Урок русского языка по теме «Наречие как часть речи». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок “открытия” нового знания

Цель урока:

  • cоздать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме.
  • познакомить с наречиями, их основными признаками – неизменяемостью и примыканием к другим частям речи; выяснить роль наречий в предложении.
  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, умение правильно употреблять и писать наречия, работать в паре, систематизировать знания, выделять сущность объектов, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, выражать свои мысли.
  • формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Форма проведения урока: “урок-исследование”

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

Место данного урока в системе уроков по теме:

  • Первый урок по теме “Наречие”

Формируемые УУД:

  • Регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
  • Познавательные УУД: умение употреблять наречия в речи, развивать мыслительную деятельность;
  • Коммуникативные УУД: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других;
  • Личностные УУД: формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности, формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Оборудование: учебник русского языка А.В.Поляковой, 4 класс, мультимедийное оборудование, компьютер, презентация (у автора), карточки.

Ход урока

I. Оргмомент.

1.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

- Все приготовились к уроку русского языка.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке исследуем некоторую группу слов и постараемся определить ее место в нашем языке. Готовы стать исследователями? Начинаем.

II. Актуализация знаний учащихся.

(На слайде записаны слова)

Св..ркать, г..л..рея, издал..ка. с..ребр..ный, р..внина, медл..н.. , р..шать, н..прав.., н..нас..ный, в..зде, вежл..вый, езд..ть, агр..ном, вс.гда, ..рех, к..л..ктивный, г..реть, вч..ра.

- Что можете сказать о данной группе слов? (Словарные слова)

- На сколько групп можно разбить данные слова и на какие группы? (Высказывания детей. Существительные, прилагательные, глагол)

- Запишите каждую группу по столбикам.

Проверка: учащиеся называют часть речи и читают слова.

- Дайте характеристику каждой группе.

- Как изменяются имена существительные?

- Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

- Все ли слова удалось записать?

- Какие слова остались лишними? (издалека, медленно, направо, везде)

- Почему же эти слова не относятся ни к какой группе? (не обозначают ни действия, ни признаков, ни предметов)

- Кто знает, как называют такие слова? (наречия)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Наречие)

- Правильно. Какую цель поставим перед собой? (Что такое наречие. На какие вопросы отвечают наречия. Как изменяются наречия.

III. Работа по теме урока.

1. Итак, выясним что же такое наречие?

Составим с этими словами словосочетания с вопросами.

Запись на доске и в тетрадях: (Ездить (гл.) (куда?) направо, (как?) медленно, (где?) везде.

Решать (гл.) как? каким образом?) медленно, (когда?) вчера)

Вежливый (прил.) (когда?) всегда)

- На какие вопросы отвечают наречия? (как? когда? каким образом? где? откуда? )

- Какие части речи поясняют наречия? (глагол, прилагательные)

- Сделайте вывод. Что такое наречие ? (Наречия - часть речи, поясняют глаголы или прилагательные и отвечают на вопросы как? когда? каким образом? где? откуда? )

2. Выясним как изменяются наречия. Если наречие поясняет глагол, то может быть и изменяется также? Попробуем проспрягать глагол и наречие решать медленно

Самостоятельная работа.

Ед.ч.: 1л. Решаю медленно, 2л.решаешь медленно, 3л решает медленно.

Мн.ч. 1л решаем медленно, 2л. Решаете медленно,3 л. Решают медленно.)

Самопроверка . Сравнить с доской.)

- Что заметили? (Наречия не изменяются по числам и лицам)

Какой вывод можно сделать ? (Наречие – неизменяемая часть речи)

- Слово “наречие” очень старое, оно встречается в древнерусском языке, где отмечено его значение как части речи. Корень “реч-” как бы связывает его с глаголами. Древние римляне называли эту часть речи “приглаголием”. Главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе.

3. - Как наречия употребляются в предложении? Какую роль выполняют наречия в предложении?

Сейчас мы выполним на стр.120 упр.№178 (выполняется 1и2 пара предложений. На доске записывают только предложения с наречием и разбирают по членам и частям речи)

- Каким членом предложения является наречие? (Наречие в предложении является второстепенным членом – обстоятельством)

- Какова роль наречий в русском языке? (Насречия делают нашу речь образнее, выразительнее, богаче, точнее)

- Вот мы с вами выяснили : что такое наречие, как изменяется наречие, какую роль выполняет наречие в предложении. На стр.121 прочитаем правило.

(Учащиеся читают правило)

- Совпали ли наши исследования с выводом учебника? (Ответы детей.)

IV. Закрепление.

1. Группировка словосочетаний.

Запишите словосочетания в две группы: в первый столбик – наречия, которые поясняют имена прилагательные, в другой столбик – наречия, которые поясняют глаголы.

Учитель диктует, чётко проговаривая написание наречий.

Исключительно чистый, прочитал внимательно, рано вставать, чрезвычайно умный, приехал засветло, удивительно наивный.

П р о в е р к а.

Составьте предложения, используя словосочетания второй группы.

2..Работа по карточкам. Самостоятельно.

Карточка №1

Добавьте к пословицам нужные наречия:

1. Готовь сани ..., а телегу ...

2. Береги честь ...

3. На чужом хребте ... работать.

4. За его языком не угнаться ...

Слова для справок: легко, зимой, смолоду, бегом, летом.

  

Карточка №2

1 вариант.

К данным наречиям подберите антонимы.

Близко, много, рано, поздно, легко, громко, грустно.

 

Карточка №2

2 вариант.

К данным наречиям подберите синонимы.

Холодно, правильно, скоро, печально, верно, вокруг, рядом

3. Работа в парах.

Карточка №3

Данные фразеологизмы замените одним словом - наречием.

  • Без году неделя –
  • Битый час –
  • Бок о бок –
  • Воробью по колено –
  • Рукой подать –
  • В двух словах –

V. Итог урока.

– Что такое наречие?

– На какие вопросы отвечают наречия?

– Какова роль наречий в предложении?

VI. Домашнее задание. С.121 №179, выучить правило на с.121.