Цель урока: формирование понятия о генетической связи между классами веществ, опираясь на знания классификации неорганических соединений их способах получения и химических свойств.
Девиз урока: "Зажечь, увлечь и повести”.
Задачи урока:
Обучающие:
- восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений, их классификации и свойствах;
- сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды.
Развивающие:
- развитие образовательных компетенций:
- учебно-познавательных: развить умение применять теоретические знания для решения задач; умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
- коммуникативных: развитие умения отвечать на поставленный вопрос; организовывать и анализировать собственную деятельность;
- развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности за полученные знания и интерес к знаниям;
- закрепить навыки безопасного обращения с реактивами;
- продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
Знать: состав, характерные
свойства основных классов неорганических
веществ Уметь: характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, применять полученные знания для решения практических задач |
Постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор,
принятие и сохранение учебной цели и задачи. Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. Приёмы саморегуляции. |
Сравнение, обобщение,
конкретизация, анализ; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
Умение формулировать собственное
мнение и позицию. Осознанное построение речевых высказываний. Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. Взаимоконтроль, взаимопроверка. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
Рефлексия собственной деятельности. Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- презентация "Генетическая связь между классами неорганических соединений”;
- набор реактивов для эксперимента.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т. д.?
Ученик: Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
Учитель: Как в биологии называется носитель наследственной информации?
Ученик: Ген.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся
Учитель: Ребята, что такое химия?
Ответы: Наука о веществах и их взаимопревращениях
Учитель: Как можно классифицировать вещества?
Ответы: Простые и сложные.
Учитель: Простые бывают?
Ответы: металлы и неметаллы
Учитель: Подробнее остановимся на сложных, сложные вещества классифицируются?
Ответы: оксиды, кислоты, соли и основания.
На доске написать формулы веществ: CaO, Ca(OH)2, CaCl2, CaCО3
Учитель: на доске написаны формулы веществ, их можно назвать родственниками, какой элемент является носителем наследственной информации, значит между ними есть связь? Поэтому тема нашего сегодняшнего урока это “Генетическая связь между классами неорганических веществ” И мы с вами должны будем составить эту цепочку превращения одних веществ в другие и экспериментально это подтвердить.
Учитель: Что такое оксиды?
Ответы: определение оксидов.
Учитель: Оксиды в свою очередь классифицируются?
Ответы: кислотные и основные.
Учитель: Какие оксиды являются кислотными и основными?
Ответы:
Учитель:
Ответы:
Учитель: Что такое кислот и их классификация
Ответы:
Учитель:
Учитель: Что такое основания и их классификация?
Ответы:
Учитель: Что такое соли и их классификация?
Учитель: А теперь небольшой устный химический диктант по классам неорганических веществ
3. Игра-тренинг
Цель: оживление и разрядка, непринужденное запоминание формул, названий
- Кислота - руку правую поднять
- Основание - руку левую поднять
- Соль-хлопок
- А оксид руки в бок:
HCl, CaO, NaOH, BaSO4, Al(OH)3, KHS, H2SiO3, P2O5
4. Изучение нового материала.
Учитель: Сейчас перейдем к экспериментальной части нашего урока, и докажем наличие генетической связи между классами веществ, попробуем составить в правильной последовательности классы и осуществим данную цепочку превращений.
Из представленных веществ составить генетическую связь и экспериментально её осуществить: CaO, Ca(OН)2, CaСL2, CaСO3, CaO, с помощью реактивов имеющихся у Вас на столе. Как ребята можно составить чепочку превращения.
Предполагаемый ответ:
CaO —> Ca(OН)2 —> CaСL2 —> CaСO3 —> CaO
И так как мы будем делать эксперимент повторим правила техники безопасности при работе с твердыми веществами, кислотами, солями щелочных и щелочноземельных металлов.
Проводится эксперимент по осуществлению цепочки превращения
Учитель: таким образом у нас получается связь между классами неорганических веществ.
Учитель:
Связи бывают разные: полезные, опасные,
Столкнулись мы с генетической.
Генетической та связь называется,
Что меж веществами разных классов осуществляется.
5. Подведение итогов урока.
Оценивается деятельность учащихся на уроке;
Выставляются отметки.
6. Домашнее задание
Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:
ZnSO4, Zn, ZnO, Zn(OH)2
7. Рефлексия. У вас на столах находятся три картинки, по вашему ощущению по уроку заберите рисунки:
- Если вы узнали что-то новое, то возьмите книги.
- Если полученные знания пригодятся в жизни то чемодан.
- А если не узнали ни чего нового то мусорную корзину.
Урок окончен до свидания.