Пояснительная записка
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области у учащихся формируется целостное представление о физической культуре как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
Учебным предметом образовательной области «Физическая культура» является один из видов культуры человека и общества, в основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных, природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.
Освоение учебного предмета «Физическая культура» (физкультурная деятельность) осуществляется не только на уроках физической культуры, но и в процессе физкультурных мероприятий в режиме учебного дня, спортивных соревнований, физкультурных праздников, занятий в спортивных секциях.
В условиях современной модернизации школы одним из основополагающих направлений в развитии образования является обеспечение уровневой подготовки учащихся, которая в зависимости от интересов, способностей и целевых ориентаций учащихся позволяет более углубленно изучать базовые основы учебных дисциплин, качественно готовиться к обучению в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
Углубленный образовательный уровень — по своему учебному содержанию нацеливает учащихся на поступление и получение профессионального образования в соответствующих образовательных учреждениях. Данная подготовка характеризуется не только освоением учащимися соответствующего учебного содержания, определяемого требованиями вузов, но и закреплением интересов школьников к профессиональной деятельности специалиста физической культуры, ознакомлением их с основными способами и формами ее организации.
Общей целью образования в основной школе является: овладение основами физкультурной деятельности с общей и личностно ориентированной оздоровительной направленностью.
Задачи образования в основной школе:
- познание индивидуальных физических и психических возможностей, овладение способами релаксации, контроля, за состоянием здоровья и физической работоспособностью;
- овладение комплексами физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности с учетом индивидуального физического развития, интересов к культуре телосложения и к культуре движений;
- обеспечение общей физической подготовки к массовым видам профессиональной деятельности и службе в армии.
Данная цель и общие задачи ориентируют педагогический процесс на подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности (общественно-производительному труду, службе в армии, воспитанию детей), а также к организации и проведению на основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, которые помогут укрепить здоровье, развить физические способности и закрепить потребность в ведении здорового образа жизни.
Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях Обязательного минимума содержания основного общего образования и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовки учащихся.
Вместе с тем круг задач для углубленного образования в области «Физическая культура» расширяется.
Для углубленного уровня образования предлагаются задачи, ориентирующие учебный процесс на ознакомление учащихся с основными формами профессиональной деятельности учителя физической культуры.
Кроме этого, здесь в число основных задач входит обязательное повышение спортивного мастерства учащихся в избранном виде спорта.
Особенностями программы образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:
- соотнесенность объема учебного материала с лимитом времени, утвержденным в Базисном учебном плане, определяющим образовательную область «Физическая культура» обязательной составляющей основного общего образования;
- направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), видами учебного учреждения (городские и сельские школы), регионально-климатическими условиями проживания школьников;
- достаточность и многообразие предлагаемых знаний, средств и форм физкультурной деятельности, которые очерчиваются ценностными ориентациями на общую профессионально-прикладную и индивидуально ориентированную физическую подготовку учащихся, развитие интересов и потребностей в физическом совершенствовании;
- организация содержания учебного предмета по разделам, соотносящимся с системными компонентами физкультурной деятельности: «Основы знаний о физкультурной деятельности» (предметная компетенция); «Способы физкультурной деятельности» (информационно – коммуникативная компетенция); «Физическое совершенствование» (личностное развитие);
- выделение в содержании основного общего образования в разделе «Физическое совершенствование» двух подразделов: «Общая физическая подготовка» и «Комплексы упражнений из современных спортивно-оздоровительных систем». Содержание первого подраздела ориентировано на решение задач общей физической подготовки школьников и представлено так называемыми базовыми видами спорта (гимнастика, лыжная подготовка, легкая атлетика, спортивные игры). Содержание второго подраздела ориентировано на формирование у школьников основ индивидуальной физкультурной деятельности, развитие интересов и потребностей в совершенствовании собственного тела, повышении индивидуальной двигательной и физической подготовленности.
Содержание Программы представлено в Приложении.