«Мир полон удивительной красоты и благородства, которые вы должны открывать прежде всего сами. Нужно учиться видеть и слышать, готовиться к встрече с чудом».
А.Н. Колмогоров
Цели:
образовательные:
- расширить знания обучающихся о симметрии,
- способствовать формированию представления о применении симметрии в различных сферах,
- показать учащимся связь математики с другими областями науки, искусством и реальной действительностью;
развивающие:
- развивать пространственное, абстрактное мышление и воображение, математическую речь,
- формировать умение наблюдать, подмечать закономерности, обобщать и делать выводы,
- развивать любознательность, интеллектуальную сферу личности, умение учебно – познавательной деятельности,
- создать условия для творческой самореализации личности, развития познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения симметрии в природе, архитектуре,
- развивать исследовательские способности учащихся;
воспитательные:
- воспитывать любовь к математике,
- воспитать чувство прекрасного, аккуратность,
- способствовать формированию сотруднических отношений.
Время: 60 минут.
Вид используемых на вечере средств: карточки-образцы, раздаточный материал, клей, ножницы, белая и цветная бумага, трафареты, части известных геометрических головоломок, слайды презентации, выполненной в программе Power Point.
Межпредметные связи: технология, изобразительное искусство, физика, химия, геометрия, алгебра, русский язык, литература, история, черчение, биология, информатика.
Необходимое техническое оборудование:
- интерактивная доска,
- мультимедиа проектор,
- презентации.
Подготовка к математическому вечеру.
- Создаётся оргкомитет из числа учащихся 5-6 классов и учителей школы.
- Возглавляет и направляет подготовку к вечеру учитель математики.
- Новое в проведении этого вечера – активное участие учителей школы, которые готовят вместе с учащимися материал для слайдов презентации по своему направлению и выступления, а также сопровождают одно из направлений работы творческой мастерской. Выступления обучающихся подчёркивают значение симметрии и иллюстрируют разнообразие и богатство межпредметных связей.
- Подготовка танца «Снежинки».
- Каждый учащийся и гости обеспечиваются пригласительными билетами (ответственный – учитель изобразительного искусства). (Приложение 1)
- Оформляется актовый зал.
В зале вверху над сценой красиво написано «В мире нет места для некрасивой математики» (Д. Харди). (Можно взять любое из высказываний математиков, литераторов, художников.) Приложение 2.
Слева и справа на занавесях расположены изображения симметричных фигур и предметов.
Около сцены на стене – портреты математиков, писателей и, тех, для кого соприкосновение математического и художественного талантов было особенно характерно: Л.Н. Толстого, Платона, Аристотеля, Евклида, Леонардо да Винчи, Кеплера, Иммануила Канта, выставка лучших творческих работ учащихся, математические стенгазеты по теме вечера.
План проведения вечера.
- Устный журнал «Симметрия вокруг нас».
- Работа творческой мастерской по следующим направлениям:
- литературное (руководитель – учитель русского языка и литературы),
- создание и выполнение орнаментов и бордюров (руководитель - учитель изобразительного искусства, черчения),
- создание симметричных моделей из природного материала, частей известных головоломок, оригами и т.д. (руководитель - учитель технологии).
- Выставка творческих работ учащихся (ответственный – учитель истории).
- Подведение итогов вечера. Награждение самых активных участников и победителей творческих работ.
Ход мероприятия
Звучат фанфары.
О, симметрия!
Тебе я гимн пою.
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне,
Малой мошке, ты в ёлочке,
Что у лесной дорожки,
С тобою в дружбе музыка и розы
И снежный рой творение мороза…
(К. Антонов)
Ведущий 1: Здравствуйте! Добрый вечер! Мы живём в стремительно меняющемся высокотехнологическом обществе. И при этом не задумываемся, почему вокруг нас некоторые предметы и явления пробуждают чувство прекрасного, а другие нет.
Ведущий 2: Осенние листья на деревьях осенью….. А зимою – снежинки.
Девочки исполняют вальс снежинок.
Ведущий 1: Красивые пропорциональные здания. А люди!
Ведущий 2: А как вы думаете, ребята, есть ли что – то общее между кленовым листочком и снежинкой, кружевной салфеткой и буквами русского алфавита, музыкой и резными наличниками, красотой и математикой? (выслушивают ответы)
Ведущий 1: Эту цепочку можно продолжать и продолжать, но сейчас мы говорим о чём-то едином – о красоте, гармонии и пропорциональности живой и неживой природе.
Ведущий 2: И сегодня нас приглашает в гости удивительная, увлекательная и очень гостеприимная хозяйка Симметрия. Встречайте её!
Под музыку выходит Симметрия.
Симметрия:
Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.
Ведущий 1: Итак, мы начинаем наш вечер, посвящённый красоте математики. И вместе с нами сегодня те, кто хочет учиться с увлечением, все, кто любит тайны, загадки, приключения, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.
Симметрия: Дорогие участники! Сегодня вы научитесь видеть симметрию в окружающем мире, применить знания о симметрии, а для кого – то, может быть, откроется путь к будущей профессии. Поэтому возьмите с собою фантазию, смекалку, находчивость, наблюдательность и любознательность.
Ведущий 2: Сегодня вы узнаете, какую роль играет симметрия в повседневной жизни человека, в природе, архитектуре, быту
Ведущий 1: Ответите на вопрос, можно ли, зная о тайне гармонии, сделать мир лучше и красивее? Итак, мы начинаем.
Выходят учащиеся.
1. Устный журнал «Симметрия вокруг нас»
На фоне презентации выступают обучающиеся.
Приложение 3.
2. Творческая мастерская.
Ведущий 1: А теперь приглашаем всех принять участие в работе творческой мастерской по следующим направлениям.
1. Литературное направление.
Задания:
- сочинить небольшое стихотворение о симметрии, её свойствах,
- используя высказывание о симметрии « Красота тесно связана с симметрией» (Герман Вейль) написать небольшое эссе,
- написать сказку, посвящённую симметрии,
- создать фоторепортаж о симметрии окружающей действительности.
Проводится конкурс на лучшее эссе, сказку, стихотворение и фоторепортаж. Определяются лучшие работы.
2. Создание и выполнение орнаментов и бордюров. (Приложение 4)
1 уровень – работа по готовым орнаментам и бордюрам,
2 уровень – составить эскиз бордюра, у которого фундаментальная область обладает центром симметрии, составить сетчатый орнамент на основании квадратной решётки.
Определяются лучшие работы.
3. Создание симметричных моделей из природного материала, частей известных головоломок, оригами и т.д. .[2], [3], [5], [11]
Определяются лучшие работы.
В конце вечера проводится выставка творческих работ учащихся – участников математического вечера и определяются победители.
3. Выставка творческих работ участников вечера.
Проводится блиц-опрос.
- Что тебе больше всего понравилось на математическом вечере.
- Назови автора понравившейся тебе работы.
4. Подведение итогов вечера. Награждение самых активных участников и победителей творческих работ.
Ведущий 1:Математика поистине волшебная в своих проявлениях!
Ведущий 2: А симметрия, пожалуй, чуть ли не самая главная вещь во Вселенной.
Ведущий 1: И она играет одну из главных направлений в повседневной жизни человека: в предметах быта, в архитектуре, в природе.
Ведущий 2: Без симметрии наш мир выглядел бы совсем по – другому, ведь симметрия - это гармония. А тайну гармонии пытались осмыслить великие мыслители человечества. Сегодня на вечере в разгадку этой тайны погрузились и мы.
Ведущий 1: А, зная о тайне гармонии, одной из которых является симметрия, можно сделать мир лучше и красивее.
Симметрия: Да, трудно не согласиться с Фёдором Михайловичем Достоевским «Красота спасет мир!» Мы все хотим сделать свою жизнь гармоничнее и красивее. Ребята, как вы думаете, может и мы нашли секрет создания красоты?
Ведущие и Симметрия по очереди называют авторов лучших работ, самых активных участников вечера, награждают их.
Симметрия:
Прекрасный, безграничный,
Наглядный и привычный,
Но всё же необычный,
Чудесный «симметричный»
Открылся мир вокруг.
Я желаю вам успеха в его познании. До новых встреч!
Используемая литература:
- Азевич А.И. «Двадцать уроков гармонии» библиотека журнала «Математика в школе», выпуск 7. – Москва: «Школа-Пресс», 1998.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Весёлые уроки оригами в школе и дома», (учебник и рабочая тетрадь), – Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2001.
- Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. «Наглядная геометрия», тетрадь для учащихся 5 класса, 6 класса, Саратов: Лицей, 2002.
- Волошинов А.В. «Математика и искусство», – М.: «Просвещение», 1992.
- Гончар В. «Снежинки», учебно-методическая газета «Математика», изд.дом «Первое сентября», №1, 2005.
- Нестеренко Е. «Симметрия вокруг нас», учебно – методическая газета «Математика», изд.дом «Первое сентября», № 2, 2004.
- Сагателова Л.С., Студенецкая В.Н. «Геометрия: красота и гармония», – Волгоград: Учитель, 2007.
- Тарасов Л.В. «Этот удивительный симметричный мир», пособие для учащихся, – М.: Просвещение, 1982.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия 5-6 классы» – М.: «Дрофа», 1998.
- Шубников А.В, Копцик В.А. «Симметрия в науке и искусстве», – М., 1972.
- Щербакова Ю.В. «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях, 5-8 классы/авт.-сост. Ю.В. Щербакова, М., Глобус, 2008. (серия учение с увлечением)
Используемые ресурсы:
- art.ioso.ru/seminar/2008/projects7/ornament/Ornament3.htm
- orname.ru/tutorials/download-orname/
- wowfacts.net/tag/fakty-o-simmetrii/
- www.rusnauka.com – «Симметрия в природе»
- slovari.yandex.ru – «Симметрия в технике»
- literus.net – «Симметрия в литературе»
- www.prokolgrunta.ru – «Симметрия в архитектуре»
- www.slideshare.net – «Симметрия в физике»