Цель занятия: продолжить формирование положительного и ответственного отношения к процессу обучения, законопослушного и социально-ответственного поведения.
Задачи:
- образовательная – рассмотреть понятия “Устав школы”, “поступок”, права, обязанности и ответственность учащихся.
- развивающая - развитие умения анализировать проблемные ситуации, выделять главное, аргументировать свою точку зрения, работать в группе.
- воспитательная - формирование уважительного отношения к закону и нормам поведения в обществе, ответственности за свое поведение, учение, труд.
Оборудование: доска, образцы текста (стиль письма Устав), раздаточный материал (бланки ответов, пословицы).
Ход занятия
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Тема нашего занятия - “Устав школы”. Запишем. Ребята, вам когда-нибудь было интересно, откуда это слово появилось в нашем языке? Что оно означает?
В этимологическом словаре встречается общеславянское слово “уставити”, буквально – "установленное"[3]. Устав встречается нам как тип письма древнейших греческих и славяно-русских рукописей. Этот тип письма характерен прямым, четким и тщательным написанием букв, отдельным начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений слов (демонстрируется образец письма). Позднее это слово будет нам встречаться при упоминании важных документов и даже законов (например - Устав Владимира Мономаха 1113 г.).
Какое определение мы можем дать слову “закон”? Правильно, закон-это важный юридический документ, правила записанные в нем обязательны для исполнения [5].
Устав школы – это свод правил, регулирующих работу школы. В нем описаны права, обязанности и ответственность учеников, их родителей и педагогов. Запишем.
Как и закон обязателен для всех граждан, так и правила, описанные в Уставе школы должны исполнять все учащиеся без исключения.
Давайте посмотрим, какими правами, обязанностями и ответственностью как учащиеся вы обладаете. Оформим таблицу и будем ее заполнять по ходу урока:
Устав школы (учащиеся) | ||
права (я могу) |
обязанности (я должен) |
ответственность (я отвечаю за свои поступки) |
Работа по рядам. Каждый ряд получает бланк для ответов, свое задание: 1 ряд - описывает права, 2 ряд - обязанности, 3 ряд-ответственность учащихся. Бланк передается с парты на парту, по сигналу учителя. Учащиеся работают в парах (1 парта приводит 1 пример, письменно, учащиеся заполняют бланк). После того как работа закончена, каждый ряд представляет свою работу.
Давайте проверим вместе ваши ответы.
1. Права учащихся: 1 ряд, каждая парта приводит свои примеры.
- получение знаний;
Это важное право. Мы с вами знаем из уроков истории, о том, что когда-то образование было доступно не всем людям.
- уважение;
- отдых;
- возможность пользоваться школьной библиотекой;
- участие в школьной жизни и т.д.
Ребята, посмотрите, у учащихся есть ряд прав. Но каждое право влечет за собой обязанность.
2. Обязанности учащихся: 2 ряд, каждая парта приводит свои примеры.
- добросовестно учиться;
(Ученик не только обретает возможность получить знания, но и должен добросовестно учиться. Например, выполнять домашние задания. Я хочу напомнить вам одну известную историю. Анализ отрывка из книги Лазаря Лагина “Старик Хоттабыч” (отрывок “Испытание по географии”) или по сюжету из одноименного кинофильма [4]. А вы ребята когда-нибудь наблюдали такую ситуацию? Действительно, не делая уроки, ученик сам может поставить себя в неловкое положение.)
- уважение к другим;
(Упражнение. Ребята я порошу вас встать, широко развести руки и повернуться по часовой стрелке. Выполняя упражнение, ребятам неудобно, так как они мешают друг другу. Учитель обращает внимание учащихся, на то, что даже, если каждый делает то, что он хочет, ему самому становится неудобно. “Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека ” М.А. Бакунин. Ожидая уважительного отношения к себе, по отношению к другим мы должны вести себя точно так же.)
- аккуратный внешний вид;
(Давайте немного поиграем. По правилам игры каждый ряд приводит пример-предмет гардероба, который можно отнести к деловому стилю одежды. Команда (ряд), у которой закончились примеры, выбывает из игры. Ребята вы легко справились с этой задачей. Важно не забывать это правило и следовать ему. Это правило помогает приобрести важные знания и умения, которые будут полезны в жизни. Например, достойно себя представить, с точки зрения внешнего вида. При приеме на работу часто работодатель учитывает уровень знаний человека, опыт работы, но и в том числе его внешний вид. Ведь этот человек станет его сотрудником, “лицом его организации”.)
- дисциплина;
(Например, вовремя приходить на урок. Есть интересная сказка по этому поводу. Вы не когда не задумывались, почему у медведя хвост короткий? (учитель рассказывает белорусскую сказку - “Почему у медведя хвост короткий”). По итогам сказки обсуждение. Правильно, из-за опозданий можно пропустить много важного и интересного в жизни. Кроме того, когда ученик опаздывает на урок, он мешает другим ребятам.)
- соблюдения правил безопасности;
(Читают пословицы и поговорки: “Тише едешь, дальше будешь”, “От малого опасенья великое спасенье”, “Берегись бед, пока их нет!”. О чем все эти поговорки? (об осторожности).Это очень важное правило. Соблюдая его, мы заботимся о самом ценном – жизни и здоровье человека.)
- бережное отношение к школьному имуществу;
(Учащимся предлагается прослушать и обсудить притчу. Однажды отец отправил своего сына на поиски работы. Но сын не стал трудиться и одолжил денег у матери. Когда сын принес деньги, отец безжалостно бросил их в огонь. Юноша стоял равнодушно, как - будто ничего не случилось. В следующий раз, сыну пришлось самому долго и упорно трудиться. Наконец заработав деньги, он принес их отцу. А тот снова бросил их в огонь. В этот раз сын стал отчаянно пытаться спасти загоревшиеся деньги. Почему юноша так по-разному повел себя в первый и второй раз? Правильно, потому, что ему пришлось много трудиться. В этом случае, мы бережем с вами не только вещь, но труд, усилия, чувства людей.)
3. Ответственность: каждая парта приводит свои примеры, учитель помогает.
Что такое ответственность? Ответственность - это умение понимать, что ты делаешь, как ты это делаешь и готовность к последствиям за свои действия.
Если ученик нарушает на уроке дисциплину, то может последовать...
- устное замечание (предупреждает, как и желтый свет светофора).
В русском языке есть хорошая поговорка - “Что написано пером, того не вырубить топором”. О чем предупреждает эта поговорка? У каждого школьника есть важный документ-дневник. Если ученик нарушает правила, установленные Уставом школы, может появиться...
- запись в дневнике.
Если ученик совершил серьезный проступок, то может быть вынесен...
- выговор.
За грубые или неоднократные нарушения школьного Устава...
-отчисление (с 15 лет).
Все эти меры, правила, которые содержит Устав, призваны создать такие условия, чтобы каждому ученику было приятно и легко учится.
Откуда же появились правила, законы в жизни человечества? Вспомните, замечательное произведение В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Когда-то человечество сформулировало, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, появились “законы морали”. Они стали нравственной основой для законов юридических. Если мы внимательно посмотрим, то в каждом правиле увидим мудрость и мораль.
Закрепление изученного материала. Давайте разгадаем небольшой кроссворд и проверим, насколько вы были внимательны сегодня.
Кроссворд:
По вертикали:
1. Учебное заведение для получения общего образования.
По горизонтали:
1. Поступки и действия человека, бывает “плохое и хорошее”.
2. В уставе содержатся ... поведения в школе.
3. Свод правил, регулирующих деятельность или работу учреждения.
Помните, что вы обладатели почетного звания – ученик, которое не только наделяет человека правами, но и накладывает определенные обязанности! Если все мы будем добросовестно относиться к своему делу, то каждому будет учиться приятно и легко!
Ученик - почетное звание!
Этим званием ты дорожи!
Дорожи полученным знанием,
Эти знания в жизни важны!
Источники и литература.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2001
- Крылов П.А. Этимологический словарь. - СПб, 2005
- Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.- М., 2013.
- Обществознание, 6 класс // Кравченко А.И., Певцова Е.А. - М., 2009
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.