Цель: Развитие межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика агрессивного поведения.
Задачи:
- Формировать адекватное поведение у детей старшего дошкольного возраста.
- Воспитывать стремление к дружелюбию по отношению к другим людям, чувство эмпатии.
- Развивать коммуникативные навыки.
Методы и приёмы: метод познавательных игр, создание проблемных ситуаций, использование наглядного материала.
Оборудование: клубок ниток, строительный материал – кубики, конструктор, материалы для коврика дружбы: пуговицы, звезды из фольги, цветы, клей, скотч; плоскостная игрушка “Солнышко”
Ход занятия
1. Приветствие. “Доброе Солнышко”
Цель: Установить положительные, уважительные взаимоотношения, между детьми в группе. Настрой на работу.
Материал: Полуплоскостная игрушка “Солнышко”, представляет собой мягкую игрушку с разноцветными ладошками-лучиками, где желтый круг — символ доброты, лучи – ладошки — цвета радуги.
Ход упражнения: Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Педагог-психолог: Доброе утро, ребята! Я рада поприветствовать сегодня вас на нашем занятии. И вместе со мной сегодня с вами очень хочется поздороваться вот это Солнышко Дружбы, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся (дети встают в круг и берутся за лучики-ладошки солнышка)
- Скажем все вместе друг другу “Доброе утро”!
Разминка
Игра “Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе” [1]
Цели: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.
Ход упражнения: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: “Раз, два, три...” На счет “три” вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели?
— Как называется наш детский сад?
— Как меня зовут?
--- Как зовут вашего воспитателя?
— Как называется улица, на которой находится наш детский сад?
— Кто из животных умеет мяукать?
--- Как называется предмет, по которому можно звонить?
--- (ключевой вопрос) Скажите мне, как называется село, в котором мы живем?
- Правильно! Мы живем в большом селе Месягутово. Здесь много улиц, много магазинов, есть школы, есть детские сады, и есть много домов, в которых живут люди. И есть дома, в которых живем мы сами.
- Но также среди сел и деревень на нашей планете есть много городов! Вы были когда-нибудь в городе?
(ответы детей)
- Дети скажите, а из чего состоит город? (ответы детей)
- Город очень большой. Там огромное количество улиц и домов. И дома там очень большие и высокие. Из нескольких этажей.
- А вы хотите построить город, но не простой, а город дружбы?
(ответы детей.)
3. Основная часть.
Упражнение “Строитель” [2]
Цель: исследование межличностных взаимоотношений, развитие умения позитивного взаимодействия детей друг с другом.
- А может ли город состоять из одного дома (ответы детей).
- Надо построить ещё дома. А из чего мы будем строить? А какие стройматериалы нужны? (ответы детей).
Ход упражнения: В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя.
Например: “Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь” или “Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает”.
(Обсуждение построек).
- Что вы построили? Кто живет в вашем доме? Чем любит заниматься? Есть ли у него друзья? С кем бы он хотел подружиться?
Совместный вывод: жители города живут дружно, весело и всегда помогают друг другу.
Игра “Паутинки”. (Упражнение “Паутина добрых слов”).
Педагог-психолог: У меня есть “клубочек дружбы”, который я передам (ИМЯ РЕБЕНКА). Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят (либо отдаст в руки), сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Педагог-психолог: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
(Ответы детей)
Педагог-психолог: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
4. Игра “Коврик мира” [3]
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие “Коврика мира” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Материал: Для игры необходим кусок ткани размером 90*150, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Ход игры
Педагог-психолог. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?
Перед вами лежит коврик мира. Давайте посмотрим, что может получиться, если мы воспользуемся этим ковриком? (Психолог кладет на пол коврик, а на него – красивую книжку или занятную игрушку)
- Представьте себе, что (ИМЯ РЕБЕНКА) и (ИМЯ РЕБЕНКА) хотят взять эту игрушку поиграть, но она одна, а их – двое. Они обА сядут на этот коврик мира, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так.
(Дети занимают места на ковре).
- Может у кого-то из ребят есть предположение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии педагог предлагает детям украсить кусок ткани: “Сейчас мы с вами превратим этот кусок ткани в коврик мира” нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить.
Вопросы для обсуждения:
- Почему так важен для нас “коврик мира”?
- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- Почему недопустимо применение в споре насилия?
- Что вы понимаете под справедливостью?
5. Подведение итогов занятия.
Педагог-психолог: Наш коврик мира, коврик дружбы теперь будет помогать нам на наших следующих занятиях. Если вдруг вы поссоритесь, или вам нужно вместе решить какую-то трудную ситуацию, он вам обязательно в этом поможет.
- С помощью сегодняшнего занятия мы с вами сейчас смело сможем составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни.
- Помогать другу.
- Быть честным.
- Уступать.
- Не бояться просить прощения.
- Не грубить.
- Не жадничать.
- Не злиться.
- Соблюдая эти правила, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям построенные дома Дружбы получились большими и красивыми.
Дети встают в круг, берут за ладошки “Солнышко” и говорят друг другу “До свидания”!
Использованная литература.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2. М: Генезис 1998 — 160 с.: ил.
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.: ил.
- Соболева А.Н. Ковер мира. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними. //Еженедельная методическая газета для педагогов- психологов “школьный психолог”, М.: ИД “Первое сентября”, 2004 г., №40