Цель урока: расширить знания учащихся о составе воздуха, применении различных свойств воздуха в жизнедеятельности людей, учить самостоятельно выполнять лабораторные опыты, делать выводы, работать с информацией.
Проблемы, решаемые обучающимися: как свойства воздуха влияют на его применение в народном хозяйстве, какие нужно принимать меры, чтобы сохранить правильный баланс в составе воздуха.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научатся объяснять, где используют свойства воздуха; почему необходимо заботиться о чистоте воздуха.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать решение учебной задачи, выполнять действия по намеченному плану; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи
- познавательные УУД: осуществлять сравнение, сопоставление, учиться умению работать с информацией, изложенной в диаграмме, делать опыты, анализировать полученные сведения; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения.
- коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; учитывать мнение партнёра, формулировать собственное мнение и аргументировать его; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.
Личностные результаты: сформируют понятие о необходимости заботиться об окружающих нас природных ресурсах, в т.ч. и о воздухе, т.к. мы являемся частью живого на планете Земля.
Оборудование: интерактивная доска и презентация для интерактивной доски Workspace (Приложение 1: скриншоты слайдов), персональные компьютеры и презентация (для работы с информацией Power Point 2010 для персонального компьютера (для работы в паре) (Приложение 2),фильм «Семья Почемучек» (серия 10), интерактивная программа Кирилла и Мефодия (КиМ) по окружающему миру для 4 класса, система тестирования Response, карточки для работы в парах (Приложение 3), оборудование для лабораторных опытов: весы, воздушные шары, посуда с водой, пластилин, насос, резиновая игрушка (рыбка), пустая бутылка (0,5 л), бутылка с минеральной водой (0,5 л).
Ход урока
№ п/п |
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Орг. момент |
Мы сегодня с вами сотрудники научной лаборатории, будем заниматься исследовательской деятельностью. Продолжим изучать вещества, которые нас окружают. О каком веществе пойдёт речь – сейчас узнаем. |
Дети настраиваются на работу |
2. |
Постановка темы и целей занятия. Слайд 1. Приложение 1 |
Отгадайте загадку.
Догадались, какое вещество будем изучать? Вы конечно же обладаете некоторыми свойствами об этом веществе. Поэтому я предлагаю выяснить, что мы знаем о воздухе, на каком уровне наши знания находятся с помощью системы тестирования. Тест.
– Какие вопросы оказались проблемными? – Итак, мы вспомним состав воздуха, его свойства, и как человек использует различные свойства воздуха в повседневной жизни (записывает на слайде 1) |
Воздух.
Дети проходят тест RS
Дети вспоминают вопросы, которые вызвали затруднения. |
3. |
Актуализация знаний. Фильм Слайд 2
|
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Семья почемучек», а потом ответить на вопросы: каков состав воздуха и о какой проблеме идёт речь? Открываю слайд 2. Из-за чего это происходит? Что мы с вами можем сделать, чтобы озоновые дыры не образовывались? |
Дети смотрят фильм и выделяют проблему. Состав воздуха: азот, кислород, смесь газов. (отметить в карточке) Образование озоновых дыр из-за того что уменьшается количество озона, который необходим для защиты от ультра-фиолетовых лучей. – Внимательно выбирать аэрозоли в магазине. |
4. |
Практические занятия КиМ 5 4-й класс Демонстрация опыта учителем Работа в малых группах |
– Вспомним знакомые свойства воздуха. (прозрачный, бесцветный, без запаха) Вернёмся к тесту: можно ли взвесить воздух? (демонстрация мной опыта с весами и шариком) Сейчас наша научная лаборатория разделится на отделы (пары), где вы поработаете над своим исследованием. Кто-то проведёт опыты, кто-то поищет нужную информацию. (Приложение 2, Приложение 3) |
КиМ № 10. Отмечают эти свойства у себя 1. Вода и бутылка Приложение 3
(дети выполняют опыты и соотносят свойства с применением в жизни) 2. Работа с компьютером Приложение 2
|
Обсудим ваши результаты.
|
Дети делятся своей работой (1-4 группы) |
||
КиМ Слайды 3, 4 |
Интерактивный опыт: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Из этого свойства вытекает ещё одно интересное свойство воздуха. Посмотрите на слайд. – О каком свойстве идёт речь? – Как это свойство используется в жизни? (Попробуйте дома сделать этот опыт) Послушаем группу, которая работала с информацией по использованию воздуха в жизни. Послушаем группу, которая решала проблему очистки воздуха. (Я предлагаю вам дома ещё поискать информацию по этим двум вопросам, может взять интервью у родителей) |
КиМ задание №11
Воздушные шары, дирижабли.
Дети рассказывают, где используют воздух Дети рассказывают, какие меры надо принять по очистке воздуха. |
|
5. |
Подведение итогов
|
Ответили ли мы на вопросы, которые ставили в начале занятия. – Каков состав воздуха? – Какие свойства воздуха вы у себя отметили? – А о том, как широко используется воздух и как его охранять продолжим разговор и на следующем уроке, после того как вы поделитесь новой информацией, найденной дома. |
Да |