Развитие речи с элементами культуры речи "Азбука вежливости. Как писать поздравление"

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать умение проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне; способствовать развитию орфографической зоркости учащихся; воспитывать чувство уважения друг к другу.

Оборудование: маленькая ёлочка, ёлочные игрушки, бумажные снежинки, плакат с текстом, рисунки деда Мороза, Снегурочки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Ребята, у меня для вас сюрприз. Посмотрите на окно, прочитайте письмо Деда Мороза.

(На окне бумажные снежинки и плакат с текстом.)

Дорогие ребята! Это я, Дед Мороз. Шлю вам свой морозный привет. Волшебные сани для сказочного путешествия готовы, подарки уложены. А вы готовы к нашей встрече? Вместе с письмом я вам отправляю своих помощников с заданиями. До скорой встречи!

— У нас сегодня урок вежливости. Давайте и мы поучимся писать поздравительную открытку.

III. Чистописание

(Запись слов на тему “Зима”. Взаимопроверка.)

IV. Словарная работа

— Прочитайте загадку и найдите ошибки.

— Запишите загадку без ошибок.

Что же это за дивица:
Не швея, не мостерица.
Ничего сама не шет,
А в иголках круглый гот.

V. Работа по теме урока

(На столе стоит елочка, на ветках которой лежат полоски бумаги разного цвета. На обратной стороне бумажных отрезков написаны слова. Из полосок бумаги одного цвета можно составить текст.)

— Посмотрите, как зима укутала елочку. Давайте очистим ее от снега. (Учитель делит класс на несколько групп и предлагает каждой группе собрать с елочки “снежки” одного цвета.)

Что там написано? (Слова.)

— А что можно сделать со словами? (Составить предложения, а из предложений текст.)

— Запишите текст и подчеркните орфограммы.

Наступила долгожданная зимушка-зима. Мягкий снег покрыл землю.

На елях лежат пушистые снежинки. Стройные березки покрыты снежком.

Дубки одеты в белые шубки. Как красив зимний лес!

Елочку очистили, теперь нарядим.

Учащийся, выполнивший задание правильно, получает елочную игрушку и вешает ее на елочку.

Метель ей пела песенку:

“Спи, ёлочка, бай-бай!”
М...роз СН...КОМ укутывал:
“См...три не зам...рзай!”
Л..тят, порхают, кружатся,
Пуш..стые л..тят.
И белым мя..ким кружевом
Окутывают са...

VI. Физкультминутка, электронная физминутка для глаз.

VII. Закрепление изученного материала

— Елочку мы нарядили, письма Деду Морозу написали, подарки попросили. А Деда Мороза можно поздравить с праздником? (Да. Можно, пожелать ему здоровья, благополучия и т. д.)

1. Работа по учебнику Ч. 2, с. 49-50.

(Выполнение заданий, ответы на вопросы.)

— Возьмите открытки, напишите поздравление Деду Морозу.

2. Дифференцированная работа

— Елка наряжена, подарки заказаны, поздравления Деду Морозу приготовлены. О ком мы еще не вспомнили? (О Cнегурочке.)

— А вот и она! Пришла к вам не с пустыми руками, а с заданием-тестом.

Карточка 1

1. Какие слова имеют корень лес? Лесник, сенной лестница.

2. Подчеркни слова, в которых допущены ошибки. Лехкий, голупка, дупки, реский

3. В какой группе слов пропущена гласная о?

Пл..довый, дв..ровый, пар..чка.
П.хелок, м..гучий, в..ренье.

4. Назови букву, которую надо вставить в слова.

Яго..ка, оса..ки, площа..ка.

Карточка 2

1. Какие слова имеют корень дом? Домашний, домовой, домкрат.

2. Подчеркни слова, в которых допущены ошибки. Мяхкий, яготки, лавка, варешка.

3. Назови букву, которую надо вставить в слова. Шар.., ду.., арбу.., каранда...

4. Подчеркни слова, в которых допущены ошибки. Гразовой, калючка, речной.

5. Назови букву, которую надо вставить в слова. Заря..ка, выхо..ка, поса..ка.

(Взаимопроверка.)

VIII. Подведение итогов урока

- К встрече Нового года готовы?

- Все задания выполнены?

- Какие испытывали затруднения?

- Что показалось легким?

Домашнее задание: Написать поздравление своему другу.