Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на развитие интегративных качеств дошкольника за счёт повышения качественного уровня организации воспитательно-образовательного процесса, то есть пересмотра форм организации и методов взаимодействия с дошкольникам.
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.
У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности, что ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности.
Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР обеспечивают успешность формирования речевой и познавательной активности на этапе подготовки к школе.
Поэтому, одна из основных целей нашей деятельности, является, формирование познавательно – речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности.
Экскурсия – одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми, преимуществом которой является то, что дети могут в естественной обстановке наблюдать и изучать явления природы, сезонные изменения и т.д. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
Экскурсии эффективно решают следующие задачи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Наряду с расширением представлений об окружающем мире, развитием любознательности и наблюдательности, экскурсии способствуют уточнению и обогащению активного и пассивного словарного запаса детей, развитию связной речи.
Действительно, если мы хотим, чтобы в результате нашего педагогического влияния у ребенка появились не только знания и умения, но и развились личностная и познавательная сферы; если мы хотим, чтобы дети стремились познавать мир и смогли реализовать свои природные задатки и творческий потенциал, нами была поставлена задача создания условий, способствующих развитию.
Основой модели развивающей среды послужило для нас утверждение: каждый ребенок должен находиться в среде богатой стимулами, побуждающих к действию.
Т.о. в группе была создана предметно – пространственная среда, обеспечивающая интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно – развивающей основе.
Все пространство группы завязано на идеи социализации и представляет собой “город Буквоград” с улицами и переулками (уголками) оформленными в соответствии с названием (ул. Художников, проспект Математиков, площадь Театральная, и т.д.) и имеющими следующие параметры:
- проблемная насыщенность;
- многофункциональность и вариативность модели среды;
- открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми;
- психологическая комфортность (способствует мотивации успешности);
Мы стремились через оформление создать содержательно – смысловое “поле”, благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи.
По нашему мнению, работа в такой среде обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует речевую активность детей, является ключом к освоению рабочей лексической темы, а также является подготовительным этапом последующей экскурсионной деятельности.
Свою экскурсионную деятельность мы условно разделили на 3 блока:
1. Сезонные экскурсии
Цель: расширение, уточнение и систематизация знаний о сезонных изменениях. “Краски осени” (сентябрь), “Морозные кружева” (январь), “Веселая капель” (апрель).
2. Допрофориентационные
Цель: выявление и развитие у детей способности к освоению различной профессиональной деятельности. “Смелый наездник” (октябрь - ипподром), “Русский сапожок” (ноябрь – обувная фабрика), “Радость общения” (декабрь – почта), “Удивительный репортаж” (март – телевидение).
3. Культурно-исторические
Цель: формирование системы ориентации в мире духовных ценностей. Развитие эстетических способностей и потребностей, эстетического вкуса и идеала. “Разноцветная палитра” (ноябрь – художественная школа), “Тайны закулисья” (декабрь – драматический театр), “Путешествие в прошлое” (апрель – краеведческий музей им. Мартьянова).
По итогам экскурсионной деятельности дети в составе группы “Юный исследователь” посещают массовые группы детского сада с творческими отчётами (плакаты, коллажи, альбомы). Данная работа находит своё продолжение в самостоятельных семейных экскурсиях, в рамках проекта “Незнайка в гостях у детей”, являющейся эффективной формой взаимодействия родителей и педагогов группы.
Таким образом: целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательно - речевой активности детей посредством экскурсионной деятельности является одним из факторов эффективного речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Литература.
1. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1.
2. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития.- Калуга: Изд-во “Адель”, 1997.
3. Нифонтова С.Н. , Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие - СПб.: ООО “Издательство “Детство - пресс””, 2010