"Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • развитие умения отличать предлоги от других слов в предложении;
  • развитие умения правильно писать предлоги с другими словами в предложении.

Задачи: уметь отличать предлоги от других слов, раздельно писать их с другими словами в предложении, развивать мышление, умение анализировать, извлекать необходимую информацию из текстов, формировать умение планировать свою деятельность, работать в группах, парах.

Планируемые результаты:

  • узнавать предлоги в устной и письменной речи;
  • правильно употреблять предлоги в речи, раздельно писать со словами;
  • оценивать свои достижения.

Тип урока: формирование новых знаний

Оборудование: орфографическая тетрадь, карточки с заданиями, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к работе.

- А сейчас проверь, дружок,

- Ты готов начать урок?

- Всё на месте?

- Всё в порядке?

- Ручка, книжка и тетрадка?

- Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

II. Актуализация знаний

1. Эмоциональное введение в урок

Презентация.

- Я вам расскажу о междометии, а вы мне будете помогать.(Слайд 1)

Мне, - сказало Междометье, -
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет.
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет...
Тот, кого охватит страх,
Произносит слово...(все: Ах!)
У кого тяжёлый вздох,
Произносит слово...(все: Ох!)
Кто встречается с бедой
Произносит слово...(все: Ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово...(все: Эй!)
У кого захватит дух,
Произносит слово...(все: Ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
-Прочитайте предложение.

Ах, какая погода!(Слайд 2)

-Замените слово ах другими словами, которые выражают различные чувства.

-А теперь прочитаем предложения, которые у нас получились.

Ох, какая погода!

Ух, какая погода!

Ой, какая погода!

-Какие чувства может вызывать погода? (Ответы детей)

-Какие слова помогают выразить эти чувства? (Междометия.)

2. Словарная работа

-Какое словарное слово встретилось в этих предложениях? (Погода)

-Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

-Откройте орфографическую тетрадь на с.29. (Проводится работа над словом погода в тетради)

-Подберите и запишите однокоренные слова (погода, погодные (условия), распогодилосъ, непогода) (Слайд 3)

-Почему эти слова однокоренные? (Имеют общий корень и общий смысл)

III. Введение в тему урока

1. Создание проблемной ситуации

-Запишите предложение под диктовку.

-Проверьте (Слайд 4)

Зашумела, разгулялась в поле непогода.

-Задайте вопросы к каждому слову в этом предложении.

(что сделала?) (где?) (что?)

Зашумела, разгулялась в поле непогода.

-Ко всем словам вы задали вопрос?

-В записанном предложении назовите слово, к которому нельзя задать вопрос. (в)

-Как оно называется? (Предлог)

-Какой будет тема урока? (Предлог) (Слайд 5)

2. Планирование деятельности

-Давайте составим план нашей работы на уроке. Что нового мы должны узнать?

План (Слайд 6)

1. Чем отличаются междометия и предлоги?

2. Как пишутся предлоги со словами?

3. Для чего нужны предлоги?

3. Открытие нового знания, формулирование правила

-Прочитайте слова: (Слайд 7)

с, ох, над, ух, по, из, эх, за, в, ой, до, ай

-На какие две группы их можно разделить?

(Слова, выражающие чувства, – междометия и предлоги.) Запишите их.

-Что вы знаете о предлогах? (Пишутся раздельно со словами, относятся к какому-то слову.)

-Чем отличаются предлоги и междометия?

(Предлоги не употребляются самостоятельно.)

-Сравните свои знания о предлоге с тем, что говорится в учебнике о предлоге. Найдите эту информацию. (Чтение текста о предлоге в рамке учебника на с.79).

-Можно ещё что-то добавить к этой информации? (Не употребляются самостоятельно в речи.)

-А что общего у междометий и предлогов? (К ним нельзя задать вопрос)

Физкультминутка для глаз

-Глазкам нужно отдохнуть. (Закрывают глаза)

-Нужно глубоко вздохнуть.
-Глаза по кругу побегут, (Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.)
-Много-много раз моргнут.
-Глазкам стало хорошо,
-Увидят мои глазки всё!

IV. Применение полученных знаний

1. Работа по учебнику (упр. 108) – развивается умение раздельно писать предлоги со словами, составлять предложения, включающие предлоги, определять значения, которые помогает выразить предлог в предложении. (Слайд 8)

-Запишите слова с предлогами, подчеркните место между предлогом и словом. Это место называется пробел – промежуток между двумя словами.

2. Работа в парах

-Устно составьте предложения. Запишите одно понравившееся.

-Какие значения помогает выразить предлог? (Направление движения (откуда? куда?): из леса, через лес, к лесу, до леса; место (где?) около леса, за лесом, у леса, по лесу.) (Слайд 9)

Оценивание работ

3. Тестовое задание №7, тема 7-8 в рабочей тетради.

-Прочитайте задание и назовите номер варианта. Почему это слово лишнее? (Это предлог, к нему нельзя поставить вопрос)

4. Выяснение роли предлогов в предложении. (Слайд 10)

- Прочитайте предложение. Найдите предлог.

Закружились в воздухе пушистые снежинки.

-А теперь прочитайте это же предложение без предлога.

Закружились воздухе пушистые снежинки.

-Что получается? (Нарушается речь, слова не связаны между собой)

Вывод:

-Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении.)

5. Работа в группах (Слайд 11)

-Соедините при помощи предлога пары слов так, чтобы получились словосочетания:

  • кофе – молоко, берёза - дом;
  • стакан - стекло, гнездо - дерево;
  • воробей - рябина, молоко – магазин;
  • картина – стена, пирог - капуста;
  • собака – улица, птица – небо;

Оценивание работ

V. Итог урока

-Ребята, вспомните, как мы планировали свою деятельность? Какие задачи поставили перед собой?

-Назовите ключевые слова урока. (Предлог, раздельно, нельзя поставить вопрос.) (Слайд 12)

-Что такое предлог?

-Как пишутся предлоги со словами?

-Для чего нужны предлоги?

VI. Рефлексия деятельности

-Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат кружочки. Закрасьте их, используя три цвета: красный, зелёный,  жёлтый. (Слайд 13)

-Кто раскрасил кружок зелёным цветом? Почему?

-Кто жёлтым цветом? Какие выводы для себя сделали?

-Кто закрасил красным? Что не получилось?

VII. Домашнее задание

Дидактический материал с.46, упр.95