Декоративные шкатулки. Техника изготовления шкатулки

Разделы: Технология


Цель урока: формировать у учащихся универсальные учебные действия, расширить знания об инструментах и материалах для вышивки, ознакомить с    классификацией  лент, с техникой выполнения швов, показать связи с  ранее  изученными  материалами,  создать условия для формирования у учащихся качеств, творчески думающей, эстетически развитой личности.

Задачи урока:

  • обобщить знания о стежках, применяемых в вышивке;
  • научить учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением;
  • способствовать всестороннему развитию личности учащихся;
  • воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Материально-техническая и дидактическая база:

  • Компьютер, мультимедийный проектор;
  • Рабочая тетрадь;
  • Дополнительная литература;
  • Презентация учителя;
  • Технологические и инструкционные карты (ТК, ИК);
  • Образцы изделий, декорированных вышивкой лентами.

Инструменты, материалы, приспособления: пяльцы, кусочки тканей нужного размера, нитки мулине, иглы вышивальные, ленты различных цветов и ширины, образцы рисунков вышивки, фотографии, синтепон, ленточки атласные для вышивки цветов и листиков, бисер, бусы, блестки, декоративная тесьма, шнур, схемы композиционного построения, карандаши, копировальная бумага, ножницы.

Методы обучения:

  • Проблемный (постановка проблемы, поиск выхода из неё).
  • Частично-поисковый (работа учащихся по самостоятельному созданию композиции, нахождению цветового решения работы, подбору цветовой гаммы вышивки, и выполнению вышивки лентами).
  • Беседа с объяснением нового материала.
  • Практическая работа по технологическим картам.
  • Демонстрация трудовых приёмов.

План проведения урока

I. Организация класса, постановка проблемы, нахождение пути выхода из неё, определение темы урока.

Приветствие, постановка проблемы: Ребята, как вы думаете, где хранили ценные вещи, украшения наши бабушки? (шкатулка, сундук, коробочки). Ни одна настоящая мастерица не сможет творить без удобной корзинки, шкатулки, где будут лежать все необходимые ей материалы. Шкатулку можно, конечно, купить в магазине, но такие изделия стоят денег, и не всегда обычная девушка может себе позволить её приобрести. (Можно сделать своими руками). Да, можно сделать шкатулку самим и она будет отличаться уникальностью и оригинальностью, станет прекрасным дополнением к интерьеру, подарком. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (слайд 1)

II. Актуализация знаний.

А что для этого нужно знать? (Из каких материалов можно сделать шкатулку, в какой технике, каких размеров будет готовое изделие, правила безопасной работы с ножницами, иглами, нагревательными приборами).

Сообщение учащегося о формах, видах и техники изготовления шкатулок.

На предыдущих уроках мы познакомились с понятиями о вышивке, как традиционно русском виде рукоделия, узнали историю различных видов вышивок, их классификацию, познакомились с оборудованием и инструментами, материалом для занятия вышивкой.

III. Изучение нового учебного материала, определение целей и задач (слайды из презентации учителя)

Посмотрите, какие разнообразные виды украшения изделий, различные материалы, использовали мастера для украшения своих изделий. (слайды 2, 3)

Какой вид искусства, изученный вами, вы можете применить для изготовления шкатулки? (вышивка лентами) (слайд 4)

Прежде, чем взяться за работу, вы должны знать, что главную роль в составлении любой композиции играет цвет. Нам для грамотной работы необходимо знать основные сочетания цветов. Основы теории цвета были заложены известным ученым – физиком Исааком Ньютоном. (слайд 5)Он расположил в замкнутом круге цвета спектра и добавил к ним недостающий пурпурный.

Все многообразие красочных сочетаний и цветовых оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на две группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные). (слайд 6)

Ахроматические цвета определяются только светлотой или относительной близостью данного цвета к белому.

В рукоделии рекомендуется использовать не только чистые цвета спектра, но и промежуточные оттенки цветов. Такие сочетания более мягкие, спокойны, лучше воспринимаются.

К хроматическим относятся цвета солнечного спектра: основные — красный, желтый, синий и промежуточные — оранжевый, зеленый, фиолетовый. Промежуточные, или дополнительные, цвета получаются при смешивании двух основных: оранжевый — из красного и желтого, зеленый — из синего и желтого, фиолетовый — из красного и синего. Есть также бесцветные, или нейтральные, цвета, то есть такие, которые не имеют ярко выраженных признаков. К ним относятся белый, черный, серый цвета и все их оттенки.

Хроматические цвета, в свою очередь, делятся на теплые и холодные. К теплым относятся наиболее яркие цвета, которые напоминают нам солнце и огонь — желтый, оранжевый, красный, к холодным — синий, зеленый, фиолетовый и все их оттенки. Самый теплый цвет — красный, а самый холодный — синий. В зависимости от насыщенности цвета могут быть светлыми и темными, а их сочетание называется контрастностью.

Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном — отношением одного цвета к его оттенкам, а также различных цветов друг к другу; насыщенностью или густотой и светлотой или яркостью — степенью освещенности того или другого цвета.(слайд 7)

Один цветовой тон постепенно переходит в другой. Каждый цвет имеет множество оттенков. Если в работе присутствуют оттенки одного цвета – это монохромная схема.

Монохромная схема построена на сочетании цветов одного тона, но разной насыщенности.

Цветовые сочетания. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит — гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит изделий является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Чтобы все цвета сочетались между собой и с фоном изделия, необходимо знать основные законы цветоведения.

Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов. (слайды 8, 9) Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток или лент в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.

В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные.

Цвета, расположенные точно напротив друг друга в цветовом круге называют комплиментарные (дополняющие). –желт и фиол, -крас и зел, син и оранж. Находясь рядом, они усиливают друг друга. Можно работать и по комплиментарной схеме. Развитием её является триадическая цветовая схема. Она предполагает использование трёх цветов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. (слайд10)

Диаметрально противоположные цвета и цвета, расположенные под углом 1200 , как правило, сочетаются и называются родственными. (слайд 11)

Сравните вышивки по монохромной схеме (слайд12) и вышивки по комплиментарной схеме (слайд 13).

Как правильно подобрать иглы для вышивания? Какие инструменты кроме игл нужны при выполнении всех видов вышивок? (слайд14)

Перед началом практической работы, давайте скажем, о чём надо помнить и что нужно знать, чтобы работа была в радость. (слайд15)

Все виды рукоделия имеют между собой тесную связь. Многие приемы одинаково применяются в различных видах вышивки.

Прокомментируйте отдельные приемы вышивки и вышивальные швы, которые мы изучали на предыдущих занятиях. (слайд 16)

(уч-ся перечисляют - петельки по кругу, вытянутые стежки, узелки, намётка зигзагом, стежок с завитком и др.)

Последовательность изготовления шкатулки: (слайд 17)

Шкатулка состоит из основания и крышки.

Основание шкатулки состоит из: двух донышек обтянутых подкладочной тканью соединённых между собой, цилиндра, обтянутого подкладочной тканью внутри, а с внешней стороны тканью отделочной.

Крышка – состоит из цилиндра, двух кругов, верхний круг обтянут вышивкой, нижний – подкладочной тканью.

Измеряем крышку, выкраиваем из канвы, учитывая припуски для синтепона. Намечаем рисунок карандашом. Вышиваем канву лентами. (слайды 18, 19)

Измеряем длину боковой поверхности основания. Выкраиваем с учётом припусков на шов боковую поверхность. Стачиваем боковой срез. Разутюживаем. Выворачиваем и надеваем на основание. (слайд 20)

Со стороны донышка стягиваем по периметру. Донышко обтягиваем тканью. Соединяем косыми стежками с основанием. Выкраиваем подкладку. Стачиваем. (слайд 21)

Приклеиваем подкладку с внутренней стороны, прижимая прищепками. Внутреннюю часть донышка обтягиваем тканью и вкладываем внутрь шкатулки. Измеряем длину боковой поверхности крышечки, обклеиваем тканью. (слайд 22)

Обтягиваем канвой крышечку, подложив немного синтепона. Закрепляем косыми стежками. Приклеиваем тесьму, прижимая булавками. (слайд 23)

IV. Практическая работа: вышивка лентами.

Практическое задание 1. Запялить ткань в пяльцы. Пояснить, почему рисунок должен быть нанесён на ткань до её натяжения на пяльцах или рамке?

Практическое задание 2. Выполнить вышивку.

Фронтально.

  • Что обозначают слова “дизайн и декор”?
  • Каково назначение вышивок?
  • Перечислите виды вышивок, применяемые в декоре изделий.
  • Назовите разновидности вышивок. Стежки и швы, применяемые в вышивке.

Дифференцированная самостоятельная работа учащихся по составлению композиции, вышивке фрагментов, с применением технологических карт. Работа по группам, парам, либо индивидуальная.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вводный инструктаж учителя строится на основе презентации

  • Сообщение названия практической работы;
  • Разъяснение задач практической работы;
  • Ознакомление с объектом труда (образцом);
  • Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
  • Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

- Напоминание о соблюдении т/б

Сейчас вы приступите к работе. Этот вид рукоделия предполагает составление свободной композиции. В зависимости от того, как вы расположите на ткани рисунок вышивки, зависит внешний вид и форма вашей работы.

Композиция – это умение красиво и правильно расположить фрагменты или детали рисунка.

Обратите внимание на ритм рисунка. Это определенное чередование деталей. В вышивке данного вида не должно быть прямых линий. Веточки цветков красиво изогнуты. Всю композицию воедино связывают листья. Каждый элемент должен повторяться. В зависимости от формы лоскута ткани мы располагаем рисунок вышивки по кругу, по диагонали, в выделенном поле, с краю, в углах.

Распределение по группам, парам, работа индивидуальная (по желанию).

Требования, предъявляемые к работе:

  • Технологические
  • Эстетические
  • Эксплутационные
  • Экологические
  • Экономические

Критерии оценивания работы(слайд 24)

  • Организация рабочего места.
  • Соблюдение правил техники безопасности.
  • Использование инструментов по назначению.
  • Гармония цветового сочетания.
  • Правильное применение знаний полученных при подготовке к вышивке.
  • Последовательное, аккуратное выполнение работы.

По необходимости учащиеся могут обратиться к компьютерной презентации, просматривая ее на мониторе компьютера. Учитель контролирует и координирует работу.

Подведение итогов урока учителем: Меняются времена, меняется мода, но неизменными должны оставаться добрые отношения между людьми. Вышивка актуальна и в наши дни, поэтому ваш подарок, всегда порадует тех, кому он будет предназначен. Вы так же можете пополнить свой гардероб и дополнить интерьер вышитыми вещами. Для этого надо совсем немного: научиться вышивать. Даже двумя самыми распространенными швами можно создавать замечательные узоры.

Сообщение учителя о достижении целей урока.

По окончании работы каждая группа представляет и анализирует работы, самостоятельно дают оценку своей деятельности, получают оценку работы учителя. Затем учащимся предлагается поделиться впечатлениями об уроке, узнать, какой новый опыт работы приобрели они в процессе урока, что получилось особенно хорошо, узнать, возникло ли желание продолжить изучение темы самостоятельно, порекомендовать, где можно приобрести литературу или получить информацию по данной теме, предложить принять участие в проведении следующего урока.

Задание на дом: оформить работу с учётом эстетики, для участия в выставке.

Рефлексия (слайд 25)

Дополните предложения:

  • На этом уроке я узнала ..............
  • На уроке было интересно ..........
  • На уроке было трудно................
  • На уроке я научилась..................
  • Теперь я могу..............................
  • Мне захотелось...........................

Информационные ресурсы (слайд 26)

  1. Мелинда Косс. Искусство вышивки. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128с.
  2. Донателла Чотти. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия. / Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. – (Энциклопедия).
  3. Уильямс М. Шелковая лента/Перевод с англ. Н. Рейн. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128 с. (Серия “Школа изящных рукоделий”)
  4. http://www.silk-ribbon.ru/stich_.html
  5. http://www.webposidelki.ru/VL2.htm