Введение
У каждого ученика в школе есть свое рабочее место – школьная парта. Большую часть времени приходится сидеть за партой и очень важно, чтобы она была удобной. Правильно устроенная парта создаёт наиболее удобные условия для работы на уроках письма, литературы, рисования и т.д. Все уроки связаны с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой вызывает напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. Поэтому очень важно, чтобы парты для учеников были удобные и безопасные. Я давно стал замечать, что за партами, которые находятся в нашем классе, мне удобно сидеть только до 3 урока, потом мне хочется наклониться налево или лечь на парту. Мне захотелось исследовать, а какой должна быть школьная парта?
Цель моего исследования: определить причину усталости во время занятий и выяснить, существуют ли парты, за которыми я не буду так быстро уставать.
Задачи:
- Изучить историю появления парт в школах.
- Изучить «Гигиенические требования к учебной мебели для общеобразовательных школ».
- Проанализировать результаты анкетирования. Сравнить парты.
- Выявить причину нарушения осанки во время учебного процесса.
- Создать памятку «Сиди правильно».
- Разработать эскиз и макет парты.
Гипотеза: причина усталости на уроках заключается в конструкции школьных парт
Объект исследования: парты МБОУ «СОШ№18» для учащихся 3 б класса и 1 б класса.
Предмет исследования: влияние конструкции парт на осанку ученика
Методы исследования: сбор информации из литературы и Интернета, опрос, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, фотографирование, сравнение.
Основная часть
1.1. История появления парт в школе.В Древнем Египте ученики обычно сидели прямо на полу, скрестив ноги. На колени клали дощечку – подставку для письма. В Древней Греции дети сидели на низеньких скамеечках, но восковые дощечки для письма всё равно клали на колени. В Средневековье и более поздние времена все ученики усаживались за один стол. В некоторых странах они сидели на стульях, а на Руси, как правило, на деревянных лавках. Потом школьники стали заниматься на так называемом поставце – столике с откидной наклонной доской, за которой работали стоя. В школе эти поставцы не прижились, но из них со временем получилась канцелярская «конторка».
Первая парта появилась в 60-х годах XIX века. Именно в это время медики выяснили, что долгое сидение ученика на неподходящей для него скамье губительно сказывается на его здоровье: искривляется позвоночник, портится зрение, появляется расстройство дыхания и кровообращения. Во многих странах — Англии, Германии, Швейцарии — принялись конструировать мебель, которая не наносила бы вреда здоровью учеников. Оказалось, что самой удачной с точки зрения врачей является парта, которая соответствует росту ребёнка. Привычная всем парта появилась примерно 120 лет назад. Создал её известный офтальмолог и гигиенист 19 века профессор Московского университета Ф.Ф. Эрисман (приложение 1 рис. 1)
Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано — во всех школах использовать парты единого образца. Но парты Эрисмана поначалу делались одноместными. С одной стороны, это хорошо: никто ни у кого не мог списать, никто никому не мешал. Только вот стоили такие парты довольно дорого и занимали в классе много места. Поэтому в большинстве школ XX века использовались парты на двоих.
Эти парты просуществовали без изменений до второй половины ХХ века, на них сидели еще наши прапрабабушки и прапрадедушки и все ныне живущие, рожденные, по крайней мере, до 50-го года! (приложение 1 рис. 2). Эта парта представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба. Эта двухместная парта включала продольных два полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Дальний от сидящего за партой край столешницы, был выполнен в виде узкой горизонтальной поверхности, на которой имелись два отверстия, куда вставлялись фарфоровые чернильницы, и два желобка для ручки или карандаша. Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло- коричневый цвет, а столешница — в черный, который сменился светло- зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов. Парты выпускались в четырех типоразмерах. То есть уже полтора века назад безопасность ребенка ставилась во главу угла!
1.2. Гигиенические требования к школьным партам для общеобразовательных школ
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 – 15° . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм - 750 мм, 1300-1450 мм - 850 мм и 1450-1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15-17. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7-10 мин, а для обучающихся II-III ступени образования - 15 минут. При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.
Вывод: мы сделали вывод, что парты должны регулироваться по росту ребёнка, столешница должна находиться под наклоном, углы на столешнице закруглены, в классах появляется конторка.
1.3. Анализ результатов анкетирования. Сравнительная характеристика парт
Изучив гигиенические требования, мы пришли к выводу, что очень важно иметь правильно организованное рабочее место. В нашей школе во всех кабинетах начальных классов парты все одинаковые. Три месяца назад в соседнем кабинете для учащихся 1б класса были поставлены новые парты, которые очень отличаются от парт нашего кабинета, где учатся ученики 3б класса.
Я решил провести анкетирование среди учеников 1б и 3б классов, чтобы выяснить отношение к партам, за которыми они сидят. Ученикам были предложены следующие вопросы:
- Удобно ли вам сидеть за партами? (да, нет)
- Как быстро вы устаёте писать на уроке письма (русского языка)? (в середине урока, к концу урока, через 10 мин от начала урока)
- Падали ли вы со стула ? (да, нет)
- Устаёт ли у вас спина к концу урока? (да, нет)
Вывод: из анкетирования видно, что ученики 1б класса меньше устают на уроках, не падают со стульев и им удобно сидеть за партами. Некоторые ученики 3б класса падают со стульев, чаще устают на уроке.
Чтобы найти причину усталости на уроке, мы решили сравнить парты, за которыми сидят ученики 1б и 3б классов.
Сравнительная характеристика парт
3 б класс | 1 б класс |
|
|
1. Изделия из натурального дерева. | Изделия из натурального дерева. |
2. Регулируются по росту ребёнка. | Регулируются по росту ребёнка. |
3. Конструкции ножек менее устойчивы на партах и стульях. | Конструкции ножек хорошо устойчивы на партах и стульях. |
4. Углы у парт острые. | Углы у парт закруглены. |
5. - | Есть регулятор на ножке для установки парты на неровной поверхности. |
6. - | Имеется отдельное место для пенала и ручек. |
7. - | Регулируется наклон для уроков письма, чтения. |
8. - | Появилась конторка для работы стоя. |
В кабинете у учеников 1б класса появились конторки. Конторка – небольшой по площади высокий стол с наклонной столешницей, на которой пишут стоя.
Вывод: парты учеников 1б класса соответствуют требованиям СанПиН. Парты учащихся 3б класса не имеют наклонной столешницы, их углы острые, нет отдельного места для ручек.
1.4. Правильная осанка во время учебного процесса.
Из книг я узнал, что правильная осанка формируется с 4 до 10 лет. Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятия за партой связаны с определённым положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота. Позы с небольшим наклоном головы более выгодны для осанки. При больших наклонах головы в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, нарушения осанки. После проведённого анкетирования, собственных наблюдений и сравнения парт я пришел к выводу: у учеников моего класса (3б) отмечается нарушение осанки. Мои предположения подтвердил медицинский работник нашей школы. В 1 классе нарушение осанки было отмечено у 4%, во 2 классе - у 6%, а в 3 классе – у 9% обучающихся. Я решил понаблюдать за осанкой во время урока в своём классе (3б) и в 1 б классе.
Так как парты в моём классе с горизонтальной поверхностью, учащиеся сильно сгибают спину и опускают низко голову, чтобы видеть книгу или тетрадь. Такое положение тела обеспечивается постоянным напряжением мышц спины, и, чтобы расслабиться, ребятам приходится наклоняться то влево, то вправо, что влияет на нарушение осанки.
Наблюдая за обучающимися 1б класса, я убедился, что ученикам не приходится сильно сгибать голову, чтобы увидеть книгу или тетрадь. Дети сидят за партами удобно, непринуждённо, спина прямая, такая посадка за партами способствует нормальному развитию и обучению.
У ребят из 1б класса есть конторка. Если ученик во время урока устал, то он может поменять положение тела, работая за конторкой стоя.
Вывод: парты, которые стоят в 1Б классе, наиболее удобны для обучения и развития.
Создание продукта исследования эскиза и макета «Парты будущего»
Мне хотелось выяснить, а есть ли какие-нибудь недостатки в новых партах. Я взял интервью у классного руководителя 1б класса Ирины Николаевны Пашкиной.
Она отметила:
В разработке парт есть некоторые недоработки, которые мешают учебному процессу:
- хлопают крышки парт при нажатии на край столешницы;
- регуляторы для установки парт на неровной поверхности пластиковые и быстро ломаются;
- подставка для пенала быстро расшатывается, и все принадлежности падают;
- стулья очень тяжёлые, сидения сделаны из фанеры, которые уже трескаются;
- нет желобка для ручек, которые постоянно скатываются.
После выяснения отрицательных сторон в конструкции новых парт я решил смоделировать парту, которая будет соответствовать всем гигиеническим требованиям. Учитывая недоработки производителей, вот что у меня получилось:
По этому эскизу мы создали макет парты.
Поработав в сети Интернет, я нашёл вариант, который похож на мой эскиз парты. На современном рынке появилась уникальная, удобная, долговечная и очень функциональная «растущая» детская парта Деми (приложение 1 рис.3). Я думаю, что такие парты в скором времени начнут поступать в школы. Но конструкторская мысль не стоит на месте. Существует множество проектов самых современных школьных парт, которые не только отвечают всем требованиям медицинской науки, но и включают в себя многие достижения науки и техники. Парты, растущие вместе с учениками, парты со встроенными в них компьютерами и даже интерактивные сенсорные парты. То, что «напишет» ученик за такой партой, может тут же без труда «проявиться» на классной доске или за столом учителя. Я надеюсь, что нам еще посчастливится посидеть за такими чудо - партами. Ведь время и ученые работают на нас!
Заключение
Как мы уже выяснили, усталость у учащихся на уроке зависит от правильно организованного рабочего места. Моя гипотеза о том, что причина усталости на уроках заключается в конструкции школьных парт, подтвердилась.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что за исключением уроков физкультуры учащиеся находятся в школе в сидячем положении. А в большинстве кабинетов нашей школы парты не имеют соответствующего наклона, поэтому являются причиной быстрой усталости на уроке и нарушения осанки. Необходимо обучать учеников такой посадке за партами, которая является наиболее удобной для занятий и наименее утомительной. Поэтому предлагаю всем учащимся придерживаться следующих рекомендаций, представленных в памятке «Сиди правильно» (приложение 2).
Использованные источники:
- www.blackpantera.ru/gigiena/31251/
- images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BE%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%85&noreask=1&pos=31&rpt=simage&lr=1091&img_url=http%3A%2F%2Fwww.tunnel.ru%2Fuserfiles%2Fck%2Fimages%2F2672%2Fparta.jpg
- www.blackpantera.ru/gigiena/16123/
- www.tehbez.ru/Docum/DocumShow_DocumID_566.html
- ideas.vdolevke.ru/posts/6486/
- детские-парты-дэми.рф/article/11/
- Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника» М., 2005 г.
- Савенков А.И., Методика исследовательского обучения младших школьников, М.: Учебная литература, 2008, 205 с.