Пояснительная записка
Одной из главных целей школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться, то есть развитие способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Воспитать такого ученика может учитель, владеющий современными образовательными технологиями, инновационными формами и методами обучения.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающегося в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Применение метода проектов в обучении геометрии помогает формированию и развитию устойчивого интереса к предмету, развитию активности учащихся, способствующей формированию навыков самообразования, творчества, инициативы. Деятельность учащихся в рамках проекта опирается на предыдущий жизненный опыт учащихся, доступные для них формы деятельности. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.
Метод проектов – мощное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.
Метод проектов универсален, поэтому я применяю его и на уроках математики, и во внеурочной деятельности по предмету.
Учащиеся отмечают, что работа над проектом способствует проявлению самостоятельности, независимости, творчества. Их привлекает активная, равноправная позиция в учебном процессе.
Геометрический материал является составляющей содержания курса математики, начиная с 5 класса основной школы. Способ его изложения опирается на предыдущий жизненный и геометрический опыт учащихся, доступные для детей формы деятельности, и особую роль при этом играет принцип наглядности. Считаю целесообразным привлекать учащихся к исследовательской работе, в частности, проектной деятельности.
Настоящая работа – результат моего педагогического опыта, практической реализации метода учебного проекта.
Учебный проект “Геометрические кружева”
Методическое представление.
- Введение.
- Методический паспорт проекта.
- Работа над проектом.
1. Введение.
Идея этого проекта пришла ко мне во время изучения с семиклассниками темы “Деление окружности на равные части”. Они обратили внимание, что в природе, окружающих нас предметах, зданиях много элементов, в основе которых лежит принцип деления окружности на равные части. Мои ученики привели примеры фрагментов ворот, ограды парка, окон в городах Ликино-Дулево и Орехово-Зуево, показали рисунки и фотографии в учебнике истории, попытались воспроизвести эти узоры. Так как геометрические построения сами по себе интересны учащимся, я решила реализовать эту тему для создания орнаментов и узоров в учебном проекте “Геометрические кружева”.
В ходе проекта учащиеся получили новые знания по геометрии, истории математики, познакомились с традициями в архитектуре. Практические навыки пригодятся им на уроках геометрии и технической графики. Проект дал возможность каждому ученику применить свои знания и умения, раскрыть свои способности и возможности.
Общим итогом стали композиции, созданные учащимися на основе приближенных способов построения правильных многоугольников; памятка-чертеж “Деление окружности на равные части”, подборка задач на построение (Приложение 1).
2. Методический паспорт проекта
Предмет: геометрия (факультативный курс “Задачи на построение”)
Тема: Окружность. Деление окружности на равные части.
Класс: 7
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный;
Время выполнения проекта: 4 недели
Режим работы: урочно-внеурочный; уроки геометрии (повторение учебного материала и контроль знаний), 4 занятия факультатива “Задачи на построение”; внеурочная деятельность (домашние задания и консультации)
Результат: наглядный (эскизы оконных витражей, решеток и ворот) и дидактический материал (задачи на построение) по геометрии.
Цели:
Образовательные:
- знать определения окружности и ее элементов, правильного многоугольника и свойства его сторон и углов;
- уметь выполнять построения с помощью циркуля и линейки середины отрезка, параллельных и перпендикулярных прямых, правильных многоугольников.
Развивающие:
- развивать фантазию, наблюдательность, умение анализировать и находить практическое применение изученным свойствам геометрических фигур;
- развивать речевые умения, математическое мышление; расширять кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к чужому мнению и доброжелательность к работе и усилиям одноклассников; умение работать в группе, давать объективную оценку собственным и чужим результатам;
- воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
Обеспечение:
- домашние компьютеры и компьютерный класс школы с выходом в Интернет; школьная библиотека; библиотека ДК “Тонар”;
- учебник геометрии для учащихся 7-9 классов и учебник черчения для учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ; мультимедийный проектор, сканер, принтер;
дополнительно привлекаемые специалисты: учителя технологии, информатики, истории.
Для работы над проектом учащиеся должны
знать:
- определения окружности, радиуса, хорды, диаметра, дуги, правильного многоугольника;
- теоремы о двух прямых, перпендикулярных третьей; о длине перпендикуляра, проведенного из данной точки к данной прямой;
уметь:
- решать основные задачи на построение (построение середины отрезка; параллельных и перпендикулярных прямых; угла, равного данному; биссектрисы угла);
- выполнять построения с помощью циркуля и линейки на нелинованной бумаге;
- работать с поисковыми системами Интернет;
- создавать презентации с помощью программы Power Point;
- обрабатывать изображения с помощью программы Picture Manager.
Мотивация к работе:
- возможность представить результаты своего труда;
- самостоятельность в организации своей деятельности;
- самореализация;
- личное участие в ролевой деятельности, коллективной работе;
- применение знаний и умений для решения конкретной практической задачи и получение новых знаний.
Предполагаемые приращения: в результате работы над проектом учащиеся будут
знать:
- свойства симметричных фигур;
- правила деления окружности на равные части;
- теорему Фалеса;
познакомятся с историей архитектурных форм и традиций европейских стран и Российского государства в средние века; историей циркуля; фактами из жизни ученых-математиков.
уметь:
- выполнять геометрические построения с помощью циркуля, угольника, линейки; деление отрезка на равные части и в заданном отношении;
- создавать орнаменты и узоры;
получат развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных и мыслительных навыков, самоанализа и рефлексии.
Статус проекта:
Автор и руководитель: Ковалева Е.П., учитель математики.
Проект был представлен на школьном Дне Науки; отмечен дипломом III степени на научно-практической конференции “Шаг в будущее, Орехово-Зуевский район” и дипломом I степени на Всероссийском конкурсе “Первые шаги”.
3. Работа над проектом.
Так как участие в проекте потребует от учащихся большего времени на самостоятельную работу, в том числе и на работу за компьютером, до начала проекта нужно заручиться поддержкой родителей.
Начать проект можно с презентации учителя на актуализацию знаний по геометрии, затем с помощью презентации проходит заочная экскурсия по старинной Москве, в ходе которой учащиеся знакомятся с архитектурными сооружениями и предметами искусства и быта москвичей, содержащие элементы, созданные на основе способов деления окружности на равные части.
Далее идет постановка проблемы. Учитель предлагает вопросы, направляющие процесс обучения.
Основополагающий вопрос:
- Как создать орнаменты и узоры из правильных многоугольников?
Проблемные вопросы:
- Какой формы снежинки?
- Какой предмет ценили древние Вавилоняне наравне с сокровищами?
- Зачем реставраторам геометрия?
- Какой инструмент применяют скульптор, врач, моряк и инженер?
- Зачем нужны витражи?
- Какое открытие сделало 19-летнего Карла Гаусса знаменитым на весь мир?
Учебные вопросы:
- Как найти центр круга?
- Можно ли разделить отрезок длиной 9 см на 7 равных частей?
- Как построить квадрат по его стороне?
- Как построить прямую, параллельную данной?
Учитель предлагает создать творческую мастерскую по созданию орнаментов и узоров. В совместном обсуждении формулируются
Цель проекта: создать орнаменты и узоры с помощью способов деления окружности на равные части;
Задачи:
- Знакомство с историей архитектурных форм и традиций в создании орнаментов и узоров с помощью деления окружности на равные части.
- Изучение правил построений с помощью циркуля и линейки и формирование практических умений в решении простейших задач на построение.
- Знание определений геометрических фигур, рассматриваемых в работе.
- Изготовление эскизов и чертежей.
- Составление и решение задач на построение.
Предлагает разделиться на группы и выбрать темы. Организует обсуждение и создание плана дальнейших действий в группах, возможные варианты представления результатов проекта (статья, презентация, рисунок, мультимедийный продукт и пр.).
№ | Рабочая группа | Содержание деятельности |
1 | Искусствоведы | Подготовить сообщения по темам: “История циркуля”, “Геометрические кружева в архитектуре и искусстве”, “Карл Гаусс” |
2 | Художники | Создать эскизы и композиции на основе способов построения правильных многоугольников |
3 | Теоретики | Сделать наглядный материал “Геометрическая памятка” |
4 | Реставраторы | Составить и решить задачи на построение “Воссоздай объект” |
5 | Исследователи | Изучить исторический и теоретический материал по теме “Теорема Фалеса”. Решить проблему построения правильного семнадцатиугольника |
Вместе с учителем участники проекта разрабатывают критерии оценки работы над проектом и его результатов.
Желательно оформить информационный стенд со сроками выполнения проекта, графиком консультаций, режимом работы в компьютерном классе и т.д.
Далее идет самостоятельная работа учащихся со справочными материалами, интернет ресурсами. Создаются чертежи и рисунки. Оформляются статьи. Корректируются результаты. Вносятся поправки и дополнения. По мере необходимости учащиеся обращаются за консультацией к учителям-предметникам.
Наступает этап оформления результатов работы, подготовки сообщений, докладов, презентаций, макетов для защиты.
Участники проекта оценивают результаты работы группы, делают выводы.
Заключительный этап – представление результатов проекта на обсуждение (конференция, презентация и т.д.). Участники проекта обмениваются мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Руководитель проекта (компетентное независимое жюри) оценивает качество выполненной работы и представленного отчета.
По итогам работы над проектом учащиеся сформулировали следующие
Выводы:
- Приближенные способы построения правильных многоугольников просты и удобны в исполнении, красивы и легко применимы на практике. С их помощью можно создавать рисунки и орнаменты. Они применяются в архитектуре и живописи, народном творчестве и декоре, промышленности и быту.
- Проект носит прикладную направленность. Результат проекта можно использовать как наглядное пособие и дидактический материал на уроках, факультативных и кружковых занятиях по геометрии, технической графике и технологии.
- Полученные в ходе реализации проекта знания и умения необходимы при изучении геометрии и на уроках черчения.
Примерные темы и проблемные вопросы проекта “Геометрия вокруг нас”
В этой главе я хочу представить темы проектов “Геометрия вокруг нас”, которые разработали и реализовали на практике мои ученики.
5 класс
Тема: “Дом моей мечты”
Основополагающий вопрос:
- Какая форма дома самая безопасная и удобная?
Проблемные вопросы:
- Почему кирпичи делают в форме параллелепипеда?
- Почему у посуды много деталей круглой формы, а у мебели прямоугольной?
- Почему в северных странах, например, в Ирландии городские дома выкрашивают в яркие теплые тона?
- Почему большинство домов имеют не плоские, а “треугольные” крыши?
- Психология и геометрия: как характер влияет на форму дома
- Какая форма жилища самая безопасная?
6 класс
Тема: “Старинные русские меры”
Основополагающий вопрос:
- Как измеряли на Руси в старину?
Проблемные вопросы:
- Кто выше: Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик?
- Может ли шестиклассник быть ростом в два вершка?
- Есть ли длина у точки и линии?
- Почему в русской армии в пушкари отбирали силачей?
- Почему продавцы тканей выбирали помощников невысокого роста?
- Опишите внешность конька-горбунка современным языком:
“...Да игрушечку-конька ростом только в три
вершка,
На спине с двумя горбами да с аршинными ушами”
8 класс
Тема: “Измерения и построения на местности при ограничениях”
Основополагающий вопрос:
- Как измерить интересующую величину на местности и сделать это точнее, пользуясь подручными средствами?
Проблемные вопросы:
- Как Фалес посрамил гарпедонаптов?
- Какие “измерительные” инструменты всегда под рукой у военных топографов, геологов и строителей?
- Какой геометрический способ применили командиры пехоты в Битве за Москву в 1941 году?
- Какую геометрическую задачу решают разведчики и палеонтологи?
- Как измерить ширину реки, стоя на берегу?
- Как измерить высоту земляничного дерева в ботаническом саду, если прикасаться к нему нельзя?
10-11 классы
Тема: “Геометрия вокруг нас”
Основополагающий вопрос:
- Платоновы тела: мифы и реальность
Проблемные вопросы:
- Почему правильных многогранников только пять?
- Почему не делают кубические чайники?
- Как вирусы решили геометрическую задачу?
- Алхимики и химики о многогранниках
- Что мы знаем о курносых “родственниках” Платоновых тел?
- Восьмиугольная звезда: шестое Платоново тело или провокация?
- Откуда берутся звездчатые “ежики” и “колючки”?
- Найдите шесть способов практического применения правильных многогранников в жизни человека
- Додекаэдро-икосаэдровая гипотеза строения Земли: случайные совпадения и любопытные факты
Список литературы
- Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
- Величко М.В. Математика. 9-11 классы: Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2005.
Интернет-ресурсы
- sites.google.com/site/geometriavokrugnas/
- http://educate.intel.com/ru/ProjectDesign/Design/
- http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/Геометрия_вокруг_нас
- mmogeo.ucoz.ru/publ/sistema_ocenivanija_proektnykh_rabot_uchashhikhsja