки, гантели, обручи и т.д.) и без предмета.

Оздоровительная гимнастика.

Комплекс физических упражнений предусматривает равномерную работу всех мышечных групп, в зависимости от года обучения может изменяться и режим работы (сокращение и увеличение интервалов отдыха, изменение темпа движений и т.д.) Включены в комплекс:

  1. упражнения для мышц разгибателей и сгибателей бедра,
  2. упражнения для мышц спины,
  3. упражнения для ягодичных мышц,
  4. упражнения для отводящих мышц бедра,
  5. упражнения для прямых и косых мышц живота,
  6. упражнения для мышц стопы и голени,
  7. упражнения для рук и плечевого пояса.

Классическая аэробика.

Аэробная работа повышает тренированность сердечно-сосудистой системы, общую работоспособность и выносливость.

Шейпинг.

Объединяет в себе упражнения аэробики и атлетической гимнастики. Является эффективным средством для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста.

Фитбол-аэробика.

Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Плавание.

Обучение и совершенствование техники плавания, спортивных стилей плавания. Развитие общей выносливости (аэробные возможности), быстрота движения, гибкость.

Аквааэробика.

Оздоровительная аэробика на воде. Под воздействием на тело гидростатического давления, силы выталкивания и сопротивления увеличивается эффект развития мышечной и сердечно-сосудистой систем.

Стретчинг.

Растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Растяжка улучшает координацию движений и повышает качество выполнения упражнений.

Хатха-йога.

Состоит главным образом в выполнении асан и статических поз. Особое внимание уделяется здоровью, гибкости и тонусу позвоночника, способствует и работе мозга, помогает концентрации внимания.

Подвижные игры.

Применяются в обучении и закреплении учебного материала. Способствуют воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

Промежуточные контрольные срезы.

Антропометрические измерения, тесты, контрольные нормативы.

Соревнования.

Участие в соревнованиях и спортивных праздниках.

Формы и методы проведения занятий:

Формы работы: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, дифференцированная.

Используемые методы:

  1. Фронтальный: используется в ходе разучивания простых движений, когда занимающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями.
  2. Структурный: последовательное разучивание и усвоение движений, соединений, комбинаций.
  3. Комбинированный: позволяет сочетать несколько видов физической деятельности, чередуя строго дозированную работу и отдых.
  4. Повторный: выполнение упражнений, движений, заданий определенное число раз, соблюдая правильное исходное положение и стремясь к совершенствованию (добиваясь требуемых амплитуды, ритма и характера упражнений).
  5. Круговой: работа по кругу над разными видами упражнений, в том числе на снарядами и тренажерах.
  6. Игровой: задания, выполняемые с тренировочной целью в игровой форме для снятия эмоционального перенапряжения и увеличения интереса к занятиям.
  7. Соревновательный: задания выполняются в виде состязаний с целью увеличения результатов занятий, мобилизации скрытых резервных возможностей повышение мотивации к совершенствованию своих физических данных.
  8. Контрольный: самостоятельное контрольное воспроизведение изученных комплексов упражнений с использованием специальной терминологии, показывающее уровень усвоения пройденного материала.

Приложение 2.

Мониторинг реализации программы

Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 месяцев)

Самый объективный показатель оценки сердечно сосудистой системы (из тех, которые можно оценить самостоятельно) – частота сердечных сокращений или частота пульса. Установлено, что максимальной физической работе а, следовательно, и максимальному потреблению кислорода всегда соответствует определённая ЧСС, которая тоже называется максимальной. У здоровых людей она постоянна и зависит в основном от возраста, пола и общей физической подготовке.

Приложение 3.

Литература:

    1. Программа для образовательных учреждений «Физическая культура» - М., Мин. Образования РФ, 2002.
    2. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., Полная энциклопедия лечебной гимнастики / под общ. ред. проф. Евдокимовой Т.А. – СПб.: Сова; М.: Эксмо-Пресс, 2001.
    3. Эллен Карпей, Энциклопедия фитнеса: пер. с англ. М Котельниковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
    4. Д.В.Семенихин / Фитнес – это легко! – ЗАО «ОАЗИС-Дизайн». – М., 2007.
    5. Тихомирова И. / Аквафитнес. Тренер вам не нужен! – СПб.: Питер, 2005.
    6. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 157 с.
    7. Кириченко С.Н. Оздоровительная аэробика. 10-11 классы: программа, планирование, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2010. – 95с.
    8. Энциклопедия здоровья : «Фалькен» Германия, пер. с немецкого, 1991.
    9. Гимнастика для вашего здоровья: «Фалькен» Германия, пер. с немецкого, 1991.
    10. Настольная книга учителя физической культуры, под ред профессора Л.Б.Кофмана: М., ФиС, 1998.
    11. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М.:ФиС,1986.
    12. Велитченко В.К., Как научиться плавать. – М.: Терра-Спорт, 2000.
    13. Каунсилмен Д.Е., Спортивное плавание: пер с английского – М.:Фис, 1982.
    14. Левин Г., Плавание для малышей / пер. с нем Л.Е.Микулина – М.: Фис, 1979.
    15. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов.- М.: ФиС, 1974.
    16. Макаренко Л.П., Техника спортивного прлавания. Пособие для тренеров. – М.: Всероссийская федерация плавания, 2000.
    17. Плавание: сб./ сост. Л.П.Макаренко.- М.: ФиС, 1988.
    18. Плавание : учебник для вузов / по общ. Ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.:ФиС, 2001.Файзуллин И.Г., Как научить детей плавать.- М.: ДОСААФ, 1996.
    19. Фомин Н.А., Филин В.П., На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам).- М., ФиС, 1986.
    20. Т.И. Осокина. Как научить детей плавать, М.. Просвещение, 1985.
    21. В.С. Васильева, Обучение детей плаванию. – М., ФиС, 1989.
    22. Н.Ж. Булгакова, Плавание. – М., ФиС, 1984.
    23. Физическое воспитание учащихся, подред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона.- М., Просвещение, 1997.