Игровые технологии на уроках иностранного языка как средство стимулирования познавательной деятельности

Разделы: Иностранные языки


Конфуций писал: “Учитель и ученик растут вместе”. Применение игровых технологий на уроках позволяет расти как ученикам, так и учителю. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из главных. Под этим понятием подразумевается такая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Активность чаще всего является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

О возможностях игр известно очень давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются способности детей, она имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется легкой. На самом деле требует знаний, энергии, самостоятельности. Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она всегда предполагает принятие решения - что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность обучающихся. А если ученик при этом говорит на иностранном языке, это совершенствует его речевые умения и навыки. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, является увлекательным занятием. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре, что очень важно: находчивость и реакция оказываются иногда главнее, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения иностранному языку. Вместе с тем усваивается языковой материал, что является самым важным в системе преподавания иностранному языку. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я считаю игровую технологию важным средством познавательной активности обучающихся. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Развивающее значение игры заложено в ней самой природой, ибо игра – это активный вид деятельности, требующий внимания и воображения, а значит и мышления. Игры - это мощный стимул к овладению языком.

С помощью игры совершенствуются все виды речевой деятельности, хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, письма, чтения, устной речи. В игре развиваются как творческие, так и мыслительные способности ребенка. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимает утомляемость, как бы “принуждает” общаться на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают обучающихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. А так как творчество заложено в детях самой природой, то они очень любят сочинять, фантазировать, перевоплощаться. Игры способствуют выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности ребят к речевому общению; обеспечению многократного повторения ими языкового материала; тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанности речи.

Планируя свои уроки я стараюсь создать условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика. Считаю, что главной задачей учителей иностранного языка является поддержание интереса к изучению иностранного языка. При отборе учебного материала стараюсь, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, легче запоминался. Для этого материал уроков включаю конкретные образы. Если учащиеся не видят конкретных образов (картин общественной жизни, факты, культуру и людей стран изучаемого языка), то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. Учитывая это, в своей работе я использую разные игры: предметные, сюжетно-ролевые, интеллектуальные (в учебной и внеучебной деятельности), игры- путешествия, дидактические игры, игры-тренинги, основанные на соревновании, развивающие игры (кроссворды, головоломки). При использовании игровых технологий на уроках учитываю, чтобы игра соответствовала учебно - воспитательным целям урока, была доступна для обучающихся данного возраста языковой подготовки.

В работе по технологии игровых форм обучения использую разнообразный спектр средств обучения: работа с учебником, учебные картины, географические карты, тексты художественный произведений, творческие работы обучающихся, художественные альбомы и открытки. Выбор игры в первую очередь зависит от того, что необходимо ребятам, какие воспитательные задачи требуют своего решения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать состав играющих, их интеллектуальное развитие, возраст, интересы, уровни общения и т.п. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре – очень важная составляющая и требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Один из ответственных моментов в детских играх - распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре - дело трудное. Здесь необходимо проявить педагогический такт и знание особенностей поведения обучающихся. При распределении ролей следует делать так, чтобы роль помогала укрепить авторитет, проявить активность, стать дисциплинированным, проявить себя, сдружиться. Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением учителем особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересный урок способен захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для ребенка, способствует организации его внимания. Использование игровых технологий дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, помогает овладеть речевыми умениями и навыками.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что   те ученики, которые учатся неохотно, на уроках, где присутствует игра, дух соревнования и соперничества работают с большим увлечением.