Сочетание "жи-ши"

Разделы: Начальная школа


Цель урока

  • Образовательная: (предметные результаты) формировать навык правописания гласных букв в сочетаниях жи, ши. Обобщение и повторение темы; формирование навыков правописания и самоконтроля; совершенствование навыков письма.
  • Развивающая: (метапредметные результаты) развивать умение осуществлять самоконтроль при использовании правила; расширение словаря учащихся, знакомство с новыми словами; развитие речи, мыщления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций.
  • Воспитательная: (личностные результаты) воспитание интереса к русскому языку.

Задачи урока: формировать у учащихся навыки правописания сочетаний жи – ши; развивать умение оформлять предложения на письме, видеть орфограммы и подбирать проверочное слово.

Планируемые результаты:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. предметные формировать навык правописания гласных букв в сочетаниях жи, ши.
  • Метапредметные: развивать умение осуществлять самоконтроль при использовании правила.
  • Познавательные УУД:
    • Логические - построение рассуждений, осуществление процессов анализа,синтеза, обобщения; постановка и решение проблем – создание способов решения проблемной ситуации, употребление вежливых слов в речи.
    • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
    • Коммуникативные УУД:  уважительное отношение друг другу

Виды совместной деятельности: Фронтальная работа, работа в парах.

Формы работы: В рамках урока используются индивидуальная, коллективная и фронтальная форма работы.

Оборудование: Карточки: девиз, этапы урока

Плакат: правила об охране природы

Иллюстрации Карточки со словами, с заданиями

Ход урока

1. Организационный момент.

Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Ведь письмо сейчас у нас!

Проверьте, готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ваша ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.

- Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца урока.

- Я желаю вам удачи на уроке. Пожелайте удачи друг другу.

- Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока:

1. Вести себя спокойно.

2. Не выкрикивать.

3. Быть терпимым.

4. Дать возможность высказаться своим товарищам.

5. Уважать друг друга.

На доске открыт девиз урока:

Вперед - к вершине знаний!

2.Актуализация знаний. Повторение.

- Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете?

- И вы, как всегда, отправляетесь в добрый путь за новыми знаниями. Расскажите, как вы открываете новые знания?

- А что вы уже знаете?

(Вопросы по теме задает ученик)

Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в страну Знаний, чтобы совершить одно маленькое открытие.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга).

- Какие два шага необходимо сделать при открытии (1 - самим понять, что еще не знаем 2 - самим “открыть” новое знание)

- Перед вами этапы - план нашего урока, расположите их в привычном или понравившемся порядке:

-- Организационный момент

-- Повторение

-- Чистописание

-- Изучение нового материала

-- Физкультминутка

-- Закрепление

-- Подведение итогов

3. Создание проблемной ситуации.

- Послушайте загадку и отгадайте:

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе ....(живот)

Кто живет у нас на крыше
А в чулане живут....(мыши)-

Выставляются слова на карточках на доске.

- Что объединяет эти слова? (Гласная буква в сочетаниях жи –ши)

– Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

– Какие задачи будем решать? (Будем учиться писать  гласную букву в сочетаниях жи, ши).

- Давайте сформулируем тему нашего урока:

Тема “Сочетания жи – ши”.

Введение в тему.

Рассказ учителя “Сказка про шипящих”.

- Ж и Ш пошли в лес. Какие чудеса там они творят в лесу? Давайте, посмотрим. Прежде чем, войти в лес, какие правила об охране природы они должны знать? (на доске плакат).

- Нельзя срывать цветы!

- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!

- Нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

- Нельзя обижать лягушек и жаб!

- Нельзя ловить диких животных и уносить их домой!

- Будь природе другом! (ученики читают)

4. Чистописание

- Какие буквы или слоги мы будем писать?

Правильно, пишем слоги жи – ши

(показ учителя)

- Пропишите слоги, соблюдая правила каллиграфии.

5. Открытие нового знания.

- Задайте вопросы к картинке?

(работа в паре.)

- Назовите слова с сочетаниями жи – ши:

(Камыши, шишки, тишина.)

- А кого мы еще можем встретить в лесу?

На доске открываются картинки.

- Отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят. (ежик)

Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжики)

На доске карточки со словами:

- Какие буквы пропущены?

камыш. ш.шки тиш.на еж.к рыж.ки

– Верно ли моё утверждение о том, что в   данных словах все согласные твёрдые?

– Что особенного заметили? (Заметили такую особенность, что после твёрдого согласного стоит гласный /и/.

– Какое правило можно сформулировать исходя из этого? Обсуждают и  отвечают на поставленный вопрос.

- Давайте их запишем в тетрадь. (Ученики пишут в тетрадь. Взаимопроверка)

6. Применение нового знания

- На столах для вас лежат карточки. Работать будете в парах, совместно принимая решение и контролируя правильность выполнения.

- Положите перед собой карточку 1.

Карточка 1: Составь предложение и запиши его в тетрадь.

(В, поймали, малыш..., еж..ка, кустах.)

Проверка:

(Малыши поймали ежика в кустах.)

- Прокомментируйте.

7. Физкульминутка

8. Закрепление

Работа в парах:

Карточка 2: задание: измени слова так, чтобы они обозначали много предметов.

Образец:

  • Уж - ужи
  • Нож-
  • Шалаш -
  • Стриж -
  • Груша -
  • Камыш –

Проверка на доске.

9. Итог урока.

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Что нового для себя открыли?

– Какие слова с сочетаниями жи, ши запомнили?

– Какую гласную букву нужно писать в сочетаниях жи, ши?

10. Рефлексия.

- Кому было сегодня легко на уроке, кто все понял? (учащиеся показывают синюю сигнальную карточку)

- У кого были небольшие затруднения? (красную карточку)

- Оцените в тетрадях свою работу.

- Вы все сегодня хорошо потрудились. Скажите друг другу спасибо.

- Вы сегодня молодцы!!!