Урок химии по теме «Соли». 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели: Систематизировать и скорректировать знания о солях, их составе, классификации, способах получения, о химических свойствах. Сформировать представление о применении солей.

Задачи урока: закрепить знания о солях, рассмотрев их состав, строение и номенклатуру содействовать самостоятельному поиску решений при работе с незнакомым материалом

Оборудование: Учителю - компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска,

Ученикам: Пищевая сода, раствор поваренной соли, мел, уксусная кислота, минеральная вода, содержащая ионы серебра, инструкционные карты по проведению лабораторного опыта, текст для каждой группы.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок химии. Пусть эмблемой нашего урока будет Солнце, т.к. оно является основой жизни на нашей планете (слайд 1). А в химии тоже есть своё химическое “солнце”. Мы с вами попытаемся определить, что же является этим самым “солнцем”. Представьте себе, что вы вошли в пещеру. Сверху словно сосульки свисают сталактиты, а со дна пещеры поднимаются сталагмиты. Всё похоже на царство Снежной Королевы. Это чудо образуют карбонаты. (слайд 2)

Презентация.

Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы. Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только малахит. (слайд 2)

  • Без чего мы с вами не можем представить обеденный стол? (без поваренной соли). (слайд 2)
  • Без чего не будет пышного торта (без пищевой соды). (слайд 2)
  • Что объединяет все эти вещества? (всё это соли).

Открываем тетради и записываем тему урока “Соли”. Сегодня мы научимся классифицировать соли по их составу и уточним области применения солей.

  • Что вы ещё знаете о солях? (образуются при взаимодействии кислот с металлами, основаниями, кислотными оксидами)
  • Какие вы знаете соли? (формулы, названия).
  • А теперь запишем формулы солей, о которых шла речь ранее и проанализируем их состав.
  • Карбонат кальция CaCO3 (металл + кислотный остаток) (мел, мрамор, известняк и др.)
  • Хлорид натрия NaCL (металл + кислотный остаток) (поваренная соль)
  • Гидроксокарбонат меди (CuOH)2CO3 (металл + гидроксогруппа+кислотный остаток) (малахит)
  • Гидрокарбонат натрия NaHCO3 (металл + водород + кислотный остаток) (пищевая сода)

Мы подошли с вами к понятию классификация солей. (слайд 3)

Задание для закрепления: Распределите предложенные соли по их составу и назовите их (КNO3 BaOHCL LiHSO3 )

- соли бывают разные по составу.(выбери лишнего)

  • CuCl2 Mg(NO3)2 KHS
  • (FeOH)2SO4 NaF AlOHCO3
  • CaOHCL SnHPO4 Ba(HCO3)2

Не зря вас разделили на группы. Вы сейчас получите ватман, фломастеры и текст (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). Вам нужно прочитать и проанализировать текст, затем на ватмане составить презентацию соли, про которую идет речь в тексте. При составлении презентации акцентируйте внимание на формулу, состав, свойства, способы получения, применение.

Информации очень много. Естественно знать всё невозможно, да и не нужно. Порой мы даже и не задумываемся о том, что во многих привычных действиях используем химические свойства солей. Не говоря уж про химическое производство. Давайте попробуем рассмотреть несколько примеров, с которыми можно столкнуться в разных ситуациях. Перед вами инструктивные карточки, реактивы. Проведите, пожалуйста, эксперимент, и продемонстрируйте нам всем результат. Скажите, для чего можно использовать эту реакцию.

Инструктивная карточка №1.

К раствору хлорида натрия прилейте минеральную воду, содержащую ионы серебра. Появление белого осадка свидетельствует о содержании ионов серебра в предложенном образце минеральной воды. Этим способом можно установить соответствие записи на этикетке и содержимого. (слайд4)

NaCL+АgNO3 ---> АgCL+NaNO3

Инструктивная карточка №2.

К пищевой соде прилейте раствор уксусной кислоты. Вы наблюдаете бурное выделение углекислого газа. Именно благодаря этой реакции и поднимается тесто при выпечке. (слайд 4)

NaHCO3+ CH3COOH ---> CH3COONa + H2O + CO2

Инструктивная карточка №3.

На кусочек мела капните немного уксусной кислоты. Вы наблюдаете бурное выделение углекислого газа. Этой реакцией можно определять подлинность мраморных изделий, т.к. в состав мела и мрамора входит карбонат кальция. (слайд 4)

СаСО3+2СН3СООН --->(СН3СОО)2Са+Н2О+СО2

Следующая ситуация. Представьте, что вы работаете экономистом на химическом предприятии. Вам нужно выбрать какое сырьё выгоднее использовать. (слайд 4)

В пищевой соде и в хлориде натрия содержится натрий. Рассчитайте, в каком соединении массовая доля натрия больше и какую из этих солей экономически выгоднее использовать для получения металлического натрия.

Решение:

М(NaCL )=58,5 г/моль w(Na)=23/58,5=0,39 или 39%

М(NaHСО3)=84 г/моль w(Na)=23/84=0,27 или 27%

Следующая ситуация вам более близка, т. к. с удобрениями мы сталкиваемся часто. На странице 112 задача №1. В каком удобрении больше содержание азота.

Решение:

М( NaNO3)=23+14+16*3=85г/моль w(N)=14/85=0,165 или 16,5%

М(NH4NO3)=14+4+14+16*3=80г/моль w(N)=28/80=0,35 или 35%

М(NH4)2SO4 =(14+4)*2+32+16*4=132г/моль w(N)=28/132=0,21 или 21%

Мы убедились, что соли имеют большое практическое значение. Применяются в разных отраслях народного хозяйства. (слайд 5)

Итак, что же вы сегодня узнали нового о солях?

- зная формулу соли можно просчитать экономическую выгодность использования.

- зная свойства солей можно определить их наличие в разных изделиях.

- уточнили области применения солей.

Доказали ли мы с вами, что соли являются своеобразным “солнцем” химии? Последняя схема показывает, что соли используются во многих отраслях н.х. Позже вы неоднократно будете убеждаться, в том, что какой класс химических веществ вы бы не изучали, обязательно будет связь с солями. На солях смыкаются все классы органических и неорганических соединений. Знаем мы о принадлежности вещества к классу солей или не знаем, но многие из окружающих нас веществ являются солями. Не зря у слов соль и солнце один корень.