Цель:
- способствовать формированию представлений учащихся о малой родине;
- способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, интереса к истории малой родины;
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы урока.
- Сегодня я хочу начать урок со стихотворения.
Родина - слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими!
- Какое главное слово в этом стихотворении? (ответы детей)
- А что такое – родина? (ответы детей)
- Как называется страна, где мы живём? (Россия)
Сегодня я расскажу вам о нашей малой родине г Семилуки..Вы узнаете много интересного и нового.
Перед нами сегодня стоит проблемная задача, которую мы должны решить, звучит она так: Является ли г.Семилуки для нас всех.малой Родиной?
История города Семилуки.
Семилуки - город на правом берегу Дона, районный центр. Возник в 1894 году как поселок при железнодрожной станции Семилуки, названной по имени соседнего села. В 1926 году у станции Семилуки началось строительство крупного огнеупорного завода. В 1929 году завод дал первую продукцию. В 1931 году поселок Семилуки стал районным центром. В июле 1942 года поселок был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Освобожден 25 января 1943 года. Огнеупорный завод - основное промышленное предприятие поселка - был разрушен фашистами на 90 процентов. В 1954 году поселок Семилуки был преобразован в город.
В 20—30-е годы XX века семилукский участок реки Дон обследовался сотрудниками Воронежского краеведческого музея, в результате чего ими было открыто Семилукское городище.
В 2006 году археологом А. Н. Голотвиным была проведена археологическая разведка по правому берегу Дона от шоссейного моста через Дон в районе города Семилуки до впадения в Дон Ведуги. Было открыто городище Чернышова гора I. С городища была получена керамика воронежской и катакомбной культур эпохи бронзы (1-я пол. II тыс. до н. э.), боршевской культуры (X — 1-я пол. XI в.), древнерусского времени (XIII—XIV вв.) [4]. На поселениях выявлены материалы эпохи энеолита (репенская культура), бронзы (воронежская, катакомбная, абашевская, срубная культуры), раннего железного века (скифоидная, типа памятников Каширки-Седелок), древнерусского времени.
История района
История Семилукского района богата событиями и людьми. С востока на запад по территории района простирался караванный путь из Волжской Болгарии до Киева. Здесь на прекрасном взгорье после двухмесячного утомительного движения останавливались для отдыха, а затем вновь продолжали путь на запад. Лука семи кустов, Семилуки именовались эти места. В селе Семилуки найдены погребенья и клад XV столетия, в котором хранились джугитские монеты времен Куликовской битвы. В селе Семилуки обнаружены и подземные жилища древних людей, на потолке и стенах которых искусной рукой выведена христианская атрибутика. В селе Ендовище также найдены городища, датирующиеся XV-XVIII веками.
Заселение и освоение края по-настоящему началось после 1585 года, т.е. времени построения Воронежской крепости. Во второй половине XVII столетия территория района входила в состав Землянского уезда. С проведением в 1894 году железнодорожной ветки появился небольшой полустанок "Семилуки", давший в последствии основание будущего городу.
Советская власть в районе была установлена в конце 1917-начало 1918 годов. В годы гражданской войны здесь развернулись ожесточенные сражения с войсками внутренней и внешней контрреволюции. Летом 1942 года война вновь пришла в эти края. С июля 1942 года по 26 января 1943 года район находился под властью немецко-фашистских войск. На битву с врагом из сел района ушла 41 тысяча жителей. На полях сражений в годы войны полегло более 16 тысяч семилукцев. Имена многих из них присвоена улицам, площадям, переулкам, паркам и скверам. О них молчаливо возвещают памятники и обелиски, стоящие почти в каждом населённом пункте района. В ходе Воронежско-Косторенской операции в конце 1943 года территория района была окончательно очищена от врага. В тяжелых условиях приходилось жителям восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. 9 мая 1965 года в канун 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне открыл двери для посетителей музей района.
На территории района находится 17 братских захоронений, где покоится прах более 2,5 тысяч погибших героев войны, 38 памятных мест.
Послевоенные годы - это цепь непрерывных лишений, невзгод и невиданного массового героизма на трудовом фронте. За годы войны семилукская земля дала Родине 16 Героев Советского Союза - Ф.П. Зацепилова, М.И. Крымова, А.М. Кульнева, Ф.П. Висловского, И.Д. Меркулова, М.Н. Михина, П.Г.Телегина, К.Ф. Позднякова, Н.А. Свиридова, А.Е. Скворцова, И.М. Мурзы, И.Ф.. Сергеева, П.А. Скрыльникова, С.М. Сорокина, Н.С.Шендрикова, П.Е. Шишкина. Четверо уроженцев края стали полными кавалерами орденов солдатской славы - В.В. Попов, П.П. Праслов, П.Ф. Шепилов и Т.Я.Усачев.
В мирное время колхозная нива взрастила пять Героев Социалистического Труда - И.В.Макарова, А.В. Марчукова, М.И. Меркулова, И.И. Соколова, В.Ф. Крюкову.
В разное время на этой земле жили и трудились, посещали ее поэты М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, писатель В.М. Бахметьев, сказительница А.К. Барышникова, ученик И.Е. Репина - художник А.Н. Новоскольцев и др.
Творческая работа
- Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашему, городу, школе?
Напишите свои пожелания на листе бумаги .Я заготовила вам заранее вырезанных из бумаги голубей,на которых вы напишите пожелания.
Итог урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
- А что понравилось?