Цели:
- Образовательная – познакомить детей с новым изделием из бумаги на основе двойного квадрата, со сказкой из оригами;
- Развивающая - развить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания;
- Воспитательная - сформировать интерес к данному виду труда, воспитать внимательность к работе, способность формирования действий пооперационного контроля.
Подготовительная работа: создать выставку изделий из оригами, сделать презентацию.
Оборудование, материалы: презентация, технологическая карта, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, образцы готовых изделий, выставка оригами, выставка книг по оригами.
Технические средства: компьютер, мульти проектор. (слайд №1)
Ход урока
1. Вводная часть.
Организационный момент. (слайд № 4)
Проверка готовности учащихся к уроку.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок труда начнем.
Проверка готовности рабочих мест:
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Основная часть.
Сообщение темы и цели урока: (слайд № 5)
2.1 Подготовительный этап: дети приносят на урок готовый квадрат 20х20 см.
Вот сложили раз и два,
Показалась голова,
Ручки, ножки,
Появился зверь чудесный.
Мы вам скажем от души:
“Все уроки хороши,
Нет занятий оригами интересней!”
Оригами без прикрас
Нас научат, и тот час
Вдруг появятся цветок
И зверек чудесный.
Мы вам скажем от души:
“Все уроки хороши,
Нет занятий оригами интересней!”
Оформление доски:
- Базовая форма – двойной квадрат.
- Чертёж изделия:
2.2 Содержание: (слайд № 6)
Постановка цели.
- Сегодня мы с вами научимся рассказывать интересную сказку необычным способом - с помощью оригами.
- Кто скажет, что означает слово оригами? (Оригами в переводе с японского языка – сложенная бумага.)
- Где возникла эта техника? (В Японии.)
- Какая фигурка оригами является национальным символом Японии? (Журавлик.)
- Что она символизирует? (Счастье и долголетие.)
Признанным мастером оригами был Акира Йшизава. Он придумал сотни фигурок.
Оригами очень популярно во многих странах. А людей, которые занимаются оригами называют художниками - оригамистами. В области оригами немало интересных рекордов. Некоторые из них попали в Книгу рекордов Гиннеса.
- Самый большой японский журавлик был сложен из квадрата со стороной 33 м.
- Самый маленький – из квадрата 1х1мм. Он был сделан с использованием микроскопа и игл.
- Самая большая модель животного – панда высотой 3 метра из квадрата 8х8м.
- Самое большое панно с изображением головы кота было собрано из 10357 модулей.
- Самая сложная фигура – “морской ёж” - складывается в 913 этапов и имеет 2700 складок.
Физкультминутка (слайд № 8)
Объяснение нового материала.
Первый раз сказку рассказывает сам учитель, сопровождая рассказ поэтапным показом работы. Второй раз он делает то же самое, подробно объясняя учащимся последовательность работы (пояснения в скобках рядом с основным текстом).
3. Практическая часть.
(слайд №10)
Жил-был один человек. Была у него земля (показывается квадрат бумаги) | |
Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается пополам по диагонали), но денег ему не хватило. | |
Тогда он решил продать другую часть земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали). | |
Но денег ему всё равно показалось мало. Тогда он решил продать побольше (квадрат разворачивается и каждый угол складывается к центру листа попарно /правый к левому, верх к низу/), | |
и ещё больше (сложенный квадрат переворачивается и складывается ещё раз так же), | |
а потом продал и всю остальную землю (квадрат опять переворачивается и складывается третий раз /заготовка к базовой модели – двухтрубный пароход/). | |
На эти деньги он решил отправиться в путешествие и заодно принарядиться. Захотел на мир посмотреть, да и себя показать (квадрат переворачивается). | |
Путешествовать он собрался на пароходе
(квадрат разворачивается в пароход – в верхнем и
нижнем квадратиках вытягивают середины
(половинки) вверх по очереди и разглаживают –
получают вверху и внизу трубы (рис.1), а левый и
правый квадратики поддевают изнутри целиком
указательными пальцами и тянут соответственно
вправо и влево (фигура как бы складывается) и
разглаживают до рис.2). (слайд №11) Купил он себе красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами) крепкие надёжные сапоги, (изделие складывается пополам справа налево) |
рис.1 рис.2 |
кожаные штаны (сапоги разворачиваются
обратно в шляпу, шляпа (только передняя часть)
разворачивается вниз (рис.3). Затем левый и правый
квадратики поддеваются указательными пальцами
изнутри и растягиваются в пароход, после чего, не
отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные
стороны указательными пальцами, одновременно
вдавливая большими пальцами нижние углы кормы и
носа парохода внутрь; разглаживаем бумагу вверх
рис.4) (слайд №12) и тёплый свитер (указательными пальцами сверху отгибаем переднюю часть фигуры свитер на себя и вниз, разглаживаем). (слайд №13) |
рис.3 рис.4 рис.5 |
И в таком нарядном виде он плыл и плыл, пока не проголодался. Решил он перекусить и сел за стол (сложный этап – берём свитер, верхнюю и нижнюю трубу сдавливаем по очереди с боков, складывая их обратно в квадратики /рис.5/; затем изделие поворачиваем вправо на 90 градусов, указательными пальцами левый и правый квадраты глубоко изнутри вытягиваем вправо и влево соответственно рис.6, после чего, не отпуская фигуру, продолжаем тянуть в разные стороны указательными пальцами, одновременно вдавливая большими пальцами нижние /правый и левый/ углы изделия внутрь, поправляем до формы стола рис.7) (слайд №13) |
рис.6 |
Заказал он себе много разной еды и хорошо пообедал. | рис.7 |
После обеда поплыл он дальше и через некоторое время причалил к берегу небольшого островка. Погостил он на этом островке, продал пароход и решил отправиться дальше на новом паруснике (фигура стол разворачивается к себе углом, берётся правой и левой рукой за противоположные углы и стол по диагональному сгибу складывается вверх в фигуру 8; образовавшиеся треугольные выступы (к себе и от себя) проглаживают влево вверх правой рукой до фигуры 9; для нормального вида изделие поворачивают где-то на полкруга вправо). | рис.8 рис.9 |
На паруснике он плыл по морю, пока не
приплыл к пристани небольшого города. Денег у
него оставалось совсем немного, т.к. он их
потратил во время путешествия. Он продал
парусник и отправился он дальше на лодке (фигура
парусник - правый угол /край/ изделия (только
передняя часть) отгибается и прикладывается
ровно к левому краю, выступившая центральная
/передняя/ часть отгибается к правому краю,
разглаживается рис.10). (слайд №14) Плыл он, плыл и доплыл до морского залива. Залив этот переходил в пруд. Там наш путешественник сошел на берег и на оставшиеся деньги взял напрокат катамаран (фигура лодка сверху большими пальцами немного раскрывается за края, рис.10). (слайд №15) |
рис.10 |
Катался он на катамаране, пока время его не вышло. Но вот время закончилось, и человек, вполне довольный путешествием, сошёл на берег. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! (по ходу рассказа - в фигуре катамаран внутри торчат как бы язычки /треугольники, рис.11/, придерживая фигуру, аккуратно вытаскиваем первый язычок целиком вверх рис.12, после чего верхний треугольник сгибаем вниз рис.13 и боковые треугольные части сгибаем к центру. Затем полученный квадрат сгибаем пополам вниз. | рис.11 рис.12 рис.13 рис.14 |
(Переворачиваем фигуру и точно такую же
операцию повторяем с оставшейся половиной
катамарана.) А ты любишь сказки слушать – люби и денежки платить. (полученная фигура растягивается за края в разные стороны в кошелёк-коробочку рис.16). |
рис.15 |
Вот так и закончил он своё путешествие. Теперь он зарабатывает себе на жизнь тем, что рассказывает сказки прохожим. (слайд №16-17) | рис.16 |
4. Подведение итогов урока.
Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок.
А теперь подведем итог урока. Чему вы научились сегодня? Какая базовая форма служила основой? Что нового вы узнали о технике оригами?
В заключение давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.
Ребята проводят рефлексию своей работы на уроке. Ее результаты фиксируются на специальных заготовках. (слайд №18)
Заготовка
2345 | 2345 | 2345 | 2345 | 2345 |
Интерес | трудность | старание | оцени | оцени |
работу | свою | |||
группы | работу |