Конкурс чтецов «Слушай, страна, говорит Ленинград!» к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • Познакомить учащихся с поэзией, посвященной Великой Отечественной войне.
  • Пробудить чувство гордости за свою Родину и людей, которые спасли страну.

Задачи:

  • Выразительно, эмоционально прочитать поэтическое произведение.
  • Развитие устной речи, автоматизация произносительных навыков, расширение и активизация словаря учащихся с нарушениями слуха и речи.

Ход мероприятия

Звучит песня “Темная ночь”.

Слайд 1.

1 ведущий:

Город Петра –
Гордость России и слава, –
Устоявший в неслыханном прежде бою,
Третий орден тебе
Приколола держава
На защитного цвета гимнастерку твою.

Слайд 2.

2 ведущий:

В истории — не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают — было по плечу лишь им.

Слайд 3. (Пискаревское кладбище).

1 ведущий: Добрый день! Итак, мы начинаем наш конкурс чтецов, который посвящается 70 – летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Сегодня мы послушаем стихи о войне, и вспомним поэтов, которые писали о тех трагических днях. Представляем жюри...

2 ведущий: 27 января 1944 года в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.

Стихотворение Юрия Воронова “27 января 1944 года” прочитает Б. Станислав, ученик 7 класса.

Слайд 4.

За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют.
Сегодня ленинградцы плачут...

1 ведущий: С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград – символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.

2 ведущий: Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев.

Слайд 5. (Карта).

На сцену выходит ученик 9 класса Б. Никита со стихотворением Юрия Воронова “Сотый день”.

Слайд 6,7.

Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

Слайд 8.

1 ведущий: За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.

2 ведущий: Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания.

Выступает ученик 7 класса Г. Елисей со стихотворением Юрия Воронова “Январь сорок второго”.

Слайд 9.

Горят дома –
Тушить их больше нечем.
Горят дома,
Неделями горят.
И зарево над ними каждый вечер
В полнеба,
Как расплавленный закат.
И черным пеплом
Белый снег ложиться
На город,
Погруженный в мерзлоту.
Мороз такой,
Что если б были птицы,
Они бы замерзали на лету.

И от домов промерзших, от заводов
На кладбища
Все новые следы.
Ведь людям
Без огня и без воды
Еще трудней,
Чем сквозь огонь и воду.

Но город жив,
Он выйдет из бомбежек.
Из голода,
Из горя,
Из зимы.
И выстоит...
Иначе быть не может –
Ведь это говорю не я,
А мы!

Слайд 10.

1 ведущий: Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие – по 125 граммов хлеба. 2 ведущий: Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было всё, что можно было съесть. Стихотворение Валерия Шумилина “Соленая корочка хлеба” прочитает Г.Михаил, ученик 6 класса.

Слайд 11.

Зенитками вспорото небо,
Вгрызается залп в темноту.
Солёная корочка хлеба
Лежит сокровенно во рту.
Как вкус её горек и сладок!
Прилипла к щеке неспроста:
Вкусней самого шоколада
Солёная корочка та.
Забита оконная рама
Фанерой. Промозглая жуть.
К постели прикована мама,
Я рядышком тихо сижу.
Она не присядет, не встанет,
Лишь шепчет: - Сыночек, держись!
Солёная корочка тает,
А с нею и мамина жизнь.
Как надо и много, и мало,
Чтоб выжить в том страшном бою:
- Возьми, – протянула мне мама
Блокадную пайку свою.
Спустились вдруг ангелы с неба,
Зовут, приглашают в полёт...
Солёная корочка хлеба
Уснуть до сих пор не даёт. Слайд 12. 1 ведущий: В городе были и другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. 2 ведущий: Истощенные голодом, обессилившие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой было - 41, за водой ходили к Неве.

На сцену выходит ученица 5 класса Ч. Екатерина со стихотворением Ольги Берггольц “Февральский дневник”.

Слайд 13.

Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.
.......

Слайд 14.

1 ведущий: Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: город жив! Сердце его бьется! Совестью блокадного города называли замечательную поэтессу Ольгу Берггольц.

Стихотворение Ольги Берггольц “Я говорю с тобой под свист снарядов” читает ученица 7 класса М. Елизавета.

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Слайд 15.

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.

Слайд 16. Звучит 7 – я “Ленинградская” симфония Д.Шостаковича.

2 ведущий: Музыка и радио были неразделимы в сознании ленинградцев. Исполнение седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича оркестром Ленинградского радиокомитета, стало самым значительным событием в музыкальной жизни Ленинграда блокадных лет, событием незабываемым в истории блокады. Дирижировал оркестром К.Элиасберг.

1 ведущий: Чтобы 9 августа 1942 года могли пройти слушатели в Большой зал Филармонии, нужно было воссоздать оркестр, пополнить его армейскими музыкантами, а в день концерта вести контрбатарейную стрельбу и не допустить обстрела города. В городе было много прекрасных музыкантов, но все они...голодали.

Стихотворение Юрия Воронова “Баллада о музыке” прочитает О. Екатерина, ученица 11 класса.

Слайд 17.

Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист...
.............
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её,
Ошарашенный мир...
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..

2 ведущий: И всё же никакие муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом.

Слайд 18. (Дорога жизни).

1 ведущий: Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город по 6-7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.

2 ведущий:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

1 ведущий: По дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

2 ведущий: Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки – комсомолки обошли 282000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими – ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.

Выступает ученица 7 класса Ж. Анастасия со стихотворением И. Обуховой “О школьных подругах блокадной поры”.

Слайд 19.

Блокадные дети...
Блокадные дети...
И сердце сжимается вдруг.
Я снова грущу и с тоской вспоминаю
Голодных, ослабших подруг.

Застывшая школа, холодные классы
На верхнем пустом этаже
Они снова в ужасе, у смерти во власти,
Но пишут диктовку уже...

А крыша над ними звенит от осколков,
Над городом снова налёт!
Слышна канонада, грохочут зенитки,
Но девочка ручку берет.

Сидит, как боец, непреклонно и твёрдо,
Не дрогнет, слезу не прольёт,
Она – ленинградка, где дети не плачут,
Где мужество вечно живёт!

1 ведущий: У станка стоят подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.

2 ведущий: Стихотворение Юрия Воронова “В блокадных днях мы так и не узнали..” читает К. Олег, ученик 7 класса.

Слайд 20.

1 ведущий: Стихотворение Александра Гитовича “Родной город” прочитает Р. Павел, ученик 9 класса.

Слайд 21.

2 ведущий: После разгрома фашистских войск на Волге 1943 года, войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на самом узком месте блокадного кольца, где расстояние между нашими обоими фронтами было 12 – 15 километров.

Слайд 22.

1 ведущий: Соединение наступающих войск ожидалось в центре Синявинских болот. Рано утром, в 9 часов 30 минут, советская артиллерия открыла огонь по врагу. 67-я армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы ещё не видели!

Стихотворение Константина Симонова “Жди меня” прочитает Л.Даниил, ученик 10 класса.

Слайд 23,24,25.

Слайд 26.

2 ведущий:

И первой победы отрада
Сияла на лицах бойцов.
Мы поняли: у Ленинграда
Разорвано нами кольцо.

Через 6 дней кольцо блокады было прорвано.

Стихотворение “Здесь нас бомбами глушили..” читает П.Евгений, ученик 5 класса.

Слайд 27.

1 ведущий: Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.

Стихотворение Юрия Воронова “Опять война, опять блокада...” читает Б. Владислав, ученик 11 класса.

Слайд 28.

2 ведущий:

Стихотворение Леонида Хаустова “Улицы” читает П. Елизавета, ученица 9 - 1 класса.

Слайд 29.

Сколько совпадений, сочетаний,
Бережливо сохраняет мозг.
Мы стихи на Пушкинской читали,
Навещали Поцелуев мост.

И по Охте на заре туманной
Мы весенней улицею шли.
И на грустной улице Расстанной
Мы никак расстаться не могли.

Щели амбразур на перекрестках
В мертвую глядели синеву.
Но слова: “Живу на Маяковской
Или на Дзержинского живу”,

Согревали в темноте морозной
И бороться звали до конца.
Очи ленинградские бесслезны!
Горды ленинградские сердца!

Выстояли, вынесли блокаду.
И теперь по всем уже краям,
Дарят люди имя Ленинграда
Улицам, проспектам, площадям!

1 ведущий: Мы помним и чтим подвиг ленинградцев. Спасибо вам, ленинградцы блокадных дней, за подвиг, за то, что вы отстояли наш красивый город от фашистских полчищ. Мы будем достойны вас!

Слайд 30. Стук метронома. Минута молчания.

2 ведущий: Наш конкурс чтецов подошел к концу. Слово жюри.

Награждение победителей.

Приложение 1.