ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор тканей, ниток, фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, но и приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
Кружок «Умелые руки» включает в себя два направления: вязание крючком и шитье мягких игрушек.
Крючок удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь готова. Крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
Учащиеся познакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества изготовление мягких игрушек и кукол.
Направленность этих занятий заключается в изготовлении игрушек-самоделок, как по разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитие творческих способностей учащихся.
Изготовление игрушки - самоделки является одной из форм творческого, эстетического и трудового воспитания детей. Занятия вызывают развитие инициативы, побуждают к положительным эмоциям.
Игрушка, сделанная учащимися, является не только результатом труда, но и результатом творчества.
Вещь, над которой трудится учащийся, вкладывая свой труд и выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Занятия кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ: сборка образцов мягкой игрушки, изготовление декоративных изделий. Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представления о последовательности и методах сборки мягкой игрушки. Учащиеся узнают о традициях, об искусстве шитья народных костюмов.
Цель данной программы является – содействие становления активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.
Данная программа рассчитана на один учебный года. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу. 1 час – вязание крючком, 1час – изготовление игрушек. Возраст учащихся 10–14 лет. Состав групп – 15 человек.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- материально-техническая база (нитки, крючки, иглы, ткани и вспомогательные инструменты)
- дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)
- методическое обеспечение (методическая литература; таблицы с образцами узоров вязания, показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия, выполненные в натуральную величину)
- техника безопасности
При написании программы учтены следующие принципы:
- Принцип доступности и последовательности;
- Принцип научности;
- Учет возрастных особенностей;
- Принцип наглядности;
- Принцип связи теории с практикой;
- Принцип межпредметности.
Методы:
- Словесные:
- Рассказ
- Лекция
- Беседа
- Дискуссия
- Практический:
- Практическая работа
- Наглядный:
- Демонстрация
- Иллюстрация
- Метод проблемного обучения:
- Проблемное изложение материала
- Создание проблемных ситуаций
ДИАГНОСТИКА
№ | Содержание | Срок | Форма |
1 | Начальная диагностика | сентябрь | Анкетирование, наблюдение |
2 | Промежуточная диагностика | декабрь | Анкетирование |
3 | Участие в районной выставке прикладного творчества | Март-апрель | |
4 | Итоговая диагностика | май | Анкетирование |
Задачи:
- научить основным приемам вязания крючком, чтению схем, разрабатывать эскизы, подбирать ткани.
- развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук. развивать трудовую и творческую активность.
- воспитывать интерес к прикладному творчеству. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении результатов, чувство взаимопомощи.
Прогнозируемые результаты (вязание крючком):
- Сформированность детского коллектива.
- Сформированность мотивации воспитанников к занятиям
Учащиеся должны знать:
- технику безопасности при работе с крючком, иглами, булавами, ножницами;
- технологию вязания простейших изделий: прихваток, головных уборов, сумочек, салфеток и т.п.
Учащиеся должны уметь:
- пользовать крючком;
- читать схемы и вязать по ним.
№ |
Название разделов и содержание тем |
Кол-во часов |
дата | ||
1 |
Вводное занятие. Планы и задачи кружка. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий. Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика. |
Теория 1 |
Практика |
Всего 1 |
|
2 |
Основные приемы вязания крючком. Ассортимент крючков и нитей. Правильное положение рук при работе. Освоение приемов вязания. |
1 |
1 |
2 |
|
3 |
Упражнения вязания столбиков и воздушных петель. Условные обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек. |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
Вязание узорного полотна. Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Понятие о рапорте. |
1 |
2 |
3 |
|
5 |
Прихватка. Выбор форм. Зарисовка схем оформления. |
1 |
3 |
4 |
|
6 |
Сумочка. Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание изделия. |
1 |
4 |
5 |
|
7 |
Сувениры. Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление. |
1 |
2 |
3 |
|
8 |
Кружева, воротники и салфетки. Способы вязания воротников по выкройке. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Чтение схем салфеток, воротников, кружев. |
1 |
5 |
6 |
|
9 |
Панно. Выбор рисунка. Нанесение эскиза на ткань, вывязывание элементов панно. Пришивание элементов. Оформление изделия. |
1 |
5 |
6 |
|
10 |
Итоговое занятие. Итоговая диагностика учащихся. Подведение итогов. |
1 |
|
1 |
|
Всего: 34 часа.
Прогнозируемые результаты (изготовление мягких игрушек)
- Сформированность детского коллектива.
- Сформированность мотивации воспитанников к занятиям
Учащиеся должны знать:
- Правила безопасного труда;
- Оборудование и инструменты для ручных работ;
- Виды игл и ниток;
- Виды материалов используемых при изготовлении мягкой игрушки.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила безопасного труда;
- Снимать лекала с журналов;
- Разрабатывать по эскизу выкройки деталей ;
- Использовать различные техники и приёмы обработки ткани и меха;
- Пользоваться ручным инструментом.
- Элементы машиноведения.
Тематическое планирование
Дата |
Кол-во часов |
Тема занятия |
|
1 2 |
Вводное занятие. Ручные стежки и строчки. Правила техники безопасности с ручным инструментом Элементы машиноведения. Устройство электрической швейной машины. Машинные строчки. Правила ТБ при работе со швейной машиной. |
|
6 1 |
Изготовление мягкой игрушки – подушки «Заяц». Знакомство с лекалами и количеством деталей. Снятие лекал с журнала на кальку. |
|
1 |
Вырезание лекал. Размещение лекал на ткани. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Раскрой мягкой игрушки |
|
2 |
Изготовление деталей |
|
1 |
Сборка игрушки-подушки. |
|
1 |
Наклеивание глаз и элементов декора. |
|
18 |
Изготовление мягкой игрушки «Кукла в народном костюме». |
|
1 1 |
Изготовление кукол на Руси. Традиции. Ткани, нити. Знакомство с лекалами и количеством деталей. Снятие лекал с журнала на кальку. |
|
2 |
Изготовление головы куклы. |
|
3 |
Изготовление туловища, ручек, ножек куклы. |
|
2 |
Монтаж (сборка) деталей куклы. |
|
1 |
Изготовление волос куклы. |
|
1 |
Оформление лица куклы. |
|
1 |
Изготовление одежды для куклы. Рубашка в народном стиле. |
|
2 |
Изготовление одежды для куклы. Праздничный сарафан. |
|
2 |
Изготовление кокошника. |
|
1 |
Изготовление обуви куклы. |
|
1 |
Декоративное оформление куклы. |
|
7 |
Изготовление игрушек по желанию учащихся (коровка, мышки в костюмчиках, куклы в народных костюмах) |
|
1 |
Итоговое занятие ( Выставка работ учащихся) |
|
34 часа |
|
ЛИТЕРАТУРА:
- Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик, 2007.
- Жанна Граф. Вязаная летняя мода. Ниола-Пресс, 2007.
- Журнал «Валя – Валентина», 2006-2008.
- Журнал «Вяжем сами», 2008.
- Журнал «Вязание: модно и просто», 2007-2008.
- Максимова М.В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО», 1999.
- Рукоделие. Санкт-Петербург «ДИАМАНТ», 1996.
- Работа с мягкой игрушкой А. В. Ефимова – М., 1988.
- Лоскутики М. Максимова, М. Кузмина Экспресс, 1998.
- Журналы «Мягкая игрушка». Интернет.