Цель: Уточнить и обобщить знания детей о растениях и животных обитателях леса.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми особенностями жизни диких животных (место обитания, чем питаются, как добывают пищу).
- Обобщить представления о существующих в природе взаимосвязях между животными и средой их обитания.
- Способствовать развитию мыслительной активности детей, снятию психоэмоционального напряжения, развитию умения выражать чувства и эмоции, развитию эмпатии.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приемы: игровой метод; словесный: напоминания, вопросы, беседа, поощрение; наглядный; практический метод использование ИКТ.
Словарная работа: самец, самка, гурт
Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, фотографии деревьев и их листьев, диких и домашних животных (лиса, свинья, волк, белка, медведь, кабан), фонограмма “Звуки леса”, фотографии леса, Лесовичка.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Представьте, что у вас в руках находится волшебный цветок добра:
“Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках.
Ваши руки чувствуют удивительную доброту.
Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце.
Посмотрите, цветок добра очень красивый.
Понюхайте его. Как он хорошо пахнет.
Прижмите цветок к своему сердцу.
Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце.
У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости.
Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу”.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие, но при одном условии – если вы сможете отгадать мою загадку. Её отгадка и есть то место, куда мы с вами отправимся. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
Воспитатель даёт возможность высказаться всем желающим и подводит к выводу, что это лес.
Воспитатель: Да, я хочу предложить вам отправиться со мной в лес. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова: “Повертелись, покружились и в лесу мы очутились” (Дети кружатся, на экране появляется картина леса и Лесовичок).
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу, сам хозяин леса – Лесовичок нас встречает.
Он говорит, что в лесу беда! Злая колдунья заколдовала лес и Лесовичок просит нас помочь ему – расколдовать лес. Поможем Лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Помогите им вспомнить свои названия по одной детали – по листочку с веточки. (Появляется изображение кленового листа, если дети правильно дают название, то дерево появляется на экране)
(Поочерёдно появляется изображение листьев дерева: клён, рябина, берёза, дуб, сосна).
Воспитатель: Что общего у этих деревьев?
Дети: Есть ствол, ветки, листья, корни.
Воспитатель: Правильно. Что нужно для жизни и роста деревьям?
Дети: почва — она держит их корни, которые высасывают из земли воду и “пищу”. Нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, птицы – они уничтожают вредных насекомых, насекомые – они опыляют цветы на деревьях и т.п.
Воспитатель: Совершенно верно.
Воспитатель: Молодцы, справились с 1 заданием, расколдовали все деревья и посмотрите, появился первый лучик в лесу (на экране появляется солнышко и 1 лучик).
Воспитатель: Лесовичок приглашает нас поиграть в игру “Кто живёт и что растёт?”.
Я буду называть животных, растения или птиц, если они живут или растут в лесу, то вы поднимайте руки вверх, а если нет – то надо тихо присесть.
(После игры появляется второй лучик.)
Воспитатель: Животные тоже заколдованы. Забыли свои названия.
Воспитатель: Почему животные называются дикими?
Дети: Потому что они живут в лесу, сами добывают себе пищу.
Воспитатель: Я с вами согласна. Дикие животные живут самостоятельно в лесу, сами заботятся о себе и своём потомстве, они имеют хорошо развитые конечности, тело покрыто шерстью. Внешний вид животных зависит от того, где они живут, и какой образ жизни ведут?
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что в лесу у зверей есть враги. И внешний вид помогает маскироваться зверям в лесу.
Воспитатель: Правильно, окраска животного соответствует окружающей его среде, потому что служит для животного защитой.
Воспитатель: Нужно назвать животное, сказать, как называется дом его в лесу и детёныши.
(На экране появляются поочерёдно животные)
Воспитатель: Кто это?
Дети: лиса.
Воспитатель: Где дом лисы в лесу?
Дети: в норе
Воспитатель: Как называются детёныши лисы?
Дети: лисята.
Воспитатель: А если это один детёныш то, как сказать?
Дети: лисенок.
Аналогично волк - в логове, волчата; медведь - в берлоге, медвежата; белка – дупло, бельчата.
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид белки. Она ярко – рыжая, но на фоне стволов сосен и елей не видна. Тем более что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из-за него. У белки есть огромный пушистый хвост, который помогает ей перепрыгивать с дерева на дерево. На ногах острые коготки, ими легко уцепиться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки и орехи. На земле белка беспомощна, хотя и быстро бегает, поэтому, при любой опасности она молниеносно “взлетает” на дерево.
Воспитатель: Как белка готовится к зиме?
Дети: делает запасы.
На экране фото свиньи.
Воспитатель: Свинья – какое животное? Почему?
Дети: домашнее, потому, что живёт в хлеву у человека, человек о ней заботится, детёныши - поросята.
Воспитатель: Как называется дикое животное, которое похоже на свинью?
Дети: Кабан
Воспитатель: Кабан – это самец, как называется самка?
Дети: дикая свинья.
Воспитатель: Вы знаете, как живут дикие свиньи в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Кабаны и дикие свиньи соединяются с другими семьями, образовывая стадо или гурт в несколько десятков голов, они кочуют по лесам, отыскивая места, богатые желудями, каштанами, буковыми или кедровыми орешками. Летом они выкапывают луковицы, коренья, земляных червей, мелких грызунов.
Воспитатель: Как называется дом кабана в лесу?
Дети: Логово
Воспитатель: Постоянного дома у кабана в лесу нет, для отдыха он сгребает ногами и рылом палый лист или бурьян, устраивая логово диаметром 5-6 м, и залегают всем стадом. И кабаны и свиньи редко возвращаются на логово, где уже отдыхали однажды, и чаще устраивают новое.
Воспитатель: Что общего между диким кабаном и свиньёй?
Дети: Туловище, ноги, рыло,
Воспитатель: Чем отличается домашняя свинья от дикой?
Дети: У дикой свиньи есть шерсть (щетина), клыки, окрасом.
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли домашняя свинья выжить в лесу?
Дети: Нет, потому, что не умеет добывать себе пищу, она очень будет заметна в лесу из-за своего окраса, замёрзнет зимой в лесу, не умеет делать себе место для ночлега, нет клыков, чтобы защищаться от врагов.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. (Появляется третий лучик)
Воспитатель: В лесу становится светлее. И у нас всё получается.
Воспитатель: Лесовичок приглашает нас поиграть в игру: “Доскажи словечко”:
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? ... (БЕЛКА)Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (ВОРОБЕЙ)Мягко светятся иголки
Хвойный дух идёт от... (Ёлки)Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной ... (МЕДВЕДЬ)
Воспитатель: Молодцы, всё отгадали! (Появляется четвёртый лучик).
Воспитатель: Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло. Как ярко засияло солнце, запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц).
Воспитатель: Нас Лесовичок благодарит за помощь и дарит нам книгу с рассказами о животных. Давайте попрощаемся с Лесовичком, нам пора в детский сад. Закройте глазки и волшебные слова скажите: “Повертелись, покружились и в детском саду мы очутились”
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Что делали в лесу?
Дети: Помогали Лесовичку расколдовать лес.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда мы задания все выполнили, что вы услышали?
Дети: Пение птиц. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло.
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня молодцы, много знаете и поэтому мы с вами смогли так быстро справились со всеми заданиями. Спасибо.