Уважаемые коллеги, как вы знаете, разработка экологического образования ведется в нашей стране около 30 лет. За этот период изменились цели и подходы к экологическому образованию. Традиционная модель, опирающаяся на методики непосредственной передачи знаний от учителя к ученику, в начале 90-х годов двадцатого столетия сменилась на гуманистическую модель экологического образования, которая направлена на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем. Важнейшая задача современной школы – формирование личности человека, понимающего ценность жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды. (слайд 1)
Современное понятие экологической культуры звучит так – это система знаний, умений человека в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, а также активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды. Воспитание экологической культуры рассматривается в настоящее время в числе основных задач нашего общества. Формирование человека экологически грамотного, неравнодушного к жизни природы, возможно лишь при условии экологизации всех сфер деятельности, что в обучении сводится к развитию экологического мышления и экологическому воспитанию. Главная цель экологического воспитания – формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущего поколений, живущих в одном доме – Земля. Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является исследовательская познавательная деятельность с экологическим содержанием, основанном на краеведческом материале. Она позволяет развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности ребят. (слайд 2)
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, то есть: (слайд3)
1. постановку проблемы.
2. изучение теории, посвященной данной проблематике.
3. подбор методов исследования и практическое овладение ими.
4. сбор исследуемого материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. (слайд 4)
Таблица 1
(слайд 5)
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от пассивного получения знаний в схеме “учитель-ученик” к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара “коллега-коллега”. Вторая важнейшая позиционная пара – “наставник-младший товарищ” предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования и представленный в стандартном виде.
Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Поэтому большой объем работы и уход ее в узкую предметную область могут привести к тому, что ученик просто не справится с поставленной перед ним задачей. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.
Как вы знаете в последнее время количество часов, отведенных на изучение экологии, катастрофически уменьшается, многие школы вообще убрали данный предмет из школьной программы. Скажите, а как тогда формировать ту самую “экологическую культуру”? Остается только интеграция вопросов экологии в другие предметы и внеурочная деятельность.
К сожалению, объем статьи ограничен, поэтому я расскажу только о некоторых моментах нашей работы в данном направлении – об экологических социально-значимых проектах. Одна из таких работ – “Проблемы бездомных собак в мегаполисе”. Эта работа победитель многих конкурсов, окружного, городского, и в частности после ее публикации в разделе “Портфолио ученика” в издательстве “1 сентября”. А все началось с урока по биологии на тему “Паразитические круглые черви” и с разговора о профилактике гельминтозов. У нас огромное количество бездомных собак и кошек, и большое нежелание муниципальных властей видеть эту проблему. Стаи бродячих собак агрессивны и порой становятся реальной опасностью для местных жителей. Кроме того мы наблюдали с ребятами, как жители близлежащих домов меняли песок из под домашних питомцев в детской песочнице. (слайд 6)
В связи с этим: Целью нашей работы стало провести исследований территорий, прилегающих к школе – на наличие стай безнадзорных собак и проследить влияние собак на зараженность детских площадок гельминтами. (слайд 7)
Задачи плавно вытекают из целей работы:
1. Произвести подсчет бездомных собак на заданном маршруте.
2. Взять пробы песка из песочниц для анализа .
3. Выявить наличие личинок и яиц гельминтов, если они есть.
4. Определить зависимость зараженности детских площадок.
5. Провести анкетирование местного населения на тему отношения их к безнадзорным бездомным животным. (слайд 8)
Следующий этап – сбор материала, проведение исследований песка по определенной методике – эта работа проводилась уже в школьной лаборатории и выводы к работе. Мы действительно нашли в пробах песка яйца гельминтов, определили их по справочнику. (слайд 9)
Но самое главное, в выводах к работе мы дали рекомендации песочницы какого вида следует устанавливать в детских садах и на внутридворовых детских площадках. А что дальше? Спросили у меня ребята? Наше исследование так и останется проектом? И тогда мы пошли в районную Дирекцию Единого Заказчика. Показали наши исследования... Далее я опускаю ту часть – как трудно уговорить взрослых услышать детский голос – но к счастью нас услышали – в Районе начался массовый отлов бездомных собак и помещение их в приемник при ветеринарной клинике, насколько я знаю в рамках городского проекта “Мой двор - мой подъезд” во время работ по благоустройству дворовой территории и территории ДОУ ставятся именно песочницы с крышками. (слайд 10)
Интересна работа “Историческая значимость и экологическое состояние Мещерских прудов района Солнцево”. Цель данной работы – обратить внимание общественности и городской администрации на необходимость сохранения экологического благополучия поселка Мещерский как исторической ценности с одной стороны, и, как удобное место для отдыха горожан с другой. (слайд 11)
Актуальность этой работы на лицо: грязный пляж с табличкой “Купание запрещено”. (слайд 12)
Мы начали исследования с определения исторической значимости данной местности. Ребятами была проведена достаточно трудоемкая архивная работа. История его действительно очень интересная. Село “Сухово” стоит на берегу пруда.. В XVIII веке земли были подарены Екатериной II Орлову и Румянцеву..В 1812 году здесь проходили тяжелые бои русской армии под руководством М.И. Кутузова с многочисленным войском Наполеона. Мещерские пруды расположены на территории старой барской усадьбы Мещерское в удачном для отдыха месте: на территории дачного поселка Мещерский, вдали от транспортных путей и промышленных предприятий. Проведя ряд исследований по экологическому состоянию воды Мещерских прудов и видовому составу флоры и фауны и руководствуясь статьями конституции Статья 11. “ Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды” и Статья 61. “Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений” учащиеся сделали вывод: (слайд 13)
Мещера это историческое место, которое необходимо сохранить в целости для будущих поколений.
Плохо оборудованный пляж и грязь в воде и на газоне, разведение костров в черте города – все это негативно отражается на нашем здоровье. Поэтому мы считаем необходимым со стороны муниципальной власти привести пляж Мещерский в порядок. Со стороны школьников - провести экологическую акцию по очистке прибрежной зоны от мусора, возможно ряд просветительских мероприятий для жителей района о важности сохранения Мещерских прудов не только как исторической ценности для Москвы, но и как доступное место для отдыха в грязном мегаполисе.
В данном случае мы также обратились к муниципальной власти с просьбой о помощи в наведении порядка на пляже. И со своей стороны провели акцию по очистке территории пляжа от мусора.
Исследования, реализуемые мною во внеурочной деятельности, носят ярко выраженный межпредметный характер и не замыкаются на экологии. Нами проводились исследования по проблемам здорового образа жизни, рационального питания, охраны природных объектов. Расширение границ экологической культуры происходит в краеведческих исследованиях. Реализуя краеведческий подход, исследуя состояние окружающей среды на примере своей местности, создаются условия для формирования активной жизненной позиции учащихся, которые позволяют человеку максимально развивать себя, определить свое будущее и быть нужным обществу. (слайд 14)
Исследовательская деятельность – это не только самореализация творческой личности, но и возможность общения с единомышленниками – сверстниками и взрослыми. Ежегодно мои ученики принимают активное участие в конференциях и конкурсах различных уровней. (слайд 15)
Определить эффективность деятельности можно по её результату:
- достижения вовлеченных в нее учащихся: опыт участия и победы в конференциях, конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального уровней;
- результаты участия в интеллектуальных соревнованиях (призеры и победители на школьном и муниципальном уровне в Молодежных биологических и химических чемпионатах; Всероссийском игровом конкурсе “Человек и природа”, “Олимпус”, “Покори Воробьевы горы”)
- рост мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла и, как результат, повышение общей успеваемости учащихся при изучении школьных дисциплин и, в конечном счете, профориентация и самореализация в области естествознания (экологии, биологии, химии и медицины); рост социальной активности учащихся (экологические акции, трудовые десанты по благоустройству школьной территории, очистке от мусора территории памятников и близлежащего леса и т.д.)
В процессе работы с учащимися мы проводим диагностику экологических установок личности Ясвина “ЭЗОП”. Эта методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты (“эстетическая” установка); как объект изучения, получения знаний (“когнитивная”); как объект охраны (“этическая”) и как объект пользы (“прагматическая”). “ЭЗОП” — это “эмоции”, “знания”, “охрана”, “польза” — такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики. Перед вами результаты исследования. Категория школьников, которая проходит анкетирование - 7-11 классы. Анкетирование проводится в начале года и по завершении работы. Результат - это снижение потребительского отношения к природе, и увеличение числа обучающихся, желающих глубже изучать законы природы, а есть дети, которые хотят заниматься данными исследованиями на профессиональном уровне.
А закончить я хочу словами Экологической Ассоциации Женщин “Юнона-Росс”: “В зависимости от того, как мы осмысливаем нашу жизнь, что стараемся положить в основу принципов нашего бытия, какие законы используем, какими правилами морали и этики руководствуемся, наше пребывание на Земле будет красивым или безобразным”.