Урок по теме "А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип урока: постановка учебной задачи

Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления с основными сведениями биографии и творчества А.В. Жигулина; способствовать развитию умений сравнивать стихотворения разных поэтов; осуществлять поиск главной мысли; обучать выразительному чтению стихотворений; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, мышление, речь.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Метапредметные: познавательные: умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины. Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют её на протяжении всего урока, читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно). Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари; осмысление правил взаимодействия в паре.

Личностные: ценят и уважают поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка М., “ЛадКом” – 2013; аудио приложение к учебнику, раздаточный материал.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; презентация.

Сценарий урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Слайд 2). Вам светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе- вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (С произведением С. Дрожжина “Родине”)

Прочитайте стихотворение С. Дрожжина “Родине”.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

– Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.

Родина - мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, во сне снится.
На чужбине родная землица умей за неё постоять.

3. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

  • “Свеча” - глубоко вздохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемое пламя свечи.
  • “Погаси свечу” - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).
  • “Проколотая шина” - вдох через нос и медленный выдох на звук “с”.
  • “Надоедливый комар” - продолжительный выдох на звук “з” с хлопком в конце.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

(Слайд 3). “Братские могилы”

Посмотрите внимательно на слайд. Как вы думаете, чему посвящен урок? (Учащиеся выдвигают предположения.)

(Слайд 4). Откройте учебник на с. 138. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

  • Мы познакомимся с ...
  • Мы узнаем.......
  • Мы вспомним....
  • Мы будем уметь ......
  • Мы сможем поразмышлять ....

– Да, сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.В. Жигулина и его произведением “О, родина!..”

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А.В. Жигулина.

(Слайд 5).

1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

(Слайд 6. Слова автора читают учащиеся) “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.

Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.

Я узнал, увидел и принял в сердце многие дорогие мне обычаи и понятия, картины средней, степной России”

В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколовым, Н.М. Рубцовым, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.

(Слайд 7). В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России”, где нашли отражение основные темы жигулинского творчества: ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о “колымском конвое”, любовь, неподвластная времени, защита исторической правды. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

V. Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..

 Первичное чтение стихотворения. Организует прослушивание текста из аудио приложения, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста Большого театра Диомида Виноградова. (Слайд 8).

Работа с толковым словарём.

– Объясните значение слов, записанных на доске. Проверьте свои ответы по словарю.

Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.

Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы.

Беседа по содержанию. Учитель проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– О чём это стихотворение? (О Родине, и о том, что ему очень дорого

– Как можно его озаглавить?

– Какое чувство при чтении возникло: радость, восторг, сожаление, грусть?

– Найдите слова - антонимы.

 Физкультминутка (Слайд 9).

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

VI. Повторное чтение и анализ произведения.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитайте первое четверостишие. Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к родине)

– Перечитайте второе четверостишие. О чём здесь повествует Жигулин? (Он перечисляет всё, что ему дорого, что он вкладывает в смысл “родина”)

– Прочитайте третье четверостишие. Какой смысл вложен в эти слова? (Поясняет, почему автор любит родимый край)

– О чём упоминает поэт в строчке: “И низкий холмик со звездой...”? (Слайд 10. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен)

– Объясните, почему поэту дорога могила? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)

Что автор находит, ощущает в родном краю? (Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение)

– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

Разбор языковых средств.

– Как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов? (Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)

– Почему автор использует такое сравнение? (Автору необходимо было показать, как быстро проходят чувства обиды и прощенья)

Работа по карточкам.

Проводит работу в парах. Раздаёт карточки с заданиями: 1 - 2, 3 - 4.

* – карточка для сильных учащихся.

– Вспомните изученные ранее произведения С. А. Есенина и постарайтесь восстановить стихотворение поэта, вставляя подходящие, на ваш взгляд эпитеты.

1.

И стоит берёза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.

2.

Черёмуха (душистая)
Развесившись стоит.
А зелень (золотистая)
На солнышке горит.

3.

*Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом
Полоса явилась ясная
В своём блеске золотом.

4.

Синее небо, цветная дуга
Тихо (степные) бегут берега
Тянется дым, у (малиновых) сёл
Свадьба ворон облегла частокол.

– Сравните есенинские эпитеты с эпитетами А.В. Жигулина. (Эпитеты А.В. Жигулина в стихотворении “О, родина!” Неяркие, блёклые. А у С.А. Есенина наполнены удивительными красками)

– Подумайте, почему такие блёклые определения у А.В. Жигулина и яркие – у С.А. Есенина? (Слайд 11. С.А. Есенин - поэт рязанский. Поэт края, богатого палитрой, сочной природой. А.В. Жигулин - поэт воронежский. Природа этого края богата плодами земли, а не красками природы. Поэтому эпитеты “неяркие”, как пишет сам поэт).

Самостоятельная работа.

Прочитайте текст самостоятельно, “про себя”

– Отметьте места, где надо делать короткие паузы.

– Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу.

VII. Домашняя работа.

– Найти и прочитать другие стихи А. Жигулина; подготовить выразительное чтение одного из них.

VIII. Рефлексия. Итог урока. Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

(Слайд 12. Тихо звучит музыка). С каким стихотворным произведением познакомились на уроке?

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

– Что вспомнили? Чему научились?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение “Украсить торт”.

  • Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.
  • Я хорошо работал на уроке, но умею ещё лучше - зелёный цвет.
  • Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.