Цель: вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей и начать формирование умения применять это правило при решении задач.
Задачи:
- образовательные: актуализировать опорные знания по теме (повторить разрядные единицы десятичных дробей, сложение и вычитание натуральных чисел; провести поиск способов сложения и вычитания десятичных дробей, разработать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать и слышать другого, уважение к мнению товарища.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Этапы урока |
Учитель |
Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) |
||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. |
Приветствует учеников. А начнем мы наш урок с умной мысли:
Сегодня мы как раз и попробуем это сделать. |
Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку. |
||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний, устная работа. |
1. Прочитайте числа:
2. Сравните дроби:
3. Выразите в сантиметрах и дециметрах:
|
Читают
Сравнивают
Выражают
|
||||||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации. | 4. Задача. Один лист цветной бумаги стоит 2,37 р., а другой 1,26 р. Сколько стоят два листа бумаги? На сколько первый лист бумаги дороже второго? − Какое задание нужно выполнить? − Почему у вас возникло затруднение? Что нам предстоит сегодня выяснить? |
У детей возникает затруднение. Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей. Не знаем алгоритм сложения десятичных дробей. Нам предстоит выяснить, как складывать и вычитать десятичные дроби. |
||||||||||||||||||||||||
Формулирование проблемы (темы и целей урока). |
Какая же будет тема урока? Абсолютно верно. А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока Запишите тему урока в тетрадь. |
Сложение и вычитание десятичных дробей. Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Записывают тему урока. |
||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания. | Давайте попробуем решить задачу двумя способами. Кто догадался как? |
Предлагают свои версии Предполагаемые ответы:
|
||||||||||||||||||||||||
Первый вариант пробует решать задачу первым способом, второй вариант вторым способом. | Представители каждого варианта (по желанию) записывают решение на доске. 1 вариант 1) 2,37+1,26=2 + 1=3=3,63 (р.) 2) 2,37-1,26=2 - 1=1=1,11(р.) Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей. 2 вариант 1) 2,37р. +1,26р.= =2р.37к.+1 р.26 к.=3р.63 к. 2) 2р.37к.-1 р.26 к.=1р.11 к. Ответ: два листа бумаги стоят 3,63 рубля, первый лист дороже второго на 1, 11 рублей. |
|||||||||||||||||||||||||
Итак, мы решили задачу двумя способами. И оба способа были не совсем быстрыми. Давайте подумаем, как решить задачу быстрее, как выполнить сложение и вычитание быстрее? Наводящий вопрос: как мы обычно выполняем сложение и вычитание натуральных чисел? Кто догадается, как выполнить сложение и вычитание в столбик? Учащимся предлагается немного времени для размышлений. Может кто-то желает попробовать предложить свою гипотезу на доске? |
В столбик. | |||||||||||||||||||||||||
Задание выполнено верно. Давайте проверим нашу гипотезу в решении других примеров: а) 2,35+4,18=6,53; б) 3,8-1,2=2,6; На экране высвечивается еще один пример в) 0,76+42,389. |
К доске выходят два ученика по желанию. Один из которых пробует выполнять сложение в столбик, другой − вычитание.
Учащиеся в группах решают примеры, вынося свое решение на доску.
Пробуют решить |
|||||||||||||||||||||||||
Проблемная ситуация. |
Одинаковые ли ответы получились? Давайте посмотрим, какой из них правильный. (На экране появляется слайд с правильным ответом). |
Предлагают свои версии решения примера:
Дети сравнивают свои ответы с экраном. |
||||||||||||||||||||||||
Какое же решение было верным? А теперь попробуем сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Давайте сверим ваши предположения с учебником. Алгоритм выводится на слайде на доске. Алгоритм сложения десятичных дробей.
|
Последнее.
Предлагают свои варианты ответов. Читают текст в учебнике, находят нужную информацию. |
|||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка. |
|
Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.
|
||||||||||||||||||||||||
Первичное применение нового знания. |
Решение упражнений по учебнику. №1213(а-г)
№1214(а, б, г, е) |
Желающие ученики решают их в столбик у доски с проговариванием алгоритма №1213(а-г)
№1214(а, б, г, е)
|
||||||||||||||||||||||||
Решение задачи №1211. Прочитайте задачу. Сколько ткани пошло на пальто? Сколько ткани пошло на костюм? Что требуется узнать в задаче? Решаем задачу двумя способами.
Какое решение более удобно? |
3,2 м. 2,63 м. Сколько ткани израсходовали на пальто и костюм вместе. 1 способ
2 способ
Первое. |
|||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой Выполните действия и расшифруйте слово:
|
|
||||||||||||||||||||||||
Повторение и закрепление изученного ранее. |
№1251(работа в парах с последующей проверкой на доске) |
|
||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия. |
Какие цели в начале урока мы поставили? Достигнуты поставленные цели? − Как складывают и вычитают десятичные дроби? |
Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей. Формулируют алгоритм |
||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. |
№1255 – обязательная часть, №1257 или 252 (ДМ А.С. Чесноков, К.И. Нешков) – на выбор |
Записывают домашнее задание. Определяют для себя вариантную часть. |