Пояснительная записка к курсу
Авторская программа элективного курса (курса по выбору для учащихся 9 предпрофильного класса), рассчитанного на 17 учебных часов, ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о важнейших достижениях человека.
Поскольку курс предлагается учащимся, определившим путь дальнейшего профильного образования, то его содержание может варьироваться с учетом их склонностей и интересов.
Курс является межпредметным: наряду со сведениями из истории мировой литературы в содержание курса входит знакомство с шедеврами мировой музыки и живописи и фотографии.
Курс призван дать учащимся достаточно широкую панораму сведений из истории культуры и техники разных стран, народов и эпох.
Основные принципы курса – системность, историзм.
Направленность курса – развивающая. Прежде всего он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.
Цели и задачи курса:
Овладение историческими сведениями, касающимися различных аспектов мировой культуры; историко-биографической информацией, касающейся выдающихся деятелей мировой литературы и искусства; историко-страноведческими знаниями, показывающими вклад отдельных стран в мировую цивилизацию; навыками работы со справочной литературой, работы в Интернет (аннотирование, составление тематических картотек, таблиц, схем, рефератов); элементами исследовательских процедур;
Построение курса
- Содержание курса делится на лекционные занятия, семинарские занятия и экскурсии.
- Формы и виды контроля результатов изучения данного курса:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам)
- тематический контроль (тестовые задания и тематические зачеты)
- обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений.
Данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, при оценке результата обучения используется нетрадиционная система оценивания – портфолио - оценка, или портфель достижений учащегося.
Обязательный перечень работ, входящих в портфолио: предметный указатель, именной указатель, каталог творческих работ, тематический доклад (текст), творческая работа, эссе, проект.
Требования к эссе.
Одним из возможных способов проверки знаний и умений может служить письменная работа публицистического характера, своего рода сочинение или эссе.
Аналогом этой формы может служить классное сочинение на свободную тему.
Цель эссе – выявить умение учащихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение (основанное на тех или иных источниках или научной литературе) по определенному законченному вопросу (теме).
Эссе предоставляет учащимися возможность осуществить глубокое изучение или исследование конкретного вопроса или проблемы, связанной с содержанием курса.
В ходе написания эссе учащийся должен продемонстрировать необходимые знания и умения: определить тему и сформулировать предмет исследования или исходные тезисы; правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники (желательно, хотя не обязательно, чтобы в их число вошли и первоисточники); критически анализировать различные факты и оценить их интерпретации; высказывать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении фактов;
Работа по исследуемой теме должна быть: структурно хорошо организована; последовательно и связно изложена, все положения аргументированы; документально точна, иметь ссылки на использованные документы; иметь надлежащим образом оформленные сноски, библиографию, примечания.
Эссе позволяет учителю оценить: адекватное программе знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе); умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не входя за рамки поставленного вопроса; понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность); навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией); навыки организации материала: умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснить, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства.
Требование к устному сообщению:
- Познакомься и дополнительной литературой, рекомендуемой учителем по заданной теме.
- Составь план своего сообщения.
- Привлеки наглядный материал, используя в докладе иллюстрации, фотографии, но при этом не отвлекайся на пересказ их содержания.
- Подумай над выводами, соответствуют ли они приведенным фактам (не шире, не уже их).
- Во время выступления следи за правильностью речи.
Требование к реферату и докладу
- Подумай тему работы, в общих чертах определи ее содержание, набросай предварительный план. Определи цель написания реферата и его форму.
- Подбери литературу по теме. При необходимости отметь, к какому пункту плана имеет отношение тот или иной материал.
- Во вступлении к работе раскрой значение ее темы.
- Последовательно раскрой все предусмотренные планом вопросы.
- Отрази в работе свое личное отношение к событиям, вырази собственные мысли и чувства.
- Старайся писать грамотно, точно, кратко. Разделяй текст на абзацы, не допускай повторений, неоправданного расширения объема работы.
- В конце работы сделай обобщающий вывод.
Требование к выборочному рассказу
- Перечитай текст, отметь в нем те отрывки, которые относятся к твоей теме.
- Определи, о чем говорится в каждом отрывке.
- Сгруппируй отрывки, расположи их по порядку.
- Подбери к отрывкам названия.
- Расскажи о событии, произведении искусства, пользуясь планом.
- Закончи рассказ выводом.
Мировая художественная культура. Всего рассчитано на 17 часов.
Разделы | № | Темы | Кол-во часов | Дата проведения | Факт |
Литература | 1 | Мифы древнего мира, | 1 | ||
2 | Античная литература | 1 | |||
3 | Древнегреческая литература, | 1 | |||
4 | Поэзия древнего Рима | 1 | |||
5 | Литература древней Индии и древнего Китая | 1 | |||
6 | Классическая литература Японии | 1 | |||
7 | Классическая литература Персии | 1 | |||
8 | Европейская литература средневековья | 1 | |||
9 | Детективная литература | 1 | |||
10 | Мемуарная литература | 1 | |||
11 | Приключенческая литература | 1 | |||
12 | Литература и театр | 1 | |||
ИТОГО: | 12 | ||||
Искусство, история, техника | 1 | Возникновение музеев | 1 | ||
2 | Чудеса света | 1 | |||
3 | Возникновение фотографии | 1 | |||
4 | Происхождение музыки | 1 | |||
5 | История техники. Технический прогресс и проблема глобализации | 1 | |||
ИТОГО | 5 | ||||
ВСЕГО часов: | 17 |
Содержание программы
Раздел 1. Литература (13 часов)
Урок № 1 | Мифы Древнего мира, Античная литература: Как возникли боги. Бесконечный хаос. Мифы. Герои мифов. Геракл. Исторические события в мифах. Боги Греции и боги Древнего Рима. |
Урок №2 | Гомеровские поэмы. Возникновение драмы. Великие греческие лирики: Алкей, Сопфо, Архилох, Феогнид, Анакреонт, гречесекие трагики: Эсхил, Софокл, Евприпид. Греческий комедиограф Аристофан. Римская литература: Катулл, Гораций. Ювенал. Историк Тацит. |
Урок № 3 | Древнегреческая литература, Поэзия древнего Рима. Эсхил-отец трагедии. Первые трагедии. Великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Комедии Аристофана. Аристофан – отец комедии. Лучшие поэты Древнего Рима: Вергилий, Гораций, «Энеида» Вергилия. |
Урок № 4 | Урок-семинар. Самостоятельная работа: Сходство греческой и римской литературы. Тест |
Урок № 5 | Литература Древней Индии и Древнего Китая. Древние памятники индийской литературы. Поэмы-легенды «Махабхарата», «Рамаяна». Царь поэтов Древней Индии Калидаса. Классическая китайская поэзия. Поэтическая книга «Шицзин» - «Книга песен» |
Урок № 6 | Классическая литература Японии и Персии. Японские пятистишия – танка – «короткая песня». Большой свод старинного эпоса Японии – «Летопись древних дел». Театр «Но». |
Урок № 7 | Родоначальник классической персидской поэзии – Рудаки. Персидский поэт А.Фирдоуси. Поэт, математик, астроном и философ Омар Хайям. Рубаи-четверостишие. |
Урок № 8 | Европейская литература Средневековья. Общий обзор. Итальянец Данте («Божественная комедия»), песни о подвигах Роланда «Песень о Роланде» (Франция), Петрарка (Италия), Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рыцарская литература. |
Урок № 9 | Детективная литератураДетектив – «значить сыщик». (о жанре). В чем секрет популярности детектива? Родначальник детективного жанра Э.По. |
Урок № 10 | Мемуарная литература. Мемуары (от Фр.Меморс - воспоминания). О жанре. Изменение мемуарного жанра в современной литературе. Классические книги Ж.Ж.Руссо, И.В.Гете. |
Урок № 11 | Приключенческая литература. Приключение – «авантюра». (О жанре). Истоки приключенческой литературы – поэма Гомера. Общий обзор. Эпоха великих географических открытий, начавшаяся в XV веке, дала великие произведения о приключениях много лет спустя: Д.Дефо «Необычайные и удивительные приключения Р.Крузо», Дж.Свифт «Путешествия Гулливера», Ч.Диккенс «Приключения О.Твиста», А.Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», Виконт де Бражелон» («Десять лет спустя»), Майн Рид «Всадник без головы», Р.Стивенсон «Остров сокровищ», М.Твен «Приключения Т.Сойера», «Приключения Гекльберри Финна». |
Урок № 12 | Урок-экскурсия «Литература и театр» Просмотр спектакля в театре им.Качалова |
Раздел 2. Искусство и история техники (7 часов) | |
Урок № 1 | Возникновение музеев (Британский музей, Лувр, музей Прадо, Национальная галерея в Лондоне, Эрмитаж, метрополитен – музей США, Шедевры живописи) |
Урок № 2 | Чудеса света. Семь чудес света: Пирамида Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Великая Китайская стена. Храм Артемиды. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрский маяк. |
Урок № 3 | Возникновение фотографии (мастера фотографии). Первый готовый к практическому применению способ фотографии. Камера Дагера (50 кг.). Отец худ.фотографии англичанин Хилл. |
Урок № 5 | Происхождение музыки (музыка Древнего мира, музыка Средневековья и эпохи Возрождения, Современные стили в музыке). Прослушивание записей музыкальных произведений великих композиторов. |
Урок № 5 | История техники. Техника античных цивилизаций (керамика). Техника средневековых цивилизаций (Центры технического прогресса, майолика, книгопечатание) Индустриальная цивилизация (технические идеи, парашют, возникновение ж/д. транспорта, метро, прогнозы развития техники в XXI веке:Интернет, смарт – технология). |
Литература для использования на уроках:
- Виргинский В.С.Очерки истории науки и техники в XVI – XIX вв.: Книга для учителя. – М., 1984.
- Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. – М., 1993.
- Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. – М., 2002.
- История открытий. – М., 1998.
- Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок истории. – М., 2003.
- Рыжков К.В. 100 великих изобретений. – М., 2002.
- Самые знаменитые изобретатели России. – М., 2002.
- Индивидуальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. – Мн.: ТОО «Харвест», 1995.
- Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. /Рук.проектаДж.Холланд. – М.: ЗАО «Махаон», 2001.
Урок МХК в 9 классе построен по методу художественно-педагогической драматургии, то есть в процессе формирования интереса учащихся к искусству передо мной стояли главные задачи – использовать силу воздействия различных искусств в их комплексе для формирования личности ученика. Темп урока является нарастающим по эмоциональности, что отражает особенности его художественно-педагогической драматургии.
Этапы уроков |
Их логический смысл |
Работа учащихся на уроке |
1. Биографические предпосылки возникновения нового типа художественной личности. |
Экспозиция 1: Через факты биографии и общественной деятельности дать живой портрет композитора и художника. Начало работы над пониманием идейно-художественных задач. Экспозиция 2: Литературный эпиграф приглашает к размышлению – содержит образное зерно темы. Подготовка к пониманию идеи. |
|
2. Зрительный ряд картин П.Рубенса |
Завязка конфликта. Ассоциации, близкие образам Рубенса. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. |
Задание классу на развитие ассоциативного мышления. |
3. Прослушивание «Пассакалии» Генделя в исполнении учителя. |
Завязка конфликта. |
Задание для прослушивания. |
4. Просмотр части мультимедийной программы (экскурсия по картине «Персей и Андромеда» |
Кульминация урока. Ответы учащихся предполагают развязку конфликта. Ученики на основе знаний, полученных на уроке определяют тип художественной личности. |
|
5. Возвращение к эпиграфу. |
Развязка. Последействием является домашние задание. |
Запись домашнего задания |