Качественные реакции в неорганической и органической химии

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (244 кБ)


Цели: систематизировать представление учащихся о качественных реакциях на некоторые катионы  и анионы, органические вещества. Подготовка к ЕГЭ.

Задачи урока:

  • Обучающие:  систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся    о     качественных реакциях.
  • Воспитывающие: доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке,  культуры   речи,  трудолюбия, усидчивости.
  • Развивающие: развитие способности к анализу; умения использовать изученный материал для познания нового; памяти, внимания, логического мышления.

Тип урока: урок-лекция с элементами комплексного применения знаний, умений, навыков.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Отдельные методы и приемы химического анализа были известны ещё в глубокой древности. Уже тогда могли проводить анализы лекарственных препаратов, металлических руд.

Английский ученый Роберт Бойль (1627 - 1691)считается основоположником качественного анализа.

Основной задачей качественного анализа является обнаружение веществ, находящихся в интересующем нас объекте (биологические материалы, лекарственные препараты, продукты питания, объекты окружающей среды). В школьном курсе рассматривается качественный анализ неорганических веществ (являющихся электролитами, т.е. по сути качественный анализ ионов) и некоторых органических соединений.

Науку о методах определения качественного и количественного состава веществ или их смесей по интенсивности аналитического сигнала называют аналитической химией. Аналитическая химия разрабатывает теоретические основы методов исследования химического состава веществ и их практического применения. Задача качественного анализа - обнаружение компонентов (или ионов), содержащихся в данном веществе.

Исследования вещества всегда начинаются с его качественного анализа, т. е. из определения того из каких компонентов (или ионов) состоит это вещество.

Теоретические основы химического анализа составляют следующие законы и теоретические положения: периодический закон Д.И. Менделеева; закон действующих масс; теория электролитической диссоциации; химическое равновесие в гетерогенных системах; комплексообразование; амфотерность гидроксидов; автопротолиз (водородный и гидроксидный показатели); ОВР.

Химические методы основаны на превращениях, протекающих в растворах с образованием осадков, окрашенных соединений или газообразных веществ. Химические процессы, используемые в целях анализа, называют аналитическими реакциями. Аналитическими являются реакции, которые сопровождаются каким-нибудь внешним эффектом, позволяющим установить, что химический процесс связан с выпадение или растворением осадка, изменением окраски анализируемого раствора, выделением газообразных веществ. Требования к аналитическим реакциям и их особенности можно свести к следующим положениям:

выполнение анализа “сухим” или “мокрым” способом (сухой способ - это пирохимические методы, от греч. “пир” - огонь), сюда следует отнести пробы на окрашивание пламени при сгорании исследуемого вещества на петле платиновой (или нихромовой) проволочки с получением в результате окрашенного в характерный цвет пламени; метод растирания твердого анализируемого вещества с твердым реактивом, например, при растирании смеси соли аммония с Са(ОН)2 выделяется аммиак. Анализ сухим способом применяется для экспресс-анализов или в полевых условиях для качественного и полуколичественного исследования минералов и руд;

для проведения мокрого анализа исследуемое вещество должно быть переведено в раствор и в дальнейшем реакции идут как реакции обнаружения ионов.

Аналитическая реакция должна протекать быстро и полно при соблюдении определенных условий: температуры, реакции среды и концентрации обнаруживаемого иона. При выборе реакции обнаружения ионов руководствуются законом действующих масс и представлениями о химическом равновесии в растворах. При этом выделяются следующие характеристики аналитических реакций: селективность или избирательность; специфичность; чувствительность. Последняя характеристика связана с концентрацией обнаруживаемого иона в растворе и если реакция удается при низкой концентрации иона, то говорят о высокочувствительной реакции. Например, если вещество малорастворимое в воде и осадок выпадает при его низкой концентрации, то это высокочувствительная реакция, если вещество хорошо растворимо и выпадает в осадок при высокой концентрации иона, то реакция считается малочувствительной. Понятие чувствительности относится ко всем аналитическим реакциям, каким бы внешним эффектом они не сопровождались.

Рассмотрим наиболее характерные качественные реакции школьного курса.

Далее урок продолжается лекцией с использование презентации.

В конце лекции можно предложить ученикам контрольной тестирование с использованием вопросов из тестов ЕГЭ по данной теме (Приложение 1).