Цели и задачи:
образовательные
- обобщить и систематизировать знания учащихся о приметах осени в живой и неживой природе;
- связи уроков окружающего мира, литературного чтения и искусства (музыки, ДХТ, осуществлять междисциплинарные ИЗО, театрализации), показывая единство мироздания и красоту осенней природы с различных сторон;
развивающие
- развивать творческие способности учащихся: артистические, музыкальные, художественные;
- использовать и применять на практике современные компьютерные технологии (ИКТ);
воспитательные
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к её богатствам;
- формировать чувство товарищества и взаимопомощи на основе коллективно-творческого дела (КТД).
Оборудование и материалы:
- выставка рисунков учащихся на тему: “Осень в лесу” (пейзажи учеников 3 класса);
- стенд “Осень в изображении русских художников” с репродукциями картин И. И. Левитана, Шишкина, Поленова и др.; фортепиано;
- работы учащихся: аппликации из осенних листьев на тему: “Птицы”, “Рыбки”, “Осенний букет”, “Фантазии из осенних листьев” и др. (работы учеников 3 класса).
- поделки учащихся из природного материала “Мы из леса и пруда на урок пришли сюда”: из шишек, семечек клёна, арбуза или тыквы, желудей, каштана, скорлупы грецкого ореха;
- творческая работа учащихся всего класса: самодельная поэтическая книга “Осень”. Эта книга получается как итог подготовки к уроку внеклассного чтения на тему: “Стихи русских поэтов об осени”. Учащиеся учили наизусть произведения поэтов-классиков. Каждый ученик на альбомном листе писал стихотворение об осени, выученное к уроку, с указанием автора, и подбирал иллюстрацию. Все странички помещаются в файлы, и скрепляются в твёрдом переплете. Получается книга. Для праздника книга разбирается, и её отдельные страницы используются для оформления класса.
- осенние листья из цветной бумаги, на которых спрятаны загадки;
- для оформления зала в вазах и корзинах стоят осенние листья, ветки рябины, букеты осенних цветов, муляжи грибов, овощей и фруктов;
- родители учащихся готовят угощение из даров осени: фрукты, пироги с яблоками и капустой, соки;
ИКТ: CD П.И. Чайковский – “Времена года”, фортепианный цикл, op. 37b, “Октябрь, Осенняя песня”, “Сентябрь. Охота”, “Ноябрь. На тройке” (М.Плетнев, фортепиано); танец “Яблочко”; песня “Падают, падают листья”, муз. М. Красева, слова М. Ивенсен; “Осень” муз. А.Петрова; песня “Что нам осень принесет” слова Л. Некрасова, муз. З. Левина; А. Вивальди “Адажио”, “Осенний блюз” - муз. А. Ермолова; П.И. Чайковский. "Вальс Цветов” из балета “Щелкунчик". DVD “Осень” музыка: П.И.Чайковский - "Времена года" (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь); “Осень” музыка А.Вивальди "Времена года".
Ход праздника
В глубине сцены затемнённого зала на экране изображен осенний лес.
DVD “Осень” музыка П.И.Чайковского “Октябрь”.
Ведущий (мелодекламация CD П.И.Чайковский “Октябрь”) –
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Сегодня мы будем говорить об удивительно красивом времени года: ярком, праздничном и немного грустном. О том времени, когда леса разукрашены разноцветными красками, когда поспевают овощи и фрукты, когда собран богатый урожай хлеба, когда мы прощаемся с веселыми птицами до весны.
- Осень! Славная пора! Любит осень детвора! Ей радушно скажет каждый: - Здравствуй, осени пора! Здравствуй, здравствуй, осень! Приходи на праздник к нам! Очень, очень просим!
Учащиеся - Осень, осень! В гости просим!
Появляется Осень в окружении девочек-листьев, которые кружатся в танце (музыка - “Адажио” А. Вивальди).
Осень
– Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам друзья!
Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?
Осенние сады и парки? Все краски солнечны и ярки!
- Я пришла на праздник к вам петь и веселиться! Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!
Ведущий – Здравствуй, дорогая Осень! Спасибо, что ты пришла, будь гостьей на нашем празднике!
Хор учащихся 3 классов исполняет песню “Падают, падают листья”.
Ведущий – сейчас мы разделимся на команды и узнаем, хорошо ли вы знаете приметы осени.
Каждый участник получает деталь из цветной бумаги определенного цвета (жёлтого, оранжевого или красного), приклеивает её на лист формата А-3. В ходе работы получаются три аппликации “Лицо команды” - “Дубки”, “Липки” и “Осинки”.
Осень
– А для вас, ребятки, у меня загадки. Узнайте, о каком осеннем месяце идет речь?
Все мрачней лицо природы, помрачнели огороды,
оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса, мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Чтение загадок сопровождается видеофильмом “Осень” с музыкой П.И. Чайковского.
Опустел наш школьный сад. Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам
пришел? (Сентябрь)
Поле черно-белым стало. Падает то снег, то дождь.
А ещё похолодало, льдом сковало воды рек,
Листья землю всю укрыли, завершился листопад.
И на юг прощальным клином утки дикие летят.
Мёрзнет в поле оземь ржи. Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)
Ведущий – какие еще приметы осени вы знаете? Кто знает народные приметы?
Конкурс “Приметы осени”
1. Каждая команда отвечает по очереди, по принципу: “Кто больше?”
2. Тёплая осень – к долгой зиме.
3. Если листопад пройдёт быстро – надо ожидать крутую зиму.
4. Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
5. Много желудей на дубе – к лютой зиме.
6. В ноябре снега надует – хлеба прибудет.
Конкурс “Музыкальный”
Ведущий – Ребята, вам предстоит не только угадать мелодию и композитора, но и назвать месяц, к которому относится это произведение. Какие картины природы вы представили, слушая эту музыку?
Звучат отрывки из произведений П.И, Чайковского: “Октябрь”, “Ноябрь”, “Сентябрь”.
Конкурс “Танцевальный”
Осень – Одной из самых ярких примет осени является листопад, когда разноцветные листья кружатся в прощальном вальсе и укрывают землю пёстрым ковром. На ветках листья шелестели, и ветер в пляске их швырял. Кружились листья и летели, как будто лес затанцевал!
Ведущий – Объявляется конкурс “Вальс осенних листьев”. Пусть закружатся сейчас листья в лёгком вальсе! Начинаем листопад по командам класса!
Звучит музыка: “Вальс цветов”, “Осень”, “Осенний блюз”.
Конкурсы: “Угадай листок, собери цветок” и Конкурс чтецов
Ведущий – Ребята, посмотрите, какие красивые листочки покрыли землю. Определите названия деревьев, с которых они улетели и соберите из них осенний букет.
У каждой команды веточки и листья клёна, осины, рябины, липы, дуба, тополя. После определения породы дерева, собирается букет. Можно добавлять в букеты колосья, травинки, осенние цветы (астры, дубки, хризантемы), ягоды рябины и др. Пока идёт этот конкурс, учащиеся читают стихи русских поэтов об осени.
Осень – В каких стихотворениях русских поэтов говорится о красках осени, красоте осеннего леса?
Учащиеся читают стихи А. Пушкина, А. Фета, И. Бунина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина.
Конкурс загадок “Дары осени”
Ведущий – Собирают осенью урожай плодов. Много людям радости после всех трудов.
Осень мы встречаем богатым урожаем.
Хор учащихся 3 классов исполняет песню “Что нам осень принесет”.
Ведущий – Осень принесла овощи, фрукты, грибы и ягоды. Объявляется конкурс загадок о дарах осени.
Загадки напечатаны на осенних листьях, которыми украшен зал. Ведущий и Осень по очереди снимают осенний листик, и читают загадку.
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)В этих жёлтых пирамидах
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые, и маленькие детки. (Яблоко)Он бывает, дети, разный – желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий, надо знать его повадки. (Перец)Что копали из земли, жарили, варили,
Что в земле мы испекли? Ели и хвалили? (Картофель)В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа”. (Фасоль)Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. (Арбузы)Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост не нужен,Нужен только красный нос. (Морковь)
Кругла, а не месяц. Желта, а не масло.
Сладка, а не сахар. С хвостом, а не мышь. (Репка)
Конкурс “Репка”
Ведущий – Сейчас герои сказки “Репка” будут соревноваться в ловкости.
Из каждой команды выбирается по 6 участников: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Ставятся два стула, на них садятся взрослые – это 2 репки. Сначала дедка обегает репку, потом к нему прицепляется бабка и т.д. Звучит весёлая музыка.
Конкурс “Эрудит” Блиц
Ведущий – А сейчас, проведём конкурс трудных вопросов.
Каждая команда отвечает по очереди.
- Какое хвойное дерево желтеет и сбрасывает иголки? (Лиственница)
- Какие животные делают запасы на зиму? (Белки)
- Почему улетают птицы? (Холодно и голодно становится)
- У какого дерева листья полностью краснеют? (У осины)
- У какого животного осеню, в листопад рождаются детёныши? (У зайцев. Таких зайчат называют листопаднички).
- Какие овощи нужны для борща? (Капуста, морковь, свекла, картофель, лук, болгарский перец, помидоры).
Конкурс “Танцевальный”
Ведущий – Настала осень ясная, в садах созрели яблоки. Висят они на яблонях румяные и сладкие. Какой старинный матросский танец носит название этого фрукта? (“Яблочко”)
Учащийся – Мы пели песни и играли! И все загадки отгадали. Как весело у нас сейчас - станцуем “Яблочко” для вас! Мальчики из разных команд танцуют танец “Яблочко”.
Осень – Спасибо, дорогие ребята. Вот и пришла пора прощаться. Как жалко праздник покидать! Но ждёт меня мой лес осенний. Я буду долго вспоминать загадки, танцы, смех, веселье. До свидания! Для вас, дорогие ребята, мои осенние подарки.
DVD “Осень” музыка А. Вивальди "Времена года". Осень вручает корзины с дарами каждой команде и покидает праздник.
Ведущий – Осень поспешила в лес, у неё много дел. А нам она оставила свои щедрые дары. Приглашаем всех наших гостей к нам на чаепитие!
При подготовке Праздника Осени использована следующая литература.
1. Калейдоскоп праздников. Изд. “Экзамен”, М., 2011, с.37-59
2. Сценарии школьных праздников. Изд. “Экзамен”, М., 2007, с.15-32
3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. “Академия развития”. Ярославль. 2007, с. 57-90
4. Я иду на урок в начальную школу. Сценарии школьных праздников. Книга 1, М., “Первое сентября”, 2001, с. 5-7
5. Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия, М., “ВАКО”, 2004, с.4-11
6. А. Рудко, Т. Гисматулин. Игры, конкурсы, развлечения, С-Пб, “Союз”, 2000
7. “Начальная школа” (разные годы).