Цель:
- развитие умения отличать предлоги от других слов в предложении;
- развитие умения правильно писать предлоги с другими словами в предложении.
Задачи: уметь отличать предлоги от других слов, раздельно писать их с другими словами в предложении, развивать мышление, умение анализировать, извлекать необходимую информацию из текстов, формировать умение планировать свою деятельность, работать в группах, парах.
Планируемые результаты:
- узнавать предлоги в устной и письменной речи;
- правильно употреблять предлоги в речи, раздельно писать со словами;
- оценивать свои достижения.
Тип урока: формирование новых знаний
Оборудование: орфографическая тетрадь, карточки с заданиями, презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к работе.
- А сейчас проверь, дружок,
- Ты готов начать урок?
- Всё на месте?
- Всё в порядке?
- Ручка, книжка и тетрадка?
- Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
II. Актуализация знаний
1. Эмоциональное введение в урок
- Я вам расскажу о междометии, а вы мне будете помогать.(Слайд 1)
Мне, - сказало Междометье, -
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет.
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет...
Тот, кого охватит страх,
Произносит слово...(все: Ах!)
У кого тяжёлый вздох,
Произносит слово...(все: Ох!)
Кто встречается с бедой
Произносит слово...(все: Ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово...(все: Эй!)
У кого захватит дух,
Произносит слово...(все: Ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
-Прочитайте предложение.
Ах, какая погода!(Слайд 2)
-Замените слово ах другими словами, которые выражают различные чувства.
-А теперь прочитаем предложения, которые у нас получились.
Ох, какая погода!
Ух, какая погода!
Ой, какая погода!
-Какие чувства может вызывать погода? (Ответы детей)
-Какие слова помогают выразить эти чувства? (Междометия.)
2. Словарная работа
-Какое словарное слово встретилось в этих предложениях? (Погода)
-Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
-Откройте орфографическую тетрадь на с.29. (Проводится работа над словом погода в тетради)
-Подберите и запишите однокоренные слова (погода, погодные (условия), распогодилосъ, непогода) (Слайд 3)
-Почему эти слова однокоренные? (Имеют общий корень и общий смысл)
III. Введение в тему урока
1. Создание проблемной ситуации
-Запишите предложение под диктовку.
-Проверьте (Слайд 4)
Зашумела, разгулялась в поле непогода.
-Задайте вопросы к каждому слову в этом предложении.
(что сделала?) (где?) (что?)
Зашумела, разгулялась в поле непогода.
-Ко всем словам вы задали вопрос?
-В записанном предложении назовите слово, к которому нельзя задать вопрос. (в)
-Как оно называется? (Предлог)
-Какой будет тема урока? (Предлог) (Слайд 5)
2. Планирование деятельности
-Давайте составим план нашей работы на уроке. Что нового мы должны узнать?
План (Слайд 6)
1. Чем отличаются междометия и предлоги?
2. Как пишутся предлоги со словами?
3. Для чего нужны предлоги?
3. Открытие нового знания, формулирование правила
-Прочитайте слова: (Слайд 7)
с, ох, над, ух, по, из, эх, за, в, ой, до, ай
-На какие две группы их можно разделить?
(Слова, выражающие чувства, – междометия и предлоги.) Запишите их.
-Что вы знаете о предлогах? (Пишутся раздельно со словами, относятся к какому-то слову.)
-Чем отличаются предлоги и междометия?
(Предлоги не употребляются самостоятельно.)
-Сравните свои знания о предлоге с тем, что говорится в учебнике о предлоге. Найдите эту информацию. (Чтение текста о предлоге в рамке учебника на с.79).
-Можно ещё что-то добавить к этой информации? (Не употребляются самостоятельно в речи.)
-А что общего у междометий и предлогов? (К ним нельзя задать вопрос)
Физкультминутка для глаз
-Глазкам нужно отдохнуть. (Закрывают глаза)
-Нужно глубоко вздохнуть.
-Глаза по кругу побегут, (Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.)
-Много-много раз моргнут.
-Глазкам стало хорошо,
-Увидят мои глазки всё!
IV. Применение полученных знаний
1. Работа по учебнику (упр. 108) – развивается умение раздельно писать предлоги со словами, составлять предложения, включающие предлоги, определять значения, которые помогает выразить предлог в предложении. (Слайд 8)
-Запишите слова с предлогами, подчеркните место между предлогом и словом. Это место называется пробел – промежуток между двумя словами.
2. Работа в парах
-Устно составьте предложения. Запишите одно понравившееся.
-Какие значения помогает выразить предлог? (Направление движения (откуда? куда?): из леса, через лес, к лесу, до леса; место (где?) около леса, за лесом, у леса, по лесу.) (Слайд 9)
Оценивание работ
3. Тестовое задание №7, тема 7-8 в рабочей тетради.
-Прочитайте задание и назовите номер варианта. Почему это слово лишнее? (Это предлог, к нему нельзя поставить вопрос)
4. Выяснение роли предлогов в предложении. (Слайд 10)
- Прочитайте предложение. Найдите предлог.
Закружились в воздухе пушистые снежинки.
-А теперь прочитайте это же предложение без предлога.
Закружились воздухе пушистые снежинки.
-Что получается? (Нарушается речь, слова не связаны между собой)
Вывод:
-Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении.)
5. Работа в группах (Слайд 11)
-Соедините при помощи предлога пары слов так, чтобы получились словосочетания:
- кофе – молоко, берёза - дом;
- стакан - стекло, гнездо - дерево;
- воробей - рябина, молоко – магазин;
- картина – стена, пирог - капуста;
- собака – улица, птица – небо;
Оценивание работ
V. Итог урока
-Ребята, вспомните, как мы планировали свою деятельность? Какие задачи поставили перед собой?
-Назовите ключевые слова урока. (Предлог, раздельно, нельзя поставить вопрос.) (Слайд 12)
-Что такое предлог?
-Как пишутся предлоги со словами?
-Для чего нужны предлоги?
VI. Рефлексия деятельности
-Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат кружочки. Закрасьте их, используя три цвета: красный, зелёный, жёлтый. (Слайд 13)
-Кто раскрасил кружок зелёным цветом? Почему?
-Кто жёлтым цветом? Какие выводы для себя сделали?
-Кто закрасил красным? Что не получилось?
VII. Домашнее задание
Дидактический материал с.46, упр.95