Математический вечер «В гостях у симметрии»

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Классное руководство


«Мир полон удивительной красоты и благородства, которые вы должны открывать прежде всего сами. Нужно учиться видеть и слышать, готовиться к встрече с чудом».
А.Н. Колмогоров

Цели:

образовательные:

  • расширить знания обучающихся о симметрии,
  • способствовать формированию представления о применении симметрии в различных сферах,
  • показать учащимся связь математики с другими областями науки, искусством и реальной действительностью;

развивающие:

  • развивать пространственное, абстрактное мышление и воображение, математическую речь,
  • формировать умение наблюдать, подмечать закономерности, обобщать и делать выводы,
  • развивать любознательность, интеллектуальную сферу личности, умение учебно – познавательной деятельности,
  • создать условия для творческой самореализации личности, развития познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения симметрии в природе, архитектуре,
  • развивать исследовательские способности учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к математике,
  • воспитать чувство прекрасного, аккуратность,
  • способствовать формированию сотруднических отношений.

Время: 60 минут.

Вид используемых на вечере средств: карточки-образцы, раздаточный материал, клей, ножницы, белая и цветная бумага, трафареты, части известных геометрических головоломок, слайды презентации, выполненной в программе Power Point.

Межпредметные связи: технология, изобразительное искусство, физика, химия, геометрия, алгебра, русский язык, литература, история, черчение, биология, информатика.

Необходимое техническое оборудование:

  • интерактивная доска,
  • мультимедиа проектор,
  • презентации.

Подготовка к математическому вечеру.

  1. Создаётся оргкомитет из числа учащихся 5-6 классов и учителей школы.
  2. Возглавляет и направляет подготовку к вечеру учитель математики.
  3. Новое в проведении этого вечера – активное участие учителей школы, которые готовят вместе с учащимися материал для слайдов презентации по своему направлению и выступления, а также сопровождают одно из направлений работы творческой мастерской. Выступления обучающихся подчёркивают значение симметрии и иллюстрируют разнообразие и богатство межпредметных связей.
  4. Подготовка танца «Снежинки».
  5. Каждый учащийся и гости обеспечиваются пригласительными билетами (ответственный – учитель изобразительного искусства). (Приложение 1)
  6. Оформляется актовый зал.

В зале вверху над сценой красиво написано «В мире нет места для некрасивой математики» (Д. Харди). (Можно взять любое из высказываний математиков, литераторов, художников.) Приложение 2.

Слева и справа на занавесях расположены изображения симметричных фигур и предметов.

Около сцены на стене – портреты математиков, писателей и, тех, для кого соприкосновение математического и художественного талантов было особенно характерно: Л.Н. Толстого, Платона, Аристотеля, Евклида, Леонардо да Винчи, Кеплера, Иммануила Канта, выставка лучших творческих работ учащихся, математические стенгазеты по теме вечера.

План проведения вечера.

  1. Устный журнал «Симметрия вокруг нас».
  2. Работа творческой мастерской по следующим направлениям:
    • литературное (руководитель – учитель русского языка и литературы),
    • создание и выполнение орнаментов и бордюров (руководитель - учитель изобразительного искусства, черчения),
    • создание симметричных моделей из природного материала, частей известных головоломок, оригами и т.д. (руководитель - учитель технологии).
  3. Выставка творческих работ учащихся (ответственный – учитель истории).
  4. Подведение итогов вечера. Награждение самых активных участников и победителей творческих работ.

Ход мероприятия

Звучат фанфары.

О, симметрия!
Тебе я гимн пою.
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне,
Малой мошке, ты в ёлочке,
Что у лесной дорожки,
С тобою в дружбе музыка и розы
И снежный рой творение мороза…
(К. Антонов)

Ведущий 1: Здравствуйте! Добрый вечер! Мы живём в стремительно меняющемся высокотехнологическом обществе. И при этом не задумываемся, почему вокруг нас некоторые предметы и явления пробуждают чувство прекрасного, а другие нет.

Ведущий 2: Осенние листья на деревьях осенью….. А зимою – снежинки.

Девочки исполняют вальс снежинок.

Ведущий 1: Красивые пропорциональные здания. А люди!

Ведущий 2: А как вы думаете, ребята, есть ли что – то общее между кленовым листочком и снежинкой, кружевной салфеткой и буквами русского алфавита, музыкой и резными наличниками, красотой и математикой? (выслушивают ответы)

Ведущий 1: Эту цепочку можно продолжать и продолжать, но сейчас мы говорим о чём-то едином – о красоте, гармонии и пропорциональности живой и неживой природе.

Ведущий 2: И сегодня нас приглашает в гости удивительная, увлекательная и очень гостеприимная хозяйка Симметрия. Встречайте её!

Под музыку выходит Симметрия.

Симметрия:

Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.

Ведущий 1: Итак, мы начинаем наш вечер, посвящённый красоте математики. И вместе с нами сегодня те, кто хочет учиться с увлечением, все, кто любит тайны, загадки, приключения, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.

Симметрия: Дорогие участники! Сегодня вы научитесь видеть симметрию в окружающем мире, применить знания о симметрии, а для кого – то, может быть, откроется путь к будущей профессии. Поэтому возьмите с собою фантазию, смекалку, находчивость, наблюдательность и любознательность.

Ведущий 2: Сегодня вы узнаете, какую роль играет симметрия в повседневной жизни человека, в природе, архитектуре, быту

Ведущий 1: Ответите на вопрос, можно ли, зная о тайне гармонии, сделать мир лучше и красивее? Итак, мы начинаем.

Выходят учащиеся.

1. Устный журнал «Симметрия вокруг нас»

На фоне презентации выступают обучающиеся.

Приложение 3.

2. Творческая мастерская.

Ведущий 1: А теперь приглашаем всех принять участие в работе творческой мастерской по следующим направлениям.

1. Литературное направление.

Задания:

  • сочинить небольшое стихотворение о симметрии, её свойствах,
  • используя высказывание о симметрии « Красота тесно связана с симметрией» (Герман Вейль) написать небольшое эссе,
  • написать сказку, посвящённую симметрии,
  • создать фоторепортаж о симметрии окружающей действительности.

Проводится конкурс на лучшее эссе, сказку, стихотворение и фоторепортаж. Определяются лучшие работы.

2. Создание и выполнение орнаментов и бордюров. (Приложение 4)

1 уровень – работа по готовым орнаментам и бордюрам,

2 уровень – составить эскиз бордюра, у которого фундаментальная область обладает центром симметрии, составить сетчатый орнамент на основании квадратной решётки.

Определяются лучшие работы.

3. Создание симметричных моделей из природного материала, частей известных головоломок, оригами и т.д. .[2], [3], [5], [11]

Определяются лучшие работы.

В конце вечера проводится выставка творческих работ учащихся – участников математического вечера и определяются победители.

3. Выставка творческих работ участников вечера.

Проводится блиц-опрос.

  1. Что тебе больше всего понравилось на математическом вечере.
  2. Назови автора понравившейся тебе работы.

4. Подведение итогов вечера. Награждение самых активных участников и победителей творческих работ.

Ведущий 1:Математика поистине волшебная в своих проявлениях!

Ведущий 2: А симметрия, пожалуй, чуть ли не самая главная вещь во Вселенной.

Ведущий 1: И она играет одну из главных направлений в повседневной жизни человека: в предметах быта, в архитектуре, в природе.

Ведущий 2: Без симметрии наш мир выглядел бы совсем по – другому, ведь симметрия - это гармония. А тайну гармонии пытались осмыслить великие мыслители человечества. Сегодня на вечере в разгадку этой тайны погрузились и мы.

Ведущий 1: А, зная о тайне гармонии, одной из которых является симметрия, можно сделать мир лучше и красивее.

Симметрия: Да, трудно не согласиться с Фёдором Михайловичем Достоевским «Красота спасет мир!» Мы все хотим сделать свою жизнь гармоничнее и красивее. Ребята, как вы думаете, может и мы нашли секрет создания красоты?

Ведущие и Симметрия по очереди называют авторов лучших работ, самых активных участников вечера, награждают их.

Симметрия:

Прекрасный, безграничный,
Наглядный и привычный,
Но всё же необычный,
Чудесный «симметричный»
Открылся мир вокруг.

Я желаю вам успеха в его познании. До новых встреч!

Приложения 1-4, Презентация.

Используемая литература:

  1. Азевич А.И. «Двадцать уроков гармонии» библиотека журнала «Математика в школе», выпуск 7. – Москва: «Школа-Пресс», 1998.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Весёлые уроки оригами в школе и дома», (учебник и рабочая тетрадь), – Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2001.
  3. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. «Наглядная геометрия», тетрадь для учащихся 5 класса, 6 класса, Саратов: Лицей, 2002.
  4. Волошинов А.В. «Математика и искусство», – М.: «Просвещение», 1992.
  5. Гончар В. «Снежинки», учебно-методическая газета «Математика», изд.дом «Первое сентября», №1, 2005.
  6. Нестеренко Е. «Симметрия вокруг нас», учебно – методическая газета «Математика», изд.дом «Первое сентября», № 2, 2004.
  7. Сагателова Л.С., Студенецкая В.Н. «Геометрия: красота и гармония», – Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Тарасов Л.В. «Этот удивительный симметричный мир», пособие для учащихся, – М.: Просвещение, 1982.
  9. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия 5-6 классы» – М.: «Дрофа», 1998.
  10. Шубников А.В, Копцик В.А. «Симметрия в науке и искусстве», – М., 1972.
  11. Щербакова Ю.В. «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях, 5-8 классы/авт.-сост. Ю.В. Щербакова, М., Глобус, 2008. (серия учение с увлечением)

Используемые ресурсы:

  1. art.ioso.ru/seminar/2008/projects7/ornament/Ornament3.htm
  2. orname.ru/tutorials/download-orname/
  3. wowfacts.net/tag/fakty-o-simmetrii/
  4. www.rusnauka.com – «Симметрия в природе»
  5. slovari.yandex.ru – «Симметрия в технике»
  6. literus.net – «Симметрия в литературе»
  7. www.prokolgrunta.ru – «Симметрия в архитектуре»
  8. www.slideshare.net – «Симметрия в физике»