Образовательные цели:
- Сформировать представление о заглавной букве как “одной из опасностей письма” у имён собственных, в начале предложения.
- Выявить группы слова, в написании которых пишется заглавная буква (названия географических объектов: города, реки, озёра, страны, моря, деревни, сёла, улицы), и повторить уже известные места (имена, отчества, фамилии людей, клички животных), начало предложения.
- Составить памятку-перечень мест в словах, где требуется написание заглавной (прописной, большой) буквы
- Формировать умение подбирать заглавную букву в словах в именах собственных, в начале предложения.
Оборудование урока: компьютер (ноутбук), доска - мимио (или интерактивная доска), карточки с планом работы (Приложение 1), карточки с упражнениями (Приложение 2), карточка “Лесенка успеха”, круг-сигналы, презентация к уроку.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
1)
Раз, два, три (хлопают в ладоши) – слушай и смотри
Три, два, раз (хлопают в ладоши) – урок начнём сейчас.
Улыбнёмся мы друг другу
Успехов пожелаем другу
Руку для удачи мы пожмём
В дорогу знаний
Наш девиз возьмем:
Не ленись, не отставай,
Активность, любознательность проявляй.
2) Повторение правил работы и поведения на уроке.
- Закончите высказывание:
Чтобы быть спортивным – занимайся.... (физическими упражнениями, спортом и т. п.)
Что бы быть грамотным – обучайся (правописанию, грамоте и т. п)
Орфографические ошибки в письме — как пятно на белой блузке.
- Как вы понимаете высказывание? (Отсутствие грамотности словно делает человека менее опрятным, неряшливым. Каждый человек должен стремится быть грамотным, постигать тайны родного языка, стремиться к совершенству.)
1 слайд Русский язык. Презентация.
На слайде пословица.
- С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
- С какими понятиями будем работать, какие тайны языка познавать на сегодняшнем уроке?
Узнаем через несколько минут.
3) Минутка чистописания из заглавных букв.
Проверка ДЗ по теме “Алфавит”
- Произнести хором алфавит и одновременно выполнять разминку для рук.
- Записать буквы в алфавитном порядке в тетрадь.
Образец на слайде 1.
Образец выполнения детьми в тетради:
2 слайд
Мозговой штурм для установления темы урока (тематических рамок)
- Что можете сказать про написанные буквы? (Написаны только заглавные, большие.)
- Что вам известно об этих буквах с 1 класса? (Заглавные буквы пишутся в начале предложения, в именах и др. ответы детей)
- Тема урока: (говорят дети) Какие слова пишутся с заглавной буквы?
На доске (или в презентации) зафиксированы эталоны с перечнем мест в словах, где написание большой буквы не известно.
- О чём говорят вопросы? - Какая орфографическая задача стоит перед нами? (Узнать в каких группах слов требуется писать заглавную букву.)
Для детей С большой (заглавной, прописной) буквы пишутся: |
Для учителя |
|
1 | Первое слово в предложении. | Первое слово в предложении. |
2. | Имена, ...?..., фамилии. | Имена, отчества, фамилии. |
3. | Клички животных. | Клички животных. |
4. | Названия городов и ..?.., ?...и морей ...?.., ...?.., ...?... | Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц. |
Всем успешной работы на уроке!
- С чего начнём работу? (с повторения)
- Цель повторения? (Повторенье мать ученья – как гласит пословица. Повторим для того, чтобы определить, какие уже имеющиеся знания нам потребуются для открытия орфографического правила.)
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Повторение известных сведений о написании большой буквы в словах, в начале предложений.
Восстановите эталоны, которые помогут в открытии новых знаний.
Слайд 3. Презентация.
Работа в паре в карточках. Приложение 2.
Упр. 1. Прочитать текст. Определи границы предложений. Первое слово в предложении пиши с большой буквы. В конце каждого предложения ставь точку.
у оленёнка были длинные ножки с острыми копытцами и круглая головка с большими ушами он беспрестанно встряхивал и шевелил ими глаза у него были как крупные сливы ростом он был с новорожденного жеребёнка по обе стороны спины проглядывали белые пятнышки
(По О. Перовской)
4 слайд Презентация. Эталон (на экране) для проверки.
У оленёнка были длинные ножки с острыми копытцами и круглая головка с большими ушами. Он беспрестанно встряхивал и шевелил ими. Глаза у него были как крупные сливы. Ростом он был с новорожденного жеребёнка. По обе стороны спины проглядывали белые пятнышки.
- Что повторили? Вывод: (Большая заглавная буква пишется в начале предложения.)
5 слайд Презентация. Работаем с комментированием. Приложение 2
Упр 2. Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни заглавные буквы.
1. Мою подругу зовут ...розой.
2. Я срезала с куста красную ...озу.
3. В комнате у ...илии стояла ваза с ароматными белоснежными ...илиями.
4. Летом мы езди отдыхать на ...ёрное море.
5. Мама приколола на ...ёрное платье жемчужную брошь.
Слайд 6 Презентация. Проверка. Эталон (на экране)
1. Мою подругу зовут Розой.
2. Я срезала с куста красную розу.
3. В комнате у Лилии стояла ваза с ароматными белоснежными лилиями.
4. Летом мы ездили отдыхать на Чёрное море.
5. Мама приколола на чёрное платье жемчужную брошь.
- Что повторили? Вывод: (Большая буква пишется в именах людей, названия морей )
3) Задание для пробного действия.
- Какое задание будем выполнять? (Пробное действие)
- Цель пробного действия? (Определить, какое новое знание - какую новую орфографическую задачу будем решать на уроке.)
Слайд 7 Презентация.
Пробное задание на экране по рядам.
- 1 ряд. Запишите отчество президента нашей страны. (В/ в ладимирович)
- 2 ряд. Запишите улицу, на которой стоит наша школа. (_А/алтайская)
- 3 ряд. Напишите название нашей страны. (Р/россия)
(Учащиеся выполняют задание самостоятельно на листочках или на индивидуальных магнитных досках – демонстрируют и выявляют затруднение).
-Кто не справляется, то зафиксируйте своё затруднение знаком вопроса или с помощью Радуги успеха, Лесенки успеха или соответствующего грустного смайлика (самооценка учащихся) .
- Затруднения это трудности, которые дают возможность искать пути решения – т.е. ведут к выявлению причин затруднения.
Останавливаемся и выясняем причину затруднения.
Выявление места и причины затруднения
Слайд 8 Презентация.
- Какое задание выполняли? (Подбирали первую букву, пропущенную в словах)
- Где возникло затруднение? (При подборе буквы большой или маленькой)
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, в каких группах слов нужно выбрать большую буквы в начале слова, а в каких маленькую).
Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель дальнейшей работы? (Узнать группы слов, в которых безошибочно подберём первую заглавную букву.)
- Как будем узнавать?
Слад 9 Презентация.
План действий (для детей) Приложение 1
- Обратимся к правилу написания заглавных букв.
- Поупражняемся в написании заглавных букв по правилу.
- Поработаем над запоминанием правила.
- Закрепим действия написания букв самостоятельно по правилу.
План действий (для учителя)
- Обратимся к правилу. (на экране в форме определения и в стихах)
- Будем действовать по правилу, т.е .определять из какой группы слово и писать в начале соответствующую букву (большую или маленькую)(Упр. 3)
- Поработаем в парах и восстановим названия групп слов(где пишутся заглавные буквы) в соответствии с предложенными примерами слов (1 вариант) или наоборот, по предложенным названиям групп восстановим примеры слов. (2 вариант)
4. Поупражняемся в написании заглавных букв, отвечая на вопросы в личной анкете.
Реализация построенного проекта.
Слайд 10 Презентация.
Изучение правила
Обратимся к правилу. (на экране в форме определения и в стихах)
С большой (заглавной) буквы пишутся:
1. Первое слово в предложении.
2. Имена, отчества и фамилии.
3. Клички животных.
4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.
***
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Будем действовать по правилу, т.е .определять из какой группы слово и писать в начале соответствующую букву (большую или маленькую)(Упр. 3)
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Слайд 11. Презентация.
2. Упр. 3. Упражняемся по правилу. Приложение 2.
Гриб ...ыжик – котёнок ...ыжик, город ...рёл – птица ...рёл, цветы ...омашки – деревня ...омашки, месяц ...арт – девочка ...арта, ...ерёзовая улица - ...ерёзовая роща, алая ...орька – корова ...орька.
Эталон на экране
Проверка по эталону.
Гриб рыжик – котёнок Рыжик, город Орёл – птица орёл, цветы ромашки – деревня Ромашки, месяц март – девочка Марта, Берёзовая улица - берёзовая роща, алая зорька – корова Зорька.
Вывод: Большая (заглавная) буква пишется в именах людей , кличках животных , в названиях городов, деревень, улиц
Правило С большой буквы пишутся: Приложение 1
1. Первое слово в предложении.
2. Имена, отчества и фамилии.
3. Клички животных.
4. Названия городов, и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Слайд 12. Презентация.
Запоминание правила.
Работа в паре (карточки с недостающими словами). Приложение 2.
Цель: разложить и приклеить в нужные пустые строчки следующее:
1 вариант карточек: Восстановление названий групп слов (где пишутся заглавные буквы) в соответствии с предложенными примерами слов
Тема: “Большая (заглавная ) буква” | Карточки в конверте для приклеивания. | |
1 | .............................................. Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом. |
Первое слово в предложении. |
2 | ............................................. Доктор Иван Николаевич Орлов. |
Имена, отчества, фамилии. |
3 | .............................................. кот Мурзик, собака Дружок |
Клички животных. |
4 | ............................................... город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревня Рябово, село Рождественское, Садовая улица |
Названия городов и рек, стран и морей, деревень, сёл, улиц. |
2 вариант карточек: Восстановление по предложенным названиям групп примеров слов.
Тема: “Большая (заглавная ) буква” | Карточки в конверте для приклеивания. | |
1 | Первое слово в предложении. ........................................... |
Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом. |
2 | Имена, отчества, фамилии. ........................................... |
Доктор Иван Николаевич Орлов. |
3 | Клички животных. .............................................. |
кот Мурзик, собака Дружок |
4 | Названия городов и рек, стран и морей,
деревень, сёл, улиц. ------------------------------------------------------------------- |
город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревня Рябово, село Рождественское, Садовая улица |
Слайд 13 Эталон таблицы для сравнения Презентация.
Тема: “Большая (заглавная ) буква” | |
1 | Первое слово в предложении. Стояли сильные морозы. Река покрылась льдом. |
2 | Имена, отчества, фамилии. Доктор Иван Николаевич Орлов. |
3 | Клички животных. кот Мурзик, собака Дружок |
4 | Названия городов и рек, стран и морей,
деревень, сёл, улиц. город Тверь, река Днестр, страна Россия, Японское море, деревня Рябово, село Рождественское, Садовая улица |
Включение в систему знаний и повторение.
14 слайд Презентация. Закрепление. Приложение 2.
Упражнение 4. Письменно ответь на вопросы нашей анкеты. Пользуйся правилом написания заглавной буквы в группах слов.
Твоё
имя._____________________________________________________________ Твоя фамилия_________________________________________________________ Место твоего рождения_________________________________________________ В каком городе ты живёшь? _____________________________________________ Твой домашний адрес __________________________________________________ Какие клички носят твои домашние питомцы (если они у тебя есть)?___________ Как зовут твоего лучшего друга (твою лучшую подругу)?_____________________ В каких странах ты хотел бы побывать?____________________________________ |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 15 Презентация.
- Какие цели вы ставили на уроке?
- Какие цели достигли? Докажите.
- Что является итогом работы? (Найдены группы слов, с написанием заглавной буквы.)
- У кого были трудности?
- В чём причина?
Оцените свою работу в Радуге успеха (Лесенке успеха или Смайликом) (самооценка).
Следует ли ещё тренироваться?
Домашнее задание.
Выучить правило.
Учебник упр. 130 (с 86)
Спасибо за работу.