Цель: формирование способности обучающихся к способу действий, связанному с использованием изученных понятий.
Задачи: формировать умение обучающихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов; развивать умение распознавать спряжение глаголов; совершенствовать знания о временных формах глагола.
Формирование УУД:
Личностные:
- развитие доброжелательности и внимательности к людям,
- сформированность учебных мотивов,
- интерес к способу решения и общему способу действия
Познавательные:
структурирование знаний,
Регулятивные:
выделение и осознание учащимися того , что
уже усвоено
Коммуникативные:
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества,
- умение слушать собеседника и выражать свои мысли,
- учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Оборудование: интерактивная доска, система интерактивного тестирования учащихся, флипчарт урока, проектор, ноутбук, стирательные дощечки для учеников, учебный диск “Времена года. Весна” (Апрель. Пробуждение растений).
Ход урока
1. Организационный момент
У
- Все готовы, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На интерактивной доске первая страница флипчарта.
2. Актуализация знаний.
У - Название какого месяца вы написали?
Ответы детей: Апрель.
У - Это значит за окном весна. В природе в это время года всё меняется. К этому уроку я просила вас повторить стихотворения о весне. Давайте вспомним стихотворение Плещеева “ВЕСНА”
Один ученик читает две строфы из стихотворения:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Чтение стихотворения сопровождается показом иллюстраций по содержанию стихотворения. Первая страница флипчарта. Приложение 1.
У - Сейчас я вам задам вопрос, который поможет узнать тему урока. Скажите, слова какой части речи помогают нам представить, что происходит в природе с наступлением весны в этом стихотворении?
Д - Это глаголы.
На 2 странице флипчарта открывается тема:
Обобщение знаний о глаголе.
3. Постановка цели и задач урока, планирование способов их достижения.
У - Тему “Глагол” мы изучаем не первый урок. Сегодня нам предстоит закрепить и систематизировать полученные знания о глаголе.
У - Давайте определим способы достижения поставленных задач урока.
Как вы думаете, что будем выполнять для закрепления и обобщения знаний о глаголах?
Д.- Будем выполнять упражнения на правописание безударных окончаний глагола;
Д - Тренироваться в определении спряжения глаголов
Д - Распознавать временные формы глагола,
Д - Правописание окончаний глаголов настоящего и будущего времени во 2 лице ед. числа.
Д – Развивать умения правильно употреблять глаголы в своей речи.
У - С целью и задачами урока и способами их достижений определились.
5. Практическая деятельность учащихся
а) Работа в парах
У - Запишите глаголы, которые вы услышали и запомнили из стихотворения “Весна”.
У - Проверьте, все ли глаголы вы написали (проверка по эталону на странице №3 флипчарта). Приложение 3
Тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стало, миновала.
У - Подумайте, на какие группы можно разделить эти глаголы?
Кто готов ответить на поставленный вопрос?
Д - Глаголы можно разделить на три группы по временам.
Дети работают в тетрадях, один ученик работает на интерактивной доске.
Н.в. Б.в. Пр.в. Тает засвищут повеяло Бегут оденется стало миновала
У - Как ещё можно разделить эти глаголы?
Д - Глаголы можно разделить на две группы по числам.
У - Назовите глаголы, которые стоят в единственном числе.
Ед.ч. Мн.ч. тает Бегут оденется Засвищут повеяло стало миновала
Спряжение глаголов – таять, веять по вариантам.
Два ученика работают у доски.
в) Интерактивное тестирование учащихся. Приложение 4
Выполнение теста по теме “Глагол” (флипчарт, страницы 4-13)
В проверочном тесте 10 вопросов.
У каждого на столе лежит оценочный лист
У – Посмотрите на свои результаты по сводной таблице и оцените выполнение этого теста на оценочном листе
У - Молодцы!
Физкультминутка
Крутим мельницу вперёд, а потом наоборот.
Наклоняться будем все, будто прыгаем в бассейн.
А потом назад прогнёмся, хорошенько разомнёмся.
Шаг на месте в заключенье, это наше упражненье.
г) Работа по учебнику.
У - Откройте учебник на с.113, упр.№507.
Прочитайте задание. Кто готов ответить на вопрос?
Д - Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, а в прошедшем – по родам и числам.
У - Найдите глаголы, которые можно изменить по родам. (Устно)
Ответы детей. (Зазеленел, выбежал, осветил. слышал, задрожала)
В каком времени стоят эти глаголы?
Д – Эти глаголы стоят в прошедшем времени.
Остальные глаголы напишите во 2-м лице ед. числа, и в 1-м лице мн. числа.
Самостоятельное выполнение 2-го задания из упр. с последующей взаимопроверкой.
Работает- работаешь, работаем; зимует – зимуешь, зимуем; прыгает – прыгаешь, прыгаем; прилетает – прилетаешь, прилетаем; вспоминает – вспоминаешь, вспоминаем; держит – держишь, держим; гонит – гонишь, гоним.
Д) Работа с дощечками (учащиеся, специальным фломастером на стирательных дощечках, пишут пропущенную букву в окончании глаголов).
Страница 14 флипчарта. Приложение 5
У - Вставьте пропущенную букву в окончании глаголов
Выход...м, вид..л, облета...шь, шепч...т, завис...т, замира...т, дремл...т, пиш...т, тон...т, обид...шь, стел..т, верт...т.
У - Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
- В каких глаголах написания окончаний вызвали затруднения?
- К каким глаголам алгоритм проверки написания безударного окончания можно применить, а к каким нельзя и почему?
Ответы учащихся. Алгоритм определения окончания глагола на стр. флипчарта
Памятка (алгоритм)
1. Определить время, лицо и число глагола.
2. Поставить глагол в начальную форму и по букве гласного звука перед суффиксом –ть - определить спряжение.
3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.
Е) Творческая работа. Страница 15 флипчарта
У - Напишите текст – повествование о весне, небольшой, 5-7 предложений, используя глаголы:
растает, наступит, побегут, появится, будут петь, выглянут, зажелтеет, будет пригревать. Приложение 6.
- Но сначала я предлагаю послушать весеннюю зарисовку “Времена года Весна. Пробуждение растений”
Примерный текст.
- Скоро наступит весна. Растает снег. Появится первая травка. Солнышко будет пригревать все сильнее. Из тёплых стран прилетят перелётные птицы.
Фразеологизмы. Страница 16 флипчарта
(Устойчивое выражение, в котором одно слово нельзя заменить другим)
У – Подберите синонимы к этим фразеологизмам.
Повесить нос – | обидеться |
Зарубить на носу – | прослушать |
Навострить уши – | загрустить |
Надуть губы – | запомнить |
Пропустить мимо ушей - | прислушаться |
Дети соединяют стрелочками фразеологизмы с глаголами на интерактивной доске.
6. Рефлексия. Приложение 8
- Давайте ещё раз назовём тему урока
- Удалось нам справиться с поставленными задачами урока?
- Какие задания оказались сложными?
- А какие - не вызвали затруднений?
- Что особенно понравилось на уроке?
7. Выставление отметок.
8. Дом. задание.