Параметры урока | Содержание параметров |
Программа, учебник. | Образовательная система “Школа
России” Программа “Технология” (В.Д. Симоненко) |
Тема урока | “Свойства чёрных и цветных металлов” |
Место урока в системе уроков | Урок 29 в разделе “Технология обработки металлов”. |
Тип урока | Комбинированный |
Цель и задачи урока | Цель: ознакомить учащихся с
основными механическими и технологическими
свойствами металлов и сплавов. Задачи:
|
Ресурсы урока | - компьютер; - экран; - мультимедийный видеопроектор; - презентация; - видеоролики; -кроссворд; -индивидуальные таблицы: “Свойства металлов и сплавов”, “Механические и технологические свойства металлов”; -медная и стальная пластины; -кернер; - молоток; -металлическая линейка; -2 опоры; - груз; - индивидуальные напильники; - индивидуальные верстаки; -образцы металлов для практической работы. |
Структура урока | I этап. Вводная часть. 1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний. II этап. Формирование новых знаний. III этап. Практическая часть. 1. Представление проекта. 2 Закрепление знаний. 3. Обработка резанием. IV этап. Рефлексия учебной деятельности. |
Ход урока
Вводная часть.
1. Организационный момент.
В глубокой древности люди познакомились с железом, которое содержалось в метеоритах. Египтяне называли этот металл небесным, а греки и жители Северного Кавказа – звёздным. Метеоритное железо вначале ценилось гораздо выше золота. Железные украшения носили в то время самые знатные и богатые люди (Слайд 1).
2. Актуализация знаний.
Ребята, вспомните из курса 5 класса, в чём отличие металла от древесины?
Приведите примеры изделий из металла?
Можно ли в современной жизни обойтись без изделий из металла?
А для чего нужны металлические изделия?
Формирование новых знаний.
С развитием металлургической промышленности значительно возрос объем металлических изделий: возводят металлические каркасы промышленных и гражданских зданий, мосты, изготавливают арматуру, а также различные предметы, необходимые в домашнем хозяйстве: посуду, украшения, заклепки, болты, гайки и многое другое. Но металлы, ребята, используют не в чистом виде, а в виде сплавов, так как сплавы обладают лучшими свойствами в отличие от металлов. Сплавы получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении.
Все металлы и сплавы делятся на 2 основные группы: чёрные и цветные (Слайд 2)
Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?
Мы будем говорить не просто о металлах и сплавах, а о свойствах чёрных и цветных металлов и сплавов.
Правильный выбор подходящего для изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства. Обратите внимание на таблицу №1 (См. приложение 1).
Все свойства металлов и сплавов делятся на четыре большие группы. Назовите их.
Видите как много свойств, но мы будем говорить о некоторых механических и технологических свойствах (Слайд 3).
Положите перед собой таблицу №2 (См. приложение 2).
Внимательно посмотрите и перечислите механические свойства.
А теперь, ребята, некоторые свойства мы с вами проверим.
Прочность - способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки, не разрушаясь.
Например, если сделанные нами санки не разрушаются, то они прочные.
Твердость
- свойства материала сопротивляться внедрению в него другого более твёрдого материала.Для демонстрации свойства, я сделаю углубления в металлической и медной пластине одинаковым ударом, глубина углубления в медной пластине, как видите, будет больше. Это говорит о том, что сталь твёрже меди. Это свойство применяют при изготовлении инструмента. Например, сверлом сверлят металл, напильником срезают определённый слой металла.
Упругость
- свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после прекращения действия на них внешних сил.Если положить на две опоры металлическую линейку и в центре её поместить груз, то она прогнётся, а после снятия груза – примет первоначальное положение. Я продемонстрировал: материал, из которого сделана линейка, обладает упругостью. Это свойство металла нашло применение при изготовлении пружин, рессор.
Пластичность
– свойство металла или сплава изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.Например, если мы изогнём проволоку, и она у нас не разрушится, то выясним, что материал, из которого она сделана пластичный. Это свойство применяется при изготовлении проводов, проволоки и т.д.
Ребята, давайте вновь обратимся к таблице №2.
Какие свойства металлов и сплавов относятся к технологическим? (Слайд 3)
Ковкость - свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. Это свойство металла использовалось с давних времён. На уроках истории вы изучаете события, происходившие в средние века. Каким был в то время основной вид транспорта?
Коней использовали и в качестве рабочей силы, и в качестве средства передвижения. Чтобы их копыта не стирались, их подковывали. Ковали оружие, орудия труда и предметы быта. Эти работы выполняли кузнецы. Свойство ковкости металла применяется и в современной жизни. Вот такие красивые и оригинальные работы выполняют современные мастера(Слайд 4)
Жидкотекучесть - это свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму.
Свариваемость
- это свойство металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии. (Демонстрация видеоролика)Обрабатываемость резанием
- это свойство металла или сплава подвергаться обработке резанием различными инструментами (Демонстрация видеоролика)Практическая часть
1. Представление проекта
Трое учеников нашего класса работали над реализацией проекта “Совок для мусора”. Миша представит нам этот проект. Ваша задача – подумать, опираясь на таблицу№2: Какими свойствами обладает материал, из которого сделан совок. (Выступление ученика с проектом)
Итак, какими свойствами обладает изделие?
2. Закрепление знаний.
Распределитесь на 3 группы и разгадайте кроссворд (См. приложение 3). Назовите ключевое слово по вертикали.
3. Обработка резанием.
Одно из свойств металлов - Обрабатываемость резанием мы проверим на практике. Но, сначала вспомним правила техники безопасности.
Ребята, перед вами два образца: из стали и меди. Попробуйте их обработать резанием. Сначала образец №1, а затем – образец №2.
Рефлексия учебной деятельности.
1.Обобщение
Сделайте вывод об обрабатываемости каждого образца.
Какое свойство вы проверили на практике?
Какими ещё свойствами обладают чёрные и цветные металлы и сплавы?
2.Домашнее задание. О свойствах, применении металлов и сплавов вы прочитаете самостоятельно в опорных конспектах и заполните таблицу в рабочих листах (См. приложение 4, 5).
3. Оценка практической работы учащихся.
Приложение 1
Таблица № 1.СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ
Физические | Механические | Химические | Технологические |
блеск | прочность | коррозийная стойкость | ковкость |
плотность | твёрдость | окисляемость | жидкотекучесть |
электропроводность | упругость | растворимость | обрабатываемость резанием |
температура плавления | пластичность | свариваемость | |
намагничиваемость |
Приложение 2
Таблица №2. СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ
Механические свойства | Технологические свойства |
1. Прочность 2. Твердость 3. Упругость 4. Пластичность |
1. Ковкость. 2. Жидкотекучесть. 3. Обрабатываемость резанием. 4. Свариваемость. |
Приложение 3
Кроссворд
По вертикали:
1.Свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара.
3. Свойство сопротивляться внедрению в него другого более твёрдого материала
4. Способность металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.
5. Свойство металла или сплава изменять форму под действием внешних сил, не разрушаясь.
6.Свойство металла восстанавливать форму после снятия нагрузки.
По горизонтали:
2. Сплав железа с углеродом.
Приложение 4
Опорный конспект по теме “Металлы и сплавы”
Задание. Прочитайте и заполните таблицу рабочего листа.
Сталь– сплав железа с содержанием углерода менее 2 % (прочность, пластичность).
Чугун – сплав железа с содержанием углерода от 2 % до 4% (хрупкость, жидкотекучесть). Применяется для отлива станков, радиаторов отопления и других целей. Наиболее распространёнными являются цветные металлы:
Медь – металл красного цвета. Обладает такими свойствами:
- пластичный;
- хорошо проводит электрический ток;
- легко поддаётся обработке;
- устойчив к коррозии.
Применяется медь для изготовления проводов и других электротехнических изделий.
Алюминий – лёгкий металл серебристого цвета; его свойства:- устойчив к коррозии;
- легко обрабатывается.
Изделия в конструкциях из алюминиевых сплавов при ударе не дают искр, обладают антимагнитностью, огне- и сейсмоустойчивостью. Они экономичны по профилю, имеют также хороший внешний вид и не требуют дополнительной отделки лицевой поверхности, легко обрабатывается резанием.
Алюминиевые сплавы применяют в ограждающих и несущих конструкциях для окон, дверей, солнцезащитных устройств.
Алюминий широко применяется в авиации, электротехнике, строительстве, быту и других видах деятельности человека.
Наиболее распространёнными сплавами цветных металлов являются:
Латунь – сплав меди с цинком (жёлтого цвета), отличающаяся:
- высокой пластичностью;
- твёрдостью;
- коррозийной стойкостью.
Применяется латунь для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности.
Бронза – сплав меди с различными химическими элементами, главным образом со свинцом. Алюминием. Оловом и др.. желто-красного цвета. Имеет следующие свойства:
- высокая прочность;
- твёрдость;
- коррозийная стойкость;
- хорошо обрабатывается резанием.
Применяется бронза для изготовления водопроводных кранов. В электротехнике, при отливе художественных произведений и др.
Дюралюминий – сплав алюминия с медью, магнием, цинком и др. серебристого цвета. Обладает такими способностями:
- хорошо обрабатывается;
- коррозийная стойкость.
Применяется дюралюминий в авиации, машиностроении, строительстве и др.
Приложение 5
Рабочий лист по теме “Металлы и сплавы”
Ф.И.____________________________________
Название металла или сплава | Цвет | Состав | Свойства | Применение |