Здравствуйте, ребята, сегодня на нашем с вами первом классном часе в этом учебном году мы поговорим, о нашем городе – это о Москве. Начать наш урок я бы хотела с рассказа одного незнакомого нам с вами человека, о том, как он, восхваляет Москву и гордится Москвой.
Хотя я провел свое детство в городе далеком от Москвы, считаю себя коренным москвичом, и в каких бы городах мира я ни бывал, и как бы меня ни поражала их красота, Москва остается для меня лучшим городом в мире. Проходя по площадям Москвы, по ее тихим переулкам, ощущаешь своим сердцем, что это твой город. Он есть у тебя, как и мать, родина, небо над головой, воздух, которым ты дышишь. Можно бессчетно приходить на Красную площадь, но когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремленный в небо своими цветными куполами, поневоле восхищаешься. Словно он вобрал в себя красоту и мастерство русских зодчих. Тут и малиновая кремлевская стена, за которой как зажженные свечи встают торжественные, гордые, нарядные соборы. Будто вся краса Древней Руси пришла на эту площадь, надо только уметь чувствовать это великолепие. И учат этому с детства.
Святые камни Москвы – это летопись, бережно сохранившая имена поэтов, писателей, художников, воинов, оставивших в ее истории свои следы. Нескончаемо разнообразна Москва. Когда радостно 6на душе и хочется побыть среди людей, ты спешишь на ее оживленные, полные веселых огней улицы. Когда хочется остаться наедине с собой, чтобы поразмыслить о чем-нибудь, ты идешь в ее старинные, задумчивые переулки, переулки пушкинских и лермонтовских времен. Москва сохранила дома, которые посещали великие русские писатели, поэты, композиторы, художники, она уберегла уголки литературной “театральной Москвы прошлого”. Все это – живая история, наша культура и наша гордость. Почему рассказчик говорит об этом?
История забывается, и неизбежно начинается низкопоклонничество, нигилизм, раболепие перед импортным. Иные пренебрежительно бросают: “В старой, пыльной, купеческой Москве…”
Или не ценят ее достоинств: “Подумаешь, какое-то старье! Вот там, за рубежом, - это шедевры”. И основываются эти убеждения на восхищенных воспоминаниях наших же туристов, а своего родного не знают. Так и зарождается непонимание своей исконной, национальной культуры. Я люблю сегодняшнюю Москву, ее новые широкие, залитые светом проспекты, легкие мосты, парящие над рекой , пестроту реклам, афиш выставок, концертов, культуры.
Стремительная, трудовая, праздничная – она сегодня хороша, но нельзя не восхищаться и старой Москвой. В названиях ее улиц и площадей отразилась жизнь жителей, их судьба, да и настроение, то озорное, то торжественное. Маросейка, Лубянка, Охотный ряд, Поварская, Ильинка, Девкин переулок, Кудринская площадь, или, как звал ее Чехов, Кудринка.
Но, к сожалению, невозможно восстановить и сохранить все то, что напоминает нам славное прошлое нашей столицы. Тому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края, под силу зарисовать, описать, сфотографировать его частички. Только зная прошлое, можно полюбить настоящее и думать о будущем.
И все начинается с детства. Давайте подробнее разберем с вами заголовок нашего классного часа “Москва вчера, сегодня, завтра”. Мы выбрали этот заголовок потому, что я хочу рассказать вам о том, как выглядит Москва сегодня, но на фоне сегодняшней Москвы не блекнет Москва вчерашняя, ее храмы, соборы. Сравнивая прошлую Москву и сегодняшнюю, можно полнее представить себе ее возможное будущее.
А опираясь на это сравнение, можно определиться с отношением к каждому из этих обликов Москвы и в итоге охватить всю панораму истории своего города. Автор утверждает, что, забывая нашу историю, мы начинаем поклоняться иностранному. Да, за примерами далеко ходить не надо. Достаточно включить радио и подряд пробежать по разным волнам. Большинство песен, которые мы услышим, будут на английском языке.
Когда ты идешь в кинотеатр смотреть какую-нибудь американскую новинку, вряд ли ты будешь там единственным, но с русскими фильмами такая ситуация никого не удивит. Иностранная одежда, парфюмерия, косметика, продукты, - они пользуются неизменно большим спросом. Но почему я предпочитаю их нашей отечественной продукции? Потому что их упаковка всегда более красива. Нет, я не забыла историю своей страны, но я выбираю то, что мне кажется наиболее подходящим, а сейчас именно иностранная продукция предлагает наибольший выбор. Именно в этом я вижу причину ее популярности. Но это не означает, что я поклоняюсь иностранному.
Я смогла удачно взять то, что мне необходимо, и сохранить то родное, без чего я просто не смогу обойтись. Да, придя на /Красную площадь, я похвалю храм Василия Блаженного, но это не значит, что я откажусь прогуляться по Китайской стене.
Разнообразие Москвы бесконечно: оживленные улицы, куда спешишь, когда на душе радостно; старинные переулки, где можно остаться наедине с собой, когда хочется поразмыслить о чем-нибудь. У цели дома, где бывали великие русские деятели литературы, композиторы, художники. Сохранились уголки театральной и литературной Москвы прошлого. Это – живая история, культура и гордость наша.
Я говорю об этом потому, что, забывая историю, человек поддается раболепному поклонению перед иностранным. Он бросается пренебрежительными фразами: “Подумаешь, какое-то старье! Вот там, за рубежом, - это шедевры”, но его уверенность основывается на впечатлениях своих же туристов. А своего родного он не знает, не ценит.
Это приводит к непониманию национальной культуры. Я люблю современную Москву с ее новыми проспектами, легкими мостами, пестротой реклам и афиш. Я считаю Москву достойным мировым центром культуры. Сегодняшняя стремительная, праздничная Москва хороша, что не умаляет достоинств старой столицы. В наименованиях улиц и площадей отразилась жизнь народа, его настроение – то озорное, то торжественное: Маросейка, Лубянка, Охотный ряд, Поварская, Ильинка, Девкин переулок, Кудринская площадь. Но невозможно восстановить и сохранить все атрибуты славного прошлого нашей столицы. Тот, кто хочет запечатлеть историю совего родного края, может зарисовать его, описать, сфотографировать.
Не зная прошлого, нельзя любить настоящее и думать о будущем. А отправная точка – детство. Согласны ли вы с этим утверждением автора, что, “не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем”? (ответы детей) Да, я согласен с этим утверждением, так как любое наше чувство мы основываем на оценке того, к кому его испытываем. Тогда как можно любить настоящее, если ты не знаешь прошлого? А может быть, оно бы понравилось тебе больше? Соответственно, не зная прошлого, весьма трудно думать и о будущем, так как настоящее сравнить просто не с чем. Поэтому, чтобы думать, к примеру, о своем будущем, надо иметь представления о своем прошлом и настоящем.
А потом, сравнив то, что было, с тем, что есть, можно решить, любить настоящее или кет.
Вступая в Мосгордуме с отчетом за год работы правительства, мэр сформулировал главный идеологический принцип, по которому строится политика столичного правительства, он очень простой: Москва – город для жизни, для людей. По этому принципу строилась работа в текущем году, им будем руководствовать и в дальнейшем.
Мы уже видим результаты и строим масштабные планы на будущее. В такие моменты стоит немного оглянуться назад, проанализировать, что хорошего было в прошлом, какой овыт можно учесть, а от чего стоит отказаться.
ВЧЕРА. ЯРКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И НАКОПЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В каждый период времени перед городскими властями стояли свои задачи, которые требовали решения. Пятнадцать – двадцать лет назад главным вопросом было строительство жилья – это треть всего имеющегося в городе жилого фонда. В 90-х было не до строительства социальной инфраструктуры. Напротив, детские сады и спортивные клубы даже закрывались. Но потом остро встал вопрос нехватки социальной инфраструктуры и началось ее массовое строительство.
Московские строители за два десятка лет построили более 90 млн. квадратных метров жилья.
За 20 лет было построено, отреставрировано и реконструировано множество объектов, которые сегодня составляют славу и гордость столицы, любимым москвичам и туристам.
Это восстановленные и отреставрированные памятники истории и культуры: храм Христа Спасителя, Казанский собор и Воскресенские ворота с Иверской часовней на Красной площади, Красное крыльцо, Грановитой палаты, Гостиный Двор, музей-заповедник “Царицино”, Петровский путевой дворец, Марфо - Мариинская обитель. Это музеи и выставочные залы: комплекс Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Дарвиновский музей, новое здание Третьяковской галереи, восстановленный Манеж и реконструированное здание Малого Манежа, Мемориальный музей космонавтики, “Мультимедийный комплекс актуальных искусств” (“Московский дом фотографии”).
Это театры “Новая опера” в саду “Эрмитаж”, “Школа драматического искусства” на Сретенке, театр “Et cetera”, Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.Н. Немировича-Данченко, театр “Мастерская П.Н.Фоменко”, Международный Дом музыки на Красных Холмах, новая сцена Большого театра.
Интересными объектами, которые неизменно привлекают внимание горожан и туристов, стали пешеходные мосты: “Багратион”, Андреевский мост, мост Б. Хмельницкого, мост с территории Золотого острова к храму Христа Спасителя.
Велось и транспортное строительство. Так, было завершено возведение Лефотовских тоннелей и открыто безостановочное движение по всему третьему кольцу, построены уникальные тоннели в Серебряном бору и новая современная трасса – Звенигородский проспект, проведена полная реконструкция МКАД, Ленинградского проспекта, Крестовского путепровода, Варшавского шоссе, расширено Дмитровское. Впервые в истории Москвы за МКАД вышло метро – легкая наземная линия протянулась из Аннино в Бутово.
Столичным строителям есть чем гордиться. Однако в городе стали накапливаться и проблемы, в том числе связанные и с масштабным строительством. Одной из главных стала проблема транспорта. Лавинообразный рост парка личного автотранспорта, который не был предсказан ни одним из экспертов, заставил совершенно по-новому посмотреть на вопросы организации движения и транспортного строительства.
К началу 2010-х стало очевидно, что необходимы коренные, решительные изменения в ряде вопросов городской жизни. И эти изменения были сделаны мэром Москвы Сергеем Собяниным.
СЕГОДНЯ. НОВОЕ ВРЕМЯ, НОВЫЕ ЗАДАЧИ
На первый план в городской политике вышли проблемы, непосредственно связанные с повседневной жизнью москвичей,- вопросы благоустройства микросреды, непосредственного окружения, с которым мы сталкиваемся каждый день и от которого во многом зависит наше воспитание города в целом. В 2011 году выделены невиданные ранее средства на благоустройство дворов и подъездов, на замену лифтов. Реализуется масштабная программа развития парков – огромного рекреационного ресурса города, потенциал которого ранее был явно учтен недостаточно.
Но, пожалуй, главный вопрос, перспективы решения которого москвичи сегодня связывают с именем мэра Собянина,- это транспорт. О серьезности намерений говорят уже цифры бюджетного финансирования этой сферы. В конце лета правительством Москвы была утверждена комплексная. Кроме того, в программу включено развитие наземного общественного транспорта, организация парковой, создание интеллектуальной транспортной системы, которая будет автоматически управлять светофорами и регулировать потоки транспорта, а также вывод из города грузового транспорта, развитие водного такси, железнодорожного транспорта и строительство автовокзалов. Пожалуй, впервые в истории Москвы транспортная система рассматривается настолько комплексно, с учетом всех возможных направлений и вариантов решения проблемы.
Мы не скрываем – и Сергей Семенович Собянин озвучил это на своей пресс-конференции перед журналистами 20 сентября – транспортная ситуация в городе уже стала коллапсом. И единственный выход из нее – развивать общественный транспорт. Именно на это будут направлены основные усилия правительства Москвы в ближайшие годы.
НАШЕ ВСЕ
Одно из ключевых направлений транспортной программы – строительство метро. Можно смело сказать, что в 2011 году Московский метрополитен пережил второе рождение: мэром было принято принципиальное решение в разы(!) увеличить темпы его строительства. И не просто принято решение, но и найдено финансирование. Только в 2011 на строительство метро выделяется 50 млрд., а на 2012-2016 годы – 465 млрд. руб. И такие масштабы финансирования оправданны, потому что метрополитен всегда был и остается тем видом общественного транспорта, который жители и гости столицы предпочитают всем остальным и который даже в часы пик гарантирует, что вы достигните нужного вам места города за определенное время.