Цель урока
- Образовательная: (предметные результаты) формировать навык правописания гласных букв в сочетаниях жи, ши. Обобщение и повторение темы; формирование навыков правописания и самоконтроля; совершенствование навыков письма.
- Развивающая: (метапредметные результаты) развивать умение осуществлять самоконтроль при использовании правила; расширение словаря учащихся, знакомство с новыми словами; развитие речи, мыщления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций.
- Воспитательная: (личностные результаты) воспитание интереса к русскому языку.
Задачи урока: формировать у учащихся навыки правописания сочетаний жи – ши; развивать умение оформлять предложения на письме, видеть орфограммы и подбирать проверочное слово.
Планируемые результаты:
- Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. предметные формировать навык правописания гласных букв в сочетаниях жи, ши.
- Метапредметные: развивать умение осуществлять самоконтроль при использовании правила.
- Познавательные УУД:
- Логические - построение рассуждений, осуществление процессов анализа,синтеза, обобщения; постановка и решение проблем – создание способов решения проблемной ситуации, употребление вежливых слов в речи.
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
- Коммуникативные УУД: уважительное отношение друг другу
Виды совместной деятельности: Фронтальная работа, работа в парах.
Формы работы: В рамках урока используются индивидуальная, коллективная и фронтальная форма работы.
Оборудование: Карточки: девиз, этапы урока
Плакат: правила об охране природы
Иллюстрации Карточки со словами, с заданиями
Ход урока
1. Организационный момент.
Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Ведь письмо сейчас у нас!Проверьте, готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ваша ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
- Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца урока.
- Я желаю вам удачи на уроке. Пожелайте удачи друг другу.
- Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока:
1. Вести себя спокойно.
2. Не выкрикивать.
3. Быть терпимым.
4. Дать возможность высказаться своим товарищам.
5. Уважать друг друга.
На доске открыт девиз урока:
Вперед - к вершине знаний!
2.Актуализация знаний. Повторение.
- Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете?
- И вы, как всегда, отправляетесь в добрый путь за новыми знаниями. Расскажите, как вы открываете новые знания?
- А что вы уже знаете?
(Вопросы по теме задает ученик)
Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в страну Знаний, чтобы совершить одно маленькое открытие.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга).
- Какие два шага необходимо сделать при открытии (1 - самим понять, что еще не знаем 2 - самим “открыть” новое знание)
- Перед вами этапы - план нашего урока, расположите их в привычном или понравившемся порядке:
-- Организационный момент
-- Повторение
-- Чистописание
-- Изучение нового материала
-- Физкультминутка
-- Закрепление
-- Подведение итогов
3. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте загадку и отгадайте:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе ....(живот)Кто живет у нас на крыше
А в чулане живут....(мыши)-
Выставляются слова на карточках на доске.
- Что объединяет эти слова? (Гласная буква в сочетаниях жи –ши)
– Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
– Какие задачи будем решать? (Будем учиться писать гласную букву в сочетаниях жи, ши).
- Давайте сформулируем тему нашего урока:
Тема “Сочетания жи – ши”.
Введение в тему.
Рассказ учителя “Сказка про шипящих”.
- Ж и Ш пошли в лес. Какие чудеса там они творят в лесу? Давайте, посмотрим. Прежде чем, войти в лес, какие правила об охране природы они должны знать? (на доске плакат).
- Нельзя срывать цветы!
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!
- Нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
- Нельзя обижать лягушек и жаб!
- Нельзя ловить диких животных и уносить их домой!
- Будь природе другом! (ученики читают)
4. Чистописание
- Какие буквы или слоги мы будем писать?
Правильно, пишем слоги жи – ши
(показ учителя)
- Пропишите слоги, соблюдая правила каллиграфии.
5. Открытие нового знания.
- Задайте вопросы к картинке?
(работа в паре.)
- Назовите слова с сочетаниями жи – ши:
(Камыши, шишки, тишина.)
- А кого мы еще можем встретить в лесу?
На доске открываются картинки.
- Отгадайте загадку:
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят. (ежик)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжики)
На доске карточки со словами:
- Какие буквы пропущены?
камыш. ш.шки тиш.на еж.к рыж.ки
– Верно ли моё утверждение о том, что в данных словах все согласные твёрдые?
– Что особенного заметили? (Заметили такую особенность, что после твёрдого согласного стоит гласный /и/.
– Какое правило можно сформулировать исходя из этого? Обсуждают и отвечают на поставленный вопрос.
- Давайте их запишем в тетрадь. (Ученики пишут в тетрадь. Взаимопроверка)
6. Применение нового знания
- На столах для вас лежат карточки. Работать будете в парах, совместно принимая решение и контролируя правильность выполнения.
- Положите перед собой карточку 1.
Карточка 1: Составь предложение и запиши его в тетрадь.
(В, поймали, малыш..., еж..ка, кустах.)
Проверка:
(Малыши поймали ежика в кустах.)
- Прокомментируйте.
7. Физкульминутка
8. Закрепление
Работа в парах:
Карточка 2: задание: измени слова так, чтобы они обозначали много предметов.
Образец:
- Уж - ужи
- Нож-
- Шалаш -
- Стриж -
- Груша -
- Камыш –
Проверка на доске.
9. Итог урока.
– Какую цель мы ставили на уроке?
– Что нового для себя открыли?
– Какие слова с сочетаниями жи, ши запомнили?
– Какую гласную букву нужно писать в сочетаниях жи, ши?
10. Рефлексия.
- Кому было сегодня легко на уроке, кто все понял? (учащиеся показывают синюю сигнальную карточку)
- У кого были небольшие затруднения? (красную карточку)
- Оцените в тетрадях свою работу.
- Вы все сегодня хорошо потрудились. Скажите друг другу спасибо.
- Вы сегодня молодцы!!!