Тип урока: урок “открытия” нового знания
Цель урока:
- cоздать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме.
- познакомить с наречиями, их основными признаками – неизменяемостью и примыканием к другим частям речи; выяснить роль наречий в предложении.
- развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, умение правильно употреблять и писать наречия, работать в паре, систематизировать знания, выделять сущность объектов, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, выражать свои мысли.
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Форма проведения урока: “урок-исследование”
Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.
Место данного урока в системе уроков по теме:
- Первый урок по теме “Наречие”
Формируемые УУД:
- Регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
- Познавательные УУД: умение употреблять наречия в речи, развивать мыслительную деятельность;
- Коммуникативные УУД: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других;
- Личностные УУД: формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению целенаправленной познавательной деятельности, формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Оборудование: учебник русского языка А.В.Поляковой, 4 класс, мультимедийное оборудование, компьютер, презентация (у автора), карточки.
Ход урока
I. Оргмомент.
1.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Все приготовились к уроку русского языка.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке исследуем некоторую группу слов и постараемся определить ее место в нашем языке. Готовы стать исследователями? Начинаем.
II. Актуализация знаний учащихся.
(На слайде записаны слова)
Св..ркать, г..л..рея, издал..ка. с..ребр..ный, р..внина, медл..н.. , р..шать, н..прав.., н..нас..ный, в..зде, вежл..вый, езд..ть, агр..ном, вс.гда, ..рех, к..л..ктивный, г..реть, вч..ра.
- Что можете сказать о данной группе слов? (Словарные слова)
- На сколько групп можно разбить данные слова и на какие группы? (Высказывания детей. Существительные, прилагательные, глагол)
- Запишите каждую группу по столбикам.
Проверка: учащиеся называют часть речи и читают слова.
- Дайте характеристику каждой группе.
- Как изменяются имена существительные?
- Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
- Все ли слова удалось записать?
- Какие слова остались лишними? (издалека, медленно, направо, везде)
- Почему же эти слова не относятся ни к какой группе? (не обозначают ни действия, ни признаков, ни предметов)
- Кто знает, как называют такие слова? (наречия)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Наречие)
- Правильно. Какую цель поставим перед собой? (Что такое наречие. На какие вопросы отвечают наречия. Как изменяются наречия.
III. Работа по теме урока.
1. Итак, выясним что же такое наречие?
Составим с этими словами словосочетания с вопросами.
Запись на доске и в тетрадях: (Ездить (гл.) (куда?) направо, (как?) медленно, (где?) везде.
Решать (гл.) как? каким образом?) медленно, (когда?) вчера)
Вежливый (прил.) (когда?) всегда)
- На какие вопросы отвечают наречия? (как? когда? каким образом? где? откуда? )
- Какие части речи поясняют наречия? (глагол, прилагательные)
- Сделайте вывод. Что такое наречие ? (Наречия - часть речи, поясняют глаголы или прилагательные и отвечают на вопросы как? когда? каким образом? где? откуда? )
2. Выясним как изменяются наречия. Если наречие поясняет глагол, то может быть и изменяется также? Попробуем проспрягать глагол и наречие решать медленно
Самостоятельная работа.
Ед.ч.: 1л. Решаю медленно, 2л.решаешь медленно, 3л решает медленно.
Мн.ч. 1л решаем медленно, 2л. Решаете медленно,3 л. Решают медленно.)
Самопроверка . Сравнить с доской.)
- Что заметили? (Наречия не изменяются по числам и лицам)
Какой вывод можно сделать ? (Наречие – неизменяемая часть речи)
- Слово “наречие” очень старое, оно встречается в древнерусском языке, где отмечено его значение как части речи. Корень “реч-” как бы связывает его с глаголами. Древние римляне называли эту часть речи “приглаголием”. Главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе.
3. - Как наречия употребляются в предложении? Какую роль выполняют наречия в предложении?
Сейчас мы выполним на стр.120 упр.№178 (выполняется 1и2 пара предложений. На доске записывают только предложения с наречием и разбирают по членам и частям речи)
- Каким членом предложения является наречие? (Наречие в предложении является второстепенным членом – обстоятельством)
- Какова роль наречий в русском языке? (Насречия делают нашу речь образнее, выразительнее, богаче, точнее)
- Вот мы с вами выяснили : что такое наречие, как изменяется наречие, какую роль выполняет наречие в предложении. На стр.121 прочитаем правило.
(Учащиеся читают правило)
- Совпали ли наши исследования с выводом учебника? (Ответы детей.)
IV. Закрепление.
1. Группировка словосочетаний.
Запишите словосочетания в две группы: в первый столбик – наречия, которые поясняют имена прилагательные, в другой столбик – наречия, которые поясняют глаголы.
Учитель диктует, чётко проговаривая написание наречий.
Исключительно чистый, прочитал внимательно, рано вставать, чрезвычайно умный, приехал засветло, удивительно наивный.
П р о в е р к а.
Составьте предложения, используя словосочетания второй группы.
2..Работа по карточкам. Самостоятельно.
Карточка №1 Добавьте к пословицам нужные наречия: 1. Готовь сани ..., а телегу ... 2. Береги честь ... 3. На чужом хребте ... работать. 4. За его языком не угнаться ... Слова для справок: легко, зимой, смолоду, бегом, летом. |
Карточка №2 1 вариант. К данным наречиям подберите антонимы. Близко, много, рано, поздно, легко, громко, грустно. |
Карточка №2 2 вариант. К данным наречиям подберите синонимы. Холодно, правильно, скоро, печально, верно, вокруг, рядом |
3. Работа в парах.
Карточка №3 Данные фразеологизмы замените одним словом - наречием.
|
V. Итог урока.
– Что такое наречие?
– На какие вопросы отвечают наречия?
– Какова роль наречий в предложении?
VI. Домашнее задание. С.121 №179, выучить правило на с.121.