Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден в более позднем возрасте.
К сожалению, в данное время отмечается тенденция роста речевых патологий, самым распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Изучая проблему общего недоразвития речи, ряд авторов (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.) отмечают, что у детей с ОНР наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.
Рассматривая слово, как одну из основных единиц языка и имеющую сложное строение, авторы выделяют следующие составные его части: предметная отнесенность, или денотативное значение, сигнификативное значение (раскрывающее существенные признаки явления действительности), коннотативный компонент (связанный, соотносящийся по значению). Слова связаны друг с другом смысловыми связями, организуют семантические поля и по мере развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей. В процессе развития ребенка значение слова развивается в двух аспектах — смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова представляет собой изменение отнесенности слова к предмету, к системе категорий, включающих данный предмет. Системное развитие значения слова связано с изменением системы психических процессов, которая стоит за данным словом. Слово постепенно приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Формирование понятийного обобщения проходит несколько этапов и развивается от конкретных, чувственных образов к абстрактному, обобщенному.
Особенности овладения лексикой детей с общим недоразвитием речи имеет следующие закономерности:
- Ограниченность пассивного словаря;
- Сложность актуализации конкретного лексического минимума показывает ограниченность объема словаря дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормой. Дети с нарушениями речи не знают названий некоторых предметов, не связанных с их деятельностью, обозначающих сходные предметы, части целого, признаки высоты, толщины, ширины, не знают глаголов, обозначающих похожие действия.
- Отсутствие в лексиконе многих общеупотребительных слов, что объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. При назывании картинок дети допускают ошибки по внешнему сходству предметов ( кроссовки – сапоги), сходству по назначению предметов (кастрюля – ведро).
- Бедность словаря глаголов и прилагательных, замены их на основе сближения ситуативной семантики слов.
- У дошкольников с недоразвитием речи понятия о предмете, действии, признаке еще не выделены в самостоятельные понятия, что говорит о несформированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов.
- Дети с ОНР употребляют только один из синонимов. Их ответы однообразны, типичны. Вместо слов-синонимов дети используют слова-объяснения (веселый – это когда смеется); при употреблении слов-антонимов часто повторяют исходное слово с частицей “не” (узкий — не узкий).
Таким образом, характер данных ошибок указывает на недостаточность сформированности синтагматических связей, несформированность семантической организации речи в целом у детей с ОНР.
Для оптимизации коррекционной работы в логопедической практике широко используются разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, применяются различные адаптированные технологии, эффективность которых определяется практикой. Одним из таких способов является составление синквейна, успешно применяемый автором еще в работе с дошкольниками с недоразвитием интеллекта. Работая с дошкольниками с сохранным интеллектом, имеющими ОНР, последние два года так же практикую применение синквейна. В работе с данной категорией детей составление синквейна проходит наиболее продуктивно, поскольку сохранный интеллект позволяет критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Слово синквейн в переводе с французского языка – “стихотворение из пяти строк”. История возникновения синквейна сравнительно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса А. Крэпси, опираясь на японские стихи – хоку (хайку) – маленькие стихи, состоящие из трёх строк без рифмы.
С конца 1990-х годов данная технология стала внедряться в отечественной педагогике. Основная задача синквейна – научить ребенка мыслить максимально емко, умению выражать свои мысли кратко, четко и понятно.
Существуют два основных правила составления синквейнов: первое правило составления классических синквейнов заключается в строгом подсчете слогов в каждой из пяти строк, второе правило основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление синквейна по второму правилу является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить наиболее существенное, присущее тому или иному объекту, делать выводы и кратко их формулировать.
При составлении синквейна следует придерживаться следующих правил:
Первая строка – это тема конкретного синквейна, обычно это название явления или предмета, о котором идет речь. Чаще всего – одно слово, иногда небольшое словосочетание “Поздняя осень”. Чаще это местоимение или существительное, отвечающее на вопросы: “Кто?” или “Что?”
- Вторая строка – два слова, описывающие свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: “Какой?”, “Какая?” и т.п.
- Третья строка – три слова, которые описывают наиболее существенные, характерные действия данного явления или объекта; это глаголы или деепричастия, отвечающие на вопрос: “Что делает?”
- Четвертая строка – выражение собственного мнения по теме синквейна. Традиционно фраза состоит из четырех слов.
- Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд), содержит в себе одно слово или словосочетание. Обычно это существительное, отвечает на вопрос: “Кто?”, “ Что?”
Составление синквейна наиболее уместно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, когда у детей уже сформированы определенные знания и умения, дети должны иметь достаточный словарный запас в рамках темы, владеть обобщением, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения, знать понятия “слова-предметы”, “слова-признаки”, “слова-действия”.
Изучая данные понятия, дети соотносят их с общепринятыми графическими схемами, что в дальнейшем поможет при составлении синквейнов.
При составлении синквейнов успешно решаются следующие задачи:
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Составить синквейн получается у всех.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
- Синквейн способствует расширению объема и активизация словаря, формированию структуры значения слова;
- С помощью синквейна происходит развитие лексической системности и семантических полей;
- Происходит формирование парадигматических и синтагматических связей слов, т.е. синквейн способствует успешному преодолению нарушений лексической системности, свойственных детям с общим недоразвитием речи.
Технология составления синквейна ценна еще и тем, что носит характер комплексного воздействия, она не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций – памяти, внимания, мышления, что актуально в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ОНР.
Пример синквейна:
Осень.
Золотая, дождливая.
Осыпается, льет, моросит.
Скоро будет голый сад.
Грусть.
Литература
- Акименко, В.М. Новые педагогические технологии [Текст]: учебно-метод. пособие / В.М.Акименко. – Ростов н/Д изд. Феникс, 2008.
- Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст]: кн. для логопеда / В.М.Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст]: кн. для логопеда / В.М.Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
- Гин А. Приемы педагогической техники [Текст]: М.:Вита-Пресс, 2003.
- Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Изд-во ВЛАДОС
- Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]: кн. для логопеда / В.И. Селиверстов. М.: ВЛАДОС
- Филимонова, О.Ю., Развитие словаря дошкольника в играх [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ О.Ю. Филимонова. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”
- Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим речевым недоразвитием речи [Текст]: кн. для логопеда / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение
- Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс.
- Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - №5.
- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. // Журнал “Логопед”, - бю. 2005№5.
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника http://poddergka.pc.mskobr.ru/poleznaya-informatsiya/spetsialistam.html?id=363&task=show)