I. Паспорт программы
Наименование дополнительной платной образовательной услуги |
Программа «Букварёнок» по дополнительной платной услуге познавательно-речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста (занятия по развитию речи). |
Основание для разработки программы |
Запрос родителей воспитанников. |
Заказчик программы |
Родители воспитанников старшего дошкольного возраста |
Организация исполнитель программы |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 78 «Серебряное копытце» |
Целевая группа программы |
Дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) |
Цель программы |
Формирование первоначальных навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты |
Увеличение доли детей с высоким уровнем развития навыка чтения за 1 год обучения не менее чем на 30%. |
Сроки реализации программы |
Программа рассчитана на 2-е возрастные категории детей:
Каждый возрастной период включает следующие этапы: 1 этап – организационный (май – август). Комплектование групп. Подготовка раздаточного материала. 2 этап - практический (сентябрь – май) Предполагает реализацию программы.
3 этап – аналитический (июнь). Анализ результатов работы. Корректировка программы при необходимости. |
II. Пояснительная записка
В наш век технического прогресса и информатизации населения все острее встает вопрос: когда и как учить ребенка дошкольного возраста читать? Школы предпочитают набирать первоклассников, умеющих читать. Умеющему читать ребенку открывается доступ к безграничному морю закодированной в буквенных символах информации. Самостоятельное чтение расширяет возможность познавательного и интеллектуального развития дошкольника, позволяет пополнять знания, обращаясь к разнообразным источникам и носителям печатного слова, что чрезвычайно важно в век информатизации, когда умение ее добывать, становится одной из ключевых личностных компетентностей. Чем раньше ребенок научится читать, тем больше у него шансов поступить в престижное учебное заведение, безболезненно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, успешно освоить программу начальной школы.
Чтение – сложный процесс, и обучение чтению требует определенной физической, психической, социальной, языковой и читательской зрелости ребенка: достаточно высокого уровня развития восприятия, мышления, воображения, памяти, эмоциональной сферы и произвольного поведения, связной речи и словаря, широкого кругозора и социальной компетентности, потребности в овладении навыками чтения, обретении независимости от взрослых в общении с книгой. По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый их них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не принуждающих ребенка.
В.А. Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!». Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.
Данная программа разработана на основе программы Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме», а также с использованием букваря Н.С. Жукова, рекомендованным Министерством общего и профессионального образования РФ.
Цель программы: формирование первоначальных навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Развивать фонематический слух.
- Активизировать навыки фонематического восприятия в процессе ознакомления со звуковым составом слова.
- Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.
- Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы: увеличение доли детей с высоким уровнем развития навыка чтения за 1 год обучения не менее чем на 30%.
Процесс обучения чтению строится на следующих принципах:
- Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»).
- Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
- Принцип доступности и посильности: предполагает деление изучаемого материала на этапы и преподнесение его детям последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей детей.
- Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Особенности проведения занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.
Время проведения занятий: 18.30–19.00.
Занятия строятся с учетом принципа развивающего обучения. В содержание занятий включены поисковые вопросы, приемы сравнения, различные способы работы с наглядностью, множество загадок. Эти приемы развивают воображение, активизируют словарный запас, формируют быструю реакцию на слово. Для отдыха и снятия напряжения проводятся физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.
Форма организации занятий – групповая. Фронтальные занятия проводятся в соответствии с учебным планом и возрастными особенностями детей.
Содержание занятий 1-го года обучения
1 этап - гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э. Понятие «звук», «гласный звук», «слово», «буква».
2 этап - согласные звуки и буквы: П, Б, Т, Д, С, З, К, Г, Ф, В, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц, М, Н, Х, Л, Р. Чтение открытых (прямых) и закрытых (обратных) слогов. Понятия «согласный звук», «глухой звук», «звонкий звук», «открытый слог», «закрытый слог». Усвоение правописаний сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
3 этап - гласные звуки и буквы Я, Е, Ю, И, Е. понятия «твердый звук», «мягкий звук». Чтение открытых слогов с согласными, противопоставленными по твердости – мягкости.
Содержание занятий 2-го года обучения
1 этап - чтение односложных и двусложных слов. Чтение трехбуквенных слогов, односложных (СГС) и двухсложных слов типа УСЫ (ГСГ), МАКИ (СГСГ), БАТОН (СГСГС). Закрепление понятия «слог», «слово».
2 этап – буква Ь (обозначение мягкости согласных). Чтение односложных, двусложных (СГСГС, СГССГ) слов с мягким знаком, чтение предложений с помощью взрослого: начальное слово пишется с большой (заглавной) буквы, в конце предложения ставится точка, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.
3 этап – мягкий и твердый разделительные знаки.
4 этап – мягкий согласный звук «Й», буква Й. Чтение слов со стечением согласных (СГССГ).
5 этап – чтение слов различной слоговой структуры. Развитие умения обнаружения в читаемых слогах и словах нескольких согласных букв, стоящих рядом.
6 этап – дифференциация согласных в словах. Выработка навыка правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твердости – мягкости, различие свистящих и шипящих, соноров, аффрикатов; совершенствование чтения слов различной слоговой структуры. Уточнение и обогащение словаря детей.
7 этап – чтение предложений и коротких текстов. Закрепление правила оформления предложений. Развитие умения передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста.
Учебный план
№ | Занятия | Объем недельной нагрузки | Объем нагрузки в год |
2 занятия | 72 занятия |
Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель заведующего по воспитательно-методической работе 1 раз в квартал по следующим вопросам:
- Ведение документации.
- Оснащение предметно-пространственной среды.
- Организация и проведение занятий.
III. Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
IV. Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
V. Мониторинг освоения программного материала. Требования к уровню подготовки воспитанников
Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в сентябре, итоговый – в мае.
Для оценки результативности работы использовались элементы следующих диагностических методик - Н.Д. Трубниковой «Учебно-методическое пособие», Е.П. Кольцовой, О.А. Романович «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет».
Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий, средний, низкий.
- Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.
- Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.
- Низкий уровень – задание не выполняет.
Критерии оценивания детей
Критерии оценивания | Содержание задания | Речевой и наглядный материал |
Слышит и различает звуки речи на слух | 1. Повтори за мной. 2. Хлопни, если услышишь звук. 3. Отбери картинки на заданный звук. |
Речевой материал, картинки |
Определяет место звука в слове | 1. Назови первый звук в слове, последний. 2. Определи место звука в слове – начало, середина, конец. |
Речевой материал |
Определяет последовательность, количество звуков в слове, дает им характеристику | 1. Определи количество звуков в слове. Назови их по порядку. 2. Определи сколько гласных, согласных звуков в слове. |
Речевой материал |
Различает и называет буквы | 1. Назвать указанную букву | Буквы разрезной азбуки |
2. Найти букву, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам) | П, Б. С, З, Ж, Ш, Р, Л, С, Ц,, К, Г. | |
3. Назвать буквы, написанные разными шрифтами. | А, а, А, а, | |
4. Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением. | ||
5. Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами. | ||
6. Найти среди сходных по начертанию букв нужную. | ла, лм, лд, вр, вз, вы, гт, ге, кж, гп, пш, ею, со, ни, ор. | |
Читает слоги | 1. Прочитать прямые слоги. | са, шу, ха, ну, ос, ры, да. |
2. Прочитать обратные слоги. | ум, ах, ор, ын, ус, ат. | |
3. Прочитать слоги со стечением согласных. | ста, кро, тру, гло, цви. | |
4. Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными. | та-ты, ка-кя, зу-зю, ло-ле, са-ся. | |
Читает слова различной слоговой структуры и понимает смысл прочитанного | 1. Прочитать Слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи). | рак, осы, яма, сажа, луна очки. Санки, дятел, снежок. |
2. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел это предмет? Что им делают?». | бровь, журавль, кастрюля, белка, баран, банки. | |
3. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: А) прочитать слово, найти его изображение по картинке и положить соответствующую надпись. |
Картинки с изображением предметов, животных и т.д.; карточки с надписями к этим картинкам. | |
Б) прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку. | Картинки и карточки с надписями к этим картинкам. | |
В) Прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинку, соответствующие слова-паронимы. | Зуб – суп, Жук – сук, Пап – баба, Коза – коса и т.д. | |
Г) Прочитать слова с пропущенными буквами. | Руч…а, …апочки и т.д. | |
Читает предложения и понимает смысл прочитанного | 1. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие. | Карточки с заданиями: «Покажи глаз», «Возьми ручку» и т.д. |
2. Прочитать предложение, найти соответствующую карточку (предлагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы. | Сюжетные картинки и карточки с предложениями: «лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки» и.т.д. |